Уровень жизни и денежные доходы населения

Что такое «уровень жизни» и как его определить? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку эту сложную социально-экономическую категорию характеризуют десятки показателей. Существуют различные подходы к определению уровня жизни. Например, Госкомстатом РФ разработана система статистических показателей, характеризующих уровень жизни населения.

Возможно, идеальной стала бы разработка интегрального социально-экономического показателя – индекса человеческого развития, основанного на данных обо всех аспектах человеческого существования. Расчет этого показателя, однако, оказался бы очень громоздким и трудно интерпретируемым. Наконец, едва ли можно было бы надеяться на получение всех необходимых исходных данных, их полноту и точность. В связи с этим, индекс человеческого развития (индекс развития человеческого потенциала – ИРЧП), предложенный экспертами Программы развития ООН (ПРООН), строится на минимальном наборе индикаторов, отражающих 3 ключевые изменения человеческого развития, 3 наиболее важных аспекта человеческого выбора:

- долголетие;

- образованность;

- уровень жизни.

Выбор такого набора индикаторов обусловлен тем, что в своей совокупности они вполне адекватно моделируют всю систему жизненного выбора людей. Рассмотрим эти индикаторы более подробно.

Долголетие описывает способность прожить долгую и здоровую жизнь, что оставляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Хотя уровень заболеваемости (регистрируется по обращаемости населения в медицинские учреждения и потому далеко неполно характеризующий "нездоровье" людей) и уровень смертности, зафиксированные для одного и того же населения, прямо не связаны между собой, есть основания считать, что более низкий уровень заболеваемости при прочих равных условиях является фактором увеличения средней продолжительности жизни. Использование средней продолжительности жизни как показателя здоровья и оценки значимости, приписываемые индивидами увеличению продолжительности жизни и рассматриваемые как ключевая характеристика укрепления здоровья, с успехом практикуются в ряде макроэкономических моделей.

Образованность отражает обретение способностей к общению, обмену информацией, получению и накоплению знаний. В основу отбора этого измерения человеческого развития для расчета интегрального показателя так- же положен принцип определения базовых возможностей, которыми должны располагать люди для полноправного участия в жизни общества и внесения в нее своего вклада. В современных условиях ценность образования особенно высока и продолжает увеличиваться по мере развития современной научно-технической революции и приобретения информационным производством доминирующей роли. В то же время образованность населения многих развивающихся стран, несмотря на достигнутый ими прогресс в этой области, остается на довольно низком уровне. В связи с этим в 1990г. в качестве индикатора образованности был предложен уровень грамотности взрослого (10 лет и старше) населения, так как грамотность - это первый шаг в обучении, а для более детальной оценки этого измерения человеческого развития используются показатели более высоких ступеней образования.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Это измерение человеческого развития, создающее возможность реализации способностей индивидов, является наиболее сложным для оценки, поскольку требует учета доступности земельных ресурсов, кредитов, уровня дохода, состояния окружающей среды, обеспеченности прав человека и т.д. Однако ввиду отсутствия данных об одних параметрах и невозможность адекватной оценки других в основу расчета индикатора уровня жизни был положен показатель валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения.

ИРЧП рассчитывается на основе трех показателей: долголетия, измеряемого как продолжительность предстоящей жизни при рождении; достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, поступивших в учебное заведение первого, второго и третьего уровней и уровня жизни, измеряемого на базе реального ВВП на душу населения (ППС в долларах США).

Для построения индекса для каждого из этих показателей были установлены фиксированные максимальные и минимальные значения:

- продолжительность предстоящей жизни при рождении: 25 лет и 85 лет,

- грамотность взрослого населения: 0% и 100%,

- совокупная доля учащихся: 0% и 100%,

- реальный ВВП на душу населения: 100 и 40000 долларов ППС.

Для любого компонента ИРЧП отдельные индексы могут быть рассчитаны по следующей общей формуле:

I= (фактическое значение Xi – min значение Xi)/(max значение Xi – min значение Xi).

Отметим, что по этому показателю 1992 году Россия занимала 52 позицию среди 170 обследованных стран в мире и это было не такое уж плохое место в данном «табеле о рангах», ибо мы находились в группе из 63 стран с достаточно высоким (по отношению к среднемировым) уровнем ИРИП. К сожалению, в дальнейшем, по мере усиления процессов рыночных преобразований, Россия к настоящему моменту оказалась уже среди группы стран с низким уровнем развития – где-то во второй половине указанного перечня из 170 стран.

Очевидно, отмечая, тенденция не миновала и нашу республику, но следует подчеркнуть, что для Башкортостана расчеты об уровне ИРИП не проводились.

Рассмотрим наиболее характерные для оценки уровня жизни отдельные общепринятые показатели.

Один из главных показателей – уровень и динамика денежных доходов в среднем на душу населения (обычно определяется месячный доход) за период рыночных реформ и в России в целом, и в Башкортостане в частности, денежные доходы по сравнению с уровнем 1990 г. заметно снизились в первой половине переходного периода (1991-1997гг), а затем стали постепенно нарастать. Однако уровня средних докладов дореформенного периода экономика как в России в целом, так и в Башкортостане по данным на начало 2006 года далеко еще не достигла.

Официальные данные о динамике денежных доходов по республике (в ценах соответствующих лет, т.е. в номинальном исчислении):

1990г.- 181 руб.

1995г.- 326 тыс. руб.

2000г - 1736 руб.

2001г.- 2400 руб.

2002г.- 3134 руб.

2003г. – 4153 руб.

2004г. – 5140 руб.

2005г. – 6490 руб.

Делать какие–либо выводы о действительных тенденциях динамики денежных доходов в республике, очевидно, ни в коем случае нельзя. Необходимо учесть, что в рассматриваемом периоде происходили очень бурные инфляционные процессы, а также проводилась деноминация денежных знаков. С учетом указанных обстоятельств определяется реальный показатель располагаемых денежных доходов населения. Динамика этого показателя для Башкортостана и для России (в среднем) показана на рис. 10.1 (в процентах к 1997г.).

РРис.10.1

Заметим, что с учетом больших различий в покупательной способности рубля в дореформенный период и в сегодняшние дни реальный уровень доходов в 2005 г. составляет приблизительно 70% к уровню 1990г. Это общая тенденция для России в целом и для всех регионов. Однако следует заметить, что относительные темпы падения этого показателя в 90-е годы были ниже в республике, чем в среднем по России, а относительные темпы роста доходов в первые годы ХХI века – были выше среднероссийских, что хорошо видно на графике. В результате в Башкортостане произошло относительно улучшение уровня жизни по показателю среднедушевых доходов. Если в 90-е г. по этому параметру республика была на 66 месте среди регионов России, то в 2005г. она занимает уже 28 место. В последние годы наблюдается также заметный рост покупательной способности населения (соотношение среднедушевого денежного дохода и величины прожиточного минимума). В 2005 году по этому параметру республика занимала 9-е среди 89 регионов РФ.

Прожиточный минимум - важнейший индикатор для оценки уровня жизни. Различают физиологический и социальный прожиточный минимум. Первый, физиологический прожиточный минимум представляет собой стоимостное выражение минимального набора материальных благ и услуг, обеспечивающих удовлетворение потребностей на уровне нищеты. Этот показатель называют бюджетом прожиточного минимума (БПМ).

Основой для расчета БПМ является так называемая потребительская корзина, в которой заложены определяемые специалистами минимально допустимые уровни потребления основных продуктов питания, некоторые непродовольственные товары, а также такие жизненно-важные услуги, как ЖКХ, транспорт и другие.

Состав потребительской корзины определяется специальным Законом для основных демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети), причем нормативы должны пересматриваться не реже 1 раза в 5 лет. В настоящее время в Башкортостане действует Закон о потребительской корзине, принятый в марте 2006г. (публикация в газете «Республика Башкортостан» 4 апреля 2006г.).

Заметим, что в те же сроки принят аналогичный Закон также в масштабе всей Российской Федерации.

Величины бюджета прожиточного минимума определяется регулярно по данным отчетности каждые 3 месяца (т.е. 4 раза в год) и, соответственно, обязательно публикуется для сведения населения.

Уровень БПМ, как правило, все время возрастает в своем размере под влиянием инфляции. О динамике изменения уровня БПМ для республики можно судить по усредненным данным за отдельные периоды:

2000г.- 800 руб.

2002г.- 1550 руб.

2003г. -1780 руб.

2004г. -1968 руб.

2005г.- 2390 руб.

По показателю прожиточного минимума по сравнению со среднероссийским уровнем и уровнем для многих других регионов Башкортостан отличается в лучшую сторону. Стоимость БПМ у нас, как правило, заметно ниже, чем в среднем по России, и ниже, чем в таких регионах, как Москва, Татарстан, Оренбург, Пермь и др. В республике наиболее благоприятное соотношение среднедушевых доходов и прожиточного минимума среди остальных регионов Приволжского федерального округа.

Социальный прожиточный минимум включает в себя не только удовлетворение потребностей на уровне выживания, но предполагает относительно нормальные условия жизни и воспроизводства рабочей силы. Количественно размер социального минимума примерно в 2,5 раза выше БПМ и его обычно называют минимальным потребительским бюджетом (МПБ).

Рассмотренные здесь средние данные о положительных тенденциях роста доходов в РБ не дают полного ответа об уровне жизни в республике.

Несмотря на устойчивый рост доходов, социальная поляризация сохраняется на относительно высоком уровне. Особенно заметна дифференциация в зависимости от места проживания. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств среднедушевой денежный доход в 2004 году сложился в среднем на городского жителя в размере 3838,8 рубля в месяц, на сельского жителя - 1710,5 рубля в месяц, или 44,5% от уровня в городе. Большой разрыв в уровне денежных доходов в городской и сельской местности обусловлен, прежде всего, низкой оплатой труда в сельском хозяйстве. Однако денежные доходы не в полной мере отражают уровень материального благосостояния населения, поскольку в бюджете домашних хозяйств существенны натуральные поступления. Так, в общей стоимости потребленных продуктов питания доля поступлений от личного подсобного хозяйства на селе составляет 43,3%.

Важным показателем стабилизации уровня жизни населения является "индикатор политики доходов", или соотношение среднемесячной заработной платы со среднедушевым денежным доходом. За 2004 год это соотношение увеличилось по сравнению с 2003 годом с 1,07 до 1,1.

Среднемесячная заработная плата, начисленная работникам в 2004 году, сложилась в размере 5495,5 рубля, и по сравнению с предыдущим годом возросла на 22,6%. Индекс реальной заработной платы составил 108,6%.

Продолжают оставаться высокими межотраслевые различия в оплате труда. Ниже средней по республике остается заработная плата в ряде отраслей: в сельском хозяйстве - 2069,8 рубля (38% от средне- республиканского уровня), в лесном хозяйстве - 3094,9 рубля (56%), в легкой промышленности - 3483,6 рубля (63%), торговле и общественном питании - 4014,6 рубля (73%), в здравоохранении, физической культуре, социальном обеспечении - 3852,3 рубля (70%), образовании - 3267,7 рубля (59%), культуре и искусстве - 2843,1 рубля [(52%). Наиболее высокий уровень заработной платы сложился у работников финансово-кредитной сферы, электроэнергетики, топливной, химической и нефтехимической промышленности.

Важное значение для решения данной проблемы имеет передача полномочий в установлении условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации на уровень субъектов Российской Федерации. Принятый в рамках реализации положений Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года № 131-з "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Башкортостан" предусматривает сохранение ранее действовавших условий оплаты труда, в том числе доплат и компенсаций. С учетом повышения с 1 января 2005 года тарифных ставок и окладов на 20% сохранение указанных условий оплаты труда даст возможность сократить отставание заработной платы бюджетников от среднереспубликанского уровня.

Работа по упорядочению соотношений в уровнях заработной платы проводится также в рамках Генерального соглашения между Правительством Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, в соответствии с которым ежеквартально в течение 2004 года индексировались размеры тарифных ставок первого разряда рабочих основных профессий по отраслям экономики, а также размеры минимальной месячной тарифной ставки межотраслевых профессий рабочих в меру роста цен на потребительские товары и услуги. В целом за год ставки проиндексированы в 1,15 раза.

В 2004 году свое влияние на уровень жизни населения сохраняли проблемы, связанные с несвоевременной выплатой заработной платы. Благодаря активизации деятельности органов государственной власти всех уровней, в 2004 году удалось добиться некоторого снижения объема просроченной задолженности по заработной плате. По сравнению с началом истекшего года на 1 января 2005 года этот показатель сократился на 54 млн рублей, или на 15,8% и составил 287,9 млн рублей. Более половины этой суммы (193,2 млн рублей) приходится на предприятия федеральной собственности.

За 2004 год заметно изменилась структура просроченной задолженности. Увеличилась доля задолженности в промышленности (с 48% до 51%), в строительстве (с 30% до 38%) и снизилась в сельском хозяйстве (с 17% до 8%). Задолженность по заработной плате на 1 января 2005 года имели 351 предприятие, что на 47,3% меньше, чем 1 января 2004 года. Отсутствует задолженность по заработной плате из бюджетов всех уровней.

По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан численность пенсионеров составила на конец декабря 2004 года 1017,5 тыс. человек (24,9% от численности населения республики). Средняя назначенная пенсия на конец декабря 2004 года сложилась в размере 1860,4 рубля. Соотношение среднего размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера характеризуется более благоприятным показателем за весь период начиная со II квартала 2001 года (2001 год - 104,4%, 2002 год - 113,8%, 2003 год - 121,1%, 2004 год - 126,2%).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: