В настоящее время слово «бюджет» употребляют для обозначения любого баланса денежных средств (доходов и расходов) любого субъекта экономики (государства, республики, предприятия, семьи и т.п.). Республиканский бюджет Республики Башкортостан является одновременно правовой и экономической категорией. Как экономическая категория республиканский бюджет выражает определенные экономические (денежные) отношения, возникающие у органов государственной власти Республики Башкортостан с юридическими и физическими лицами на территории республики, а также с органами власти Российской Федерации по поводу перераспределения валового регионального продукта (ВРП) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования республиканского хозяйства, социально-культурных мероприятий и государственного управления на территории Башкортостана. Как правовая категория республиканский бюджет представляет собой финансово-правовой акт органов государственной власти Башкортостана, ежегодно утверждаемый законом Республики Башкортостан. Закон о бюджете является основным финансовым документом республики. Он составляется на определенный период времени – бюджетный период, который, как правило, равен календарному или хозяйственному году. В разных странах начало финансового года датируется по-разному: в Бельгии, Нидерландах, Швейцарии, Финляндии, Франции он совпадает с календарным (с 1 января); в Великобритании, Канаде, Японии он начинается 1 апреля; в Италии, Норвегии, Швеции – с 1 июля, а в США бюджетный год начинается 1 октября. На всей территории Российской Федерации (в т.ч. и в Республике Башкортостан) действует единый финансовый (бюджетный) год. Бюджетный год является периодом продолжительностью в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря), в течение которого исполняется бюджет.
|
|
Основными характеристиками республиканского бюджета Республики Башкортостан являются:
1) сумма доходов (поступлений) республиканского бюджета;
2) сумма расходов (обязательств) бюджета;
3) соотношение доходов и расходов – оно может принимать одну из трех форм: баланса, дефицита или профицита. Баланс отражает равенство доходной и расходной частей бюджета. Когда бюджет показывает, что расходы точно равны доходам, его называют сбалансированным.Если расходы превышают доходы, то этот бюджет имеет дефицит. В случае же превышения доходов бюджета над его расходами образуется остаток свободных денежных средств – профицит. В последних двух случаях решаются проблемы устранения несоответствия: либо применяются антидефицитные меры, либо излишек используется на производственные нужды.
|
|
В частности, в последние годы республиканский бюджет РБ характеризовался следующими показателями (табл. 7.4).
Таблица 7.4
Основные характеристики республиканского бюджета Республики Башкортостан в 2002-2006 гг., млрд. руб.
Наименование | |||||
Доходы, всего | 25,2 | 25,7 | 30,4 | 32,2 | 48,9 |
Расходы, всего | 25,2 | 25,7 | 30,4 | 34,7 | 51,9 |
Баланс (дефицит-/профицит+) | -2,5 | -3 |
Как видно из таблицы, в последние два года бюджет Республики Башкортостан принимался с плановым дефицитом, что обусловлено особенностями налогового законодательства РФ, а также принципами бюджетного законодательства, ограничивающего возможности субъектов России в сфере заемной деятельности.
Доходы республиканского бюджета Республики Башкортостан формируются за счет налогов (70–75% от общего объема доходов бюджета – см. тему 8), а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности РБ, от внешнеэкономической деятельности республики и др.). Структура доходной части бюджета непостоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития республики, конкретной социально-экономической ситуации и направлений республиканской политики.
Целью бюджетных расходов Республики Башкортостан является финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти РБ, финансирование республиканского хозяйства и социально-культурных мероприятий. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления республики по производству общественных благ (охрана общественного правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности Башкортостана. При этом расходы республиканского бюджета, их объем и структура подвержены еще более частым изменениям, чем его доходы.
Структура доходов и расходов республиканского бюджета Республики Башкортостан представлена в табл. 7.5.
В отличие от федерального бюджета, республиканский бюджет РБ в
перечне расходов не содержит расходы на оборону, однако из него также финансируются расходы на осуществление правоохранительной деятельности.
Таблица 7.5