Задержание водителя и пассажиров остановленного транспортного средства

Приняв решение о задержании ТС, необходимо:

1. Предпринять все возможные меры для подключения к данной операции возможно больших сил и средств милиции, в том числе из соседних регионов или тех ОВД, с которыми удалось установить связь.

2. Учитывать большую вероятность того, что экипажу будут противостоять физически подготовленные люди, хорошо владеющие оружием и приемами самозащиты, способные даже в состоянии опьянения, аффекта или при наличии серьезного ранения победить в единоборстве или перестрелке.

3. Предусматривать, что кроме холодного, газового или огнестрельного оружия задерживаемые могут применять средства звукового и светового воздействий, притвориться убитыми, тяжело ранеными, сильно опьяневшими.

4. Останавливаться не ближе 10-15 метров от задерживаемого ТС, что существенно снижает возможность внезапного нападения на экипаж, в том числе и с применением огнестрельного оружия.

5. Не выходить из автомобиля, пока водитель и пассажиры остановленного ТС не будут выполнять требования наряда.

6. Старшему наряда, исходя из складывающейся обстановки, следует поставить задачу каждому члену экипажа, согласовать свои действия с другими экипажами, подключившимися к преследованию, и обеспечить рассредоточение личного состава для свободного ведения стрельбы из-за какого-либо укрытия (автомобиля, дерева, столба, бетонного ограждения, естественной складки местности, кювета и т.п.).

7. В темное время суток осветить остановленное ТС фарами патрульного автомобиля, переносными фонарями, а также использовать для этих целей проезжающие ТС, удалив из них водителей и пассажиров.

8. Привести оружие в готовность, дослав патрон в патронник и направив его на задерживаемых.

9. Настойчиво и на максимально возможной громкости подать команды водителю и пассажирам остановленного ТС с помощью СГУ или голоса, предупреждая о возможности применения спецсредств и оружия при попытке оказать сопротивление или скрыться.

Для предотвращения обстрела участвующих в задержании старший наряда предупреждает лиц, находящихся в остановленном ТС, о том, что их задерживают сотрудники милиции, и подаёт им следующие команды:

1. Водителю и пассажирам автомобиля (указать марку и номерной знак) без моей команды не двигаться! Потянетесь за оружием или двинетесь без команды – будете уничтожены!

2. Сидящим на переднем сидении упереться ладонями в лобовое стекло! сидящим на заднем сидении положить руки на спинки передних сидений ладонями вверх!

3. Смотреть прямо перед собой и не поворачивать головы без команды!

Водителю подаются команды:

1. Медленно открыть левой рукой дверь, путем нажатия на рукоятку двери снаружи! (Предварительное открывание двери необходимо, чтобы были видны действия водителя и сидящего рядом с ним пассажира, которые могут прятать оружие, документы или ключи зажигания под сидением, щитком приборов, в обуви, носках, брюках, под рубашкой, в карманах куртки или пиджака).

2. Выбросить оружие из салона!

3. Левой рукой вынуть ключ зажигания и выбросить его на проезжую часть через открытую дверь!

4. Выбросить дубликат ключа зажигания! (страховочная команда).

5. Медленно положить руки на верхний срез дверного проема автомобиля и медленно поставить ноги на землю!

6. Медленно переложить руки на верхнюю рамку окна двери и повернуться ко мне спиной!

7. Руки вытянуть перед собой и сцепить пальцы! (Традиционная команда «Руки вверх!» или «Руки за голову!» может спровоцировать выхватывание оружия, подвешенного на спине или шее).

8. Медленно поднять руки в сцепленном состоянии над головой!

9. Медленно отойти от автомобиля на 5 (8) шагов, встать на колени лицом ко мне и положить правую ногу на левую.

10. Медленно поднять пальто (куртку), рубашку, вывернуть карманы брюк

11. К оружию не прикасаться! Будешь застрелен!

12. Медленно лечь лицом вниз!

13. Шире раздвинуть ноги!

14. Завести руки за спину!

Чтобы не допустить общения между задержанными, все задержанные лица должны находиться на удалении 3-5 метров друг от друга под присмотром работника ДПС. Если это невозможно из-за того, что задерживаемый может скрыться в траве, за складками местности, камнями, в канаве и т. п., то подаются команды:

1. Встать лицом к стене!

2. Опереться руками на капот (крыло) автомобиля!

3. Широко расставить ноги и не шевелиться!

Аналогичная серия команд подается каждому из пассажиров. Когда все покинут ТС, старший наряда должен из укрытия произвести предварительный осмотр салона (кабины) ТС через открытые двери. В случае, если осмотр автомобиля из-за укрытия затруднен, требуется подать страховочную команду: «Ты, в автомобиле! Немедленно руки на стекло (на спинку сидения ладонями вверх)!».

Убедившись, что все инспектора надежно укрыты от перекрестного огня и готовы к стрельбе, старший наряда дает команду одному из них осмотреть оставленное ТС. В случае, если нет уверенности в том, что автомобиль пуст (особенно это касается кабин и кузовов грузовиков), инспектор может использовать для прикрытия одного из задержанных, крепко ухватив его за звенья предварительно надетых наручников либо за брючный ремень.

После осмотра салона (кабины) осторожно вскрывается и осматривается багажник (кузов грузового автомобиля).

Если задержанных несколько, то им поочередно дается команда встать и подойти к инспектору, который надевает на них наручники и вновь заставляет лечь.

Когда задержанных мало (1-2 чел.) и инспектора имеют надежное прикрытие, то возможно одевание наручников без подъема задержанных.

При существенном перевесе в силах вполне допустимо производство личного обыска задержанных до надевания наручников, если при их внешнем осмотре не было обнаружено ничего подозрительного.

На первый взгляд, изложенная процедура задержания излишне детализирована и громоздка. Однако предварительные тренировки позволяют осуществить данную операцию в достаточно высоком темпе (за 3-5 мин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: