История мировых цивилизаций

(Пивоев Василий Михайлович)

Содержание тем дисциплины

Тема 1. Культура и цивилизация

Понятия «культура» и «цивилизация». «Формационный» и «цивилизационный» подходы к истории общества. Три значения термина «цивилизация»: 1) уровень зрелости, развития культуры, следующий за варварством; 2) форма культуры, обусловленная системой религиозных ценностей; 3) организационно-технологическая сторона общественной жизни. Концепция Тойнби: религия как зародыш цивилизации; возникает в ответ на вызов; реализует в своем развитии два взаимосвязанных закона – интеграции и дифференциации. Линейно-стадиальная концепция, концепция локальных цивилизация.

Четыре этапа цивилизационного развития: эра ручных орудий труда; аграрная эра; индустриальная эра; эра знаний. Три волны модернизационного развития Э. Тоффлера.

Современная цивилизация и ее черты: динамизм; бурный рост населения; урбанизация; интеграция; интернационализация; размах масштабов социально-политических изменений; борьба за демократию и права человека; глобализация социальных отношений.

Перспективы глобализации. Основные концепции: «Миросистемная модель» (И. Валлерстайн: три группы стран – ядро, полупериферия, периферия); Концепции глобальной культуры (М. Феверстоун: потребительство, гибридизация, фрагментация, «глоколокализм»); Концепции глобального общества (Р. Бертон: новая система международных отношений, международные организации – прообраз будущего мирового сообщества); Модель глобальной системы (Л. Склэр: транснациональные практики).

Тема 2. Древние цивилизации Ближнего Востока

Цивилизация Месопотамии. Мифология шумеров. Цивилизационные достижения шумеров: письменность и школы; светское право, парламент; изобретение плуга, колеса повозки, лодки, основ ирригации; медицина, астрономия и астрология; архитектура, строительство и транспорт. Поэмы «О все видавшем, эпос о Гильгамеше» и «Энцума элиш». Храмы-зиккураты.

Цивилизация Древнего Египта. Сельское хозяйство и орошаемое земледелие. Ремесло, торговля и мореплавание. Архитектура: гробницы, дворцы, пирамиды, жилые постройки, храмы, обелиски и колоннада. Скульптура и живопись. Медицина и храмы-лечебницы. Математика, астрономия. География. Солнечный календарь, солнечные и водяные часы. Философия герметизма. Арканы Таро. Литература и музыка.

Цивилизация Древнего Ирана и Персии. Религия зороастризма, почитание Ахурамазды и пророка Заратуштры. Почитание огня. Авеста – священная книга. Первая эсхатология. Митраизм. Геральдические символы. Космос – чаша Йимы (куб и шар).

Тема 3. Древние цивилизации Дальнего Востока

Индийская цивилизация. Роль кочевников-индоариев. Кастовая система. Киргиз Бабур и империя Великих Моголов. Веды и брахманизм. Индуизм: вайшнавизм, шиваизм, шактизм, смартизм. Архитектура и пещерные храмы Аджанты. Скульптура. Литература: «Махабхарата», «Рамаяна», «Панчатантра». Музыка и танцы.

Китайская цивилизация. Двенадцатилетний календарь и гадательные практики. Великие изобретения: военные искусства; порох; бумага; фарфор; шелк; компас; чай; книгопечатание; лапша. Керамика Исина. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, чань-буддизм, легизм. Великая Китайская стена. Геомантика и фэн-шуй. Литература и поэзия, живопись, музыка (опера), театр. Учение о здоровье цигун и боевые искусства у-шу (кунфу). Трудолюбие и выносливость. Особенности китайского этикета.

Японская цивилизация. Мифология и религия синтоизма. Самураи и кодекс Бусидо. Чайная церемония и культура гейш. Японская поэзия танку и хокку. Живопись. Ритуальная музыка гагаку. Японские сады. Театральные традиции и маски. Меч-катана – символ самурайской традиции. Проблема долга и преданности господину. Эстетика ваби-саби (красота простоты). Особенности японского этикета.

Тема 4. Буддистская цивилизация

Основатель — Сиддхарта Сакьямуни Гаутама Будда. Рождение и детство Сиддхарты. Путь от Гаутамы к Будде. Четыре священные истины: о страдании, о причине страданий, о преодолении страданий, о восьмеричном пути к преодолению страданий. Начало проповеди. Три поворота колеса дхармы. Источник проблем — невежество. Три «корзины»: правила монахов, джатаки о прошлых жизнях, философское учение. Десять цепей, приковывающих к сансаре. Десять добродетелей (парамит). Кармическая лестница. Восемь символов благих деяний. Нирвана и сансара.

Основные школы: хинаяна, махаяна, ваджраяна, чань-буддизм. Японские школы: сингон, дзэн, тэндай, нитирен, джодо, эйсай.

Монастыри. Архитектура ступ, скульптурные и живописные традиции. Высокий уровень толерантности. Эзотерические традиции Тибета. Гора Кайлас.

Тема 5. Христианская цивилизация

Предпосылки европейской цивилизации в Греции и Риме. Античная цивилизация, различие греков и римлян. Возникновение христианства. Преследования христиан. Роль императора Константина. Вселенские соборы и формирование основ христианской догматики и философии. Крестовые походы, захват и разграбление крестоносцами Константинополя.

Ереси и раскол христианской церкви в 1054 г. под влияние ереси арианства. Причины раскола (схизмы): филиокве (исхождение Святого Духа от Сына), форма причастия, направление крещения, форма креста, обет целибата, догмат о непогрешимости Папы, догмат о непорочном зачатии Девы Марии. Монастыри как культурные центры Европы: библиотека, школа и скрипторий. Христианские праздники. Отношение к телу. Инквизици и телесные наказания. «Молот ведьм» Генриха Крамера. Университеты.

Реформация и Ренессанс. Расширение горизонта, карта мира Меркатора. Антропоцентризм и рост достоинства индивида. Типография Гуттенберга и ее влияние на развитие культуры и формирование наций. Гибель Восточной римской империи. Культура Нового времени, расцвет промышленности, технический прогресс и изменения в системе ценностей. Кризис христианских ценностей и распространение атеизма. Просвещение и масонство. Французская энциклопедия и подготовка буржуазной революции. Промышленная революция и евроцентризм. Эволюционная теория Ламарка и Дарвина. Кризис атеизма и религиозный Ренессанс конца ХХ века.

Тема 6. Исламская цивилизация

Исторические и экономические условия. Пророк Мухаммед из рода Хашим племени курейшитов. Видения архангела Джибриила и полет в Иерусалим на Албораке. Аудиенция у Аллаха и миссия пророка. Посещение ада и рая. Начало проповеди и угрозы, Хиджра (переселение в Ясриб). Борьба с Меккой и победа. Смерть пророка и назначение халифом-преемником пророка Абу Бекра, а не Али. Распространение ислама среди арабов. Формирование Корана Османом. Раскол мусульман на шиитов и суннитов. Причины успеха ислама. Пять столпов ислама. Мораль ислама. Основные праздники. Иман, суфизм и шариат. Математика и медицина, архитектура и прикладные искусства, наука и техника, алхимия и магия, философия, литература и поэзия. Омар Хайям — ученый и поэт-суфизма.

Тема 7. Американская цивилизация

Колонизация англичанами, французами и испанцами Нового света. Мятеж колоний против Англии. Декларация независимости и ее отцы. Принятие Конституции и Билль о правах. Отношение к Старому свету, отношение к туземному населению (108 войн). Чернокожие рабы и борьба против рабовладения. Гражданская война в США. Статуя Свободы. Финансовая система США. Роль масонства. Потенциал правотворчества. Америка в мировых войнах. Цивилизация бизнеса. Постепенное подчинение американскому влиянию и контролю всего мира (идеологическому, финансовому, военному и экономическому). Политический цинизм.

Утрата и поиск корней. Приток иммигрантов из Старого света. Теория «плавильного котла». Мультикультурализм и его современный кризис. Вера в исключительность и американские мифы. Кризис идентичности и массовая культура.

Тема 8. Российская цивилизация

Славянское и христианское, восточное и западное. Прокопий Кесарийский и Константин Багрянородный о Руси. Мифология славян. Владимирский пантеон богов. Россия на карте Г. Меркатора. Крещение Руси Владимиром. Роль и влияние восточно-римской (византийской) цивилизации. Роль варягов и русов. Отношение кочевников и оседлых славян. Чингис-хан и его влияние на Русь. Возникновение литературы. Музыка инструментальная и вокальная. Календарь. Иконопись и фрески в архитектуре храмов. Иконописные сюжеты. Архитектура и устройство православного храма. Спор иосифлян и нестяжателей. Раскол православной церкви. Ценности православия. Традиции толерантности. Закон и справедливость на Руси. Роль Петра I. «Славянофильство» и «Западничество». Византийско-имперские амбиции и мессианское сознание. Утопические идеи в русском сознании. Русская идея и ее подоплека. Основы русской цивилизационной идеи. Литература, музыка и живопись в XIX веке.

Октябрьская революция 1917 года — жестокий социально-политический эксперимент. Российская бюрократия как основа советской цивилизации. Планы Запада относительно СССР и России. За что Россию уважают. Важнейшие установки российской цивилизации.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Самостоятельная работа заключается в изучении и осмыслении особенностей менталитета, культуры и цивилизационных особенностей разных народов в процессе подготовки к семинарским занятиям и в ходе просмотра видеоматериалов.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЫ

Опрос на семинарах и тесты для промежуточного и завершающего контроля. Вопросы для подготовки к зачету:

1. Понятия «культура» и «цивилизация»

2. Современная цивилизация и ее черты

3. Перспективы глобализации

4. Цивилизация Месопотамии

5. Цивилизация Древнего Египта

6. Цивилизация Древнего Ирана и Персии

7. Древнеиндийская цивилизация

8. Древнекитайская цивилизация

9. Цивилизация Японии

10. Возникновение буддизма

11. Формирование основных школ буддизма

12. Распространение буддизма

13. Предпосылки европейской цивилизации

14. Возникновение христианства

15. Вселенские соборы и формирование основ христианской цивилизации

16. Раскол христианской церкви

17. Реформация и Ренессанс

18. Новое время и промышленное развитие

19. Мухаммед и возникновение ислама

20. Раскол и активное распространение ислама

21. Арабская цивилизация и культура

22. Отношение в США к Старому свету

23. Отношение в США к коренному населению и чернокожим

24. Постепенное подчинение американскому влиянию и контролю всего мира (идеологическому, финансовому, военному и экономическому)

25. Славянские истоки и финно-угорское влияние в российской цивилизации

26. Восточно-римское (греко-римское) православие

27. Восточно-державное начало и общинно-групповая ответственность в России

28. Духовный потенциал и традиция в российской цивилизации

учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

7.1. Основная литература

Пивоев В. М. Культурология. М.: КноРус, 2011.

Пивоев В. М. Философия культуры. М.: Академический проект, 2009.

Фортунатов В. В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011.

7.2. Дополнительная литература

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / сост. В. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1998.

Поликарпов В. С. Закат Америки. СПб; Ростов н/Дону; Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

Моисеева Л. А. История цивилизаций: курс лекций. Ростов н/Дону: Феникс. 2000.

История мировой культуры (мировых цивилизаций) / под ред. Г. В. Драча. Изд. 5-е. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Яковец Ю. В. История цивилизаций. М.: Владос, 1997.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

Тойнби А. Дж. Постижение истории: пер. с англ. М.: Айрис-пресс, 2006.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: пер. с нем. М.: Мысль, 1993.

Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2005.

Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизации: учеб. пособие. Изд. 4-е. Брянск: Курсив, 2000.

7. 3. Интернет-ресурсы

http://rutracker.org

http://mirknig.com

http://infanata.com

http://book-i12.ru/uchebnaya-literatura/studentam-vuzov/gumanitarnye-nauki-religiya-iskusstvo/iskusstvo-kultura/kulturologiya/

http://culturalnet.ru/

материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

8.1. Требования к аудиториям (помещениям, кабинетам) для проведения занятий с указаниям соответствующего оснащения: наличие в кабинете компьютера и видеопроектора для демонстрации слайд-презентаций.

8.2. Требования к программному обеспечению при прохождении учебной дисциплины: наличие слайд-презентации и видеоматериало для семинарских занятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: