Congressional Record.— 1988.— Apr. 13.— P. E. 1009. 269

Центральное разведывательное управление произво­дит отбор высококвалифицированных кадров почти во всех областях знаний.

Бывший сотрудник ЦРУ Э. Эйджи пишет: «Дли­тельная программа испытаний для поступления в ЦРу настолько трудная, что почти 99 % поступающих от­падает»18. Проверка службой безопасности ЦРУ занима­ет шесть месяцев (никаких родственников-коммунистов, никаких родственников в Восточной Европе, никаких сексуальных извращений и т. п.).

В общем можно заключить, что те, кто принимается на службу в ЦРУ, имеют интеллектуальные способ­ности значительно выше средних, хорошую физическую подготовку, проявляют заметный интерес к политике, умение отстаивать свои взгляды и стремление участво­вать в формировании политики.

В соответствии с положением «Об использовании полиграфа федеральными агентствами» в разведыватель­ном ведомстве разрешено применять полиграф как вспомогательный инструмент в расследованиях, направ­ленных на выявление лояльности, безопасности и пригод­ности лиц, принимаемых в ЦРУ, работающих в нем или связанных с ним. В настоящее время испытания на по­лиграфе введены в качестве обязательного мероприя­тия при приеме на работу в разведку и рассматриваются руководством ведомства как один из важных показате­лей проверки политической надежности кандидата.

В целом критерии отбора на работу в ЦРУ остаются достаточно жесткими, хотя общее число требований, предъявляемых к кандидату, сокращается. Характерно, что если раньше в разведку не принимались лица, име­ющие родственников в бывших социалистических стра­нах, то в 80-е годы кадровый аппарат ЦРУ резко увели­чил набор кандидатов из числа представителей таких эт­нических групп, как венгры, чехи, поляки, евреи, китайцы, которые после специальной подготовки направлялись в соответствующие резидентуры ЦРУ.

Сейчас в США широкое распространение получила разведывательная подготовка студентов последних кур­сов университетов без отрыва от основной учебы. Так, на различные курсы подготовки направляются будущие специалисты в области информационной и вычислитель-

18 Эйджи Ф., Вульф Л. Грязная работа ЦРУ в Западной Евро­пе.— М., 1979.— С. 18.

ной техники, политологи и т. д. Всем слушателям предоставляется на льготных условиях кредит (до 2550 долл.). С 1986 года для будущих сотрудников ЦРУ организуются так называемые летние школы, а для подготовки абитуриентов к сдаче квалификационных экзаменов в ЦРУ с 1987 года действуют вечерние курсы. С того же года по контрактам с ведущими универси­тетами страны ЦРУ приступило также к реализации программы «просветительской деятельности» в студенче­ской среде, цель которой заключается в ознакомлении студентов с некоторыми аспектами разведывательной

; деятельности, а также в пропаганде «достижений» аме­риканской разведки. В настоящее время данная програм-

i ма осуществляется в трех университетах США (Джордж-

[ таунском, Техасском и Гарвардском). На начало

' 1988/89 учебного года запланировано чтение лекций ещё в семи ведущих университетах страны19.

Подготовка разведчиков длится несколько лет и вклю­чает как.технические аспекты (овладение радиоде-

kJioM, аппаратурой подслушивания, шифрами, фотоделом, вскрытием корреспонденции и т. п.), так и специальное роенное и политическое обучение, в частности изучение Структуры и организации коммунистических партий и

У(или) политики страны, куда будет впервые направлен новичок.

После прихода к власти администрации Рейгана

^особое внимание стало обращаться на организацию и Проведение в странах Восточной Европы тайных опе->аций, с помощью которых оказывается выгодное для ^ША воздействие на внешнюю и внутреннюю политику фугого государства или на развитие обстановки в какой-шбо стране.

По определению одного из ведущих американских •пециалистов по вопросам разведывательной деятельно­сти США Д. Ричелсона, к тайным операциям отно-ятся:

«I. Оказание влияния на политических, государст-енных и общественных деятелей зарубежных стран.

2. Создание выгодной для США ориентации общест­енного мнения в зарубежных странах.

3. Оказание финансовой поддержки и материально-ехнической помощи (включая снабжение оружием и оеприпасами) политическим партиям, группам, фирмам,

19 См. The Guardian.— 1987.— Dec. 23.— P. 13. 271

организациям и отдельным лицам, деятельность кото­рых отвечает государственными интересам США.

4. Пропагандистские мероприятия.

5. Экономические мероприятия.

6. Политические и полувоенные акции с целью под­держки или свержения существующих в зарубежных странах режимов.

7. Физическая ликвидация отдельных лицо.

Следует подчеркнуть, что особенность проведения тайных операций заключается в том, чтобы скрыть при­частность к ним американского руководства. Поэтому тайные операции проводятся либо от имени непра­вительственных организаций, либо через хорошо закон­спирированную агентуру американской разведки.

В соответствии с американским законодательством разработка и проведение тайных операций осуществ­ляются Центральным разведывательным управлением США. Непосредственно этой деятельностью в ЦРУ за­нимается Управление специальных операций, которое входит в структуру Оперативного директората и насчи­тывает 1200 оперативных сотрудников. С декабря 1987 года директорат возглавляет Р. Столц, имеющий большой опыт разведывательной работы против СССР и других восточноевропейских стран (в резидентурах ЦРУ в СССР, Болгарии и бывшей ГДР). В 1965 году он был выдворен из Советского Союза «за недозволенную дея­тельность».

В нормативных актах США подчеркивается, что ре­шения о проведении тайных операций являются поли­тическими и принимаются на самом высоком уровне. Персональную ответственность за все тайные операции несет президент.

В ходе расследования деятельности ЦРУ в середине 70-х годов комиссии конгресса, возглавляемые Чёрчем и Пайком, установили, что к 1953 году крупные тайные операции проводились в 48 странах, что начиная с 1961 года было осуществлено несколько тысяч тайных операций и что на тайные операции в 1975 году расхо­довалось 37 % бюджета ЦРУ.

Комиссии также установили, что в период с 1965 по 1975 год главным видом тайных операций (32 %) явля­лась финансовая предвыборная поддержка политических партий и отдельных деятелей из общественных, рели­гиозных, профессиональных и профсоюзных организа­ций, 29 % тайных операций преследовали пропагандист-

'кие цели и 23 % составляли полувоенные операции (со­здание вооруженных армий или отрядов, финансовая юддержка военных хунт, поставки оружия и боеприпа-:ов, подготовка советников). По данным комиссии Чёрча, (О 1967 года ЦРУ опубликовало или субсидировало изда-[ия 200 книг разнообразной тематики, включая сфабри­кованные «Записки Пеньковского».

Во второй половине 70-х годов в результате резкой критики со стороны общественного мнения масштабы тайных операций заметно уменьшились. В 80-е годы аме­риканской разведке удалось восстановить престиж и зна­чение тайных операций, которые снова стали рассматри­ваться как «главный инструмент обеспечения националь­ной безопасности США». При этом следует отметить, что администрация Буша придает проведению тайных операций такое же важное значение, какое придавала и администрация Рейгана.

Буш и видные члены его администрации, включая директора ЦРУ У. Уэбстера, неоднократно подчеркивали в своих выступлениях, что в последние годы тайные операции принесли Соединенным Штатам ощутимые ре­зультаты во внешнеполитической области и что США по-прежнему будут прибегать к тайным операциям для воздействия на политику правительств других стран.

Так, в одном из своих выступлений в апреле 1989 года У. Уэбстер, говоря об отношении новой администрации к тайным операциям, отметил: «Я большой сторонник тайных операций и считаю этот вид деятельности крайне важным для осуществления внешней политики в тех стра­нах и регионах, где открытые внешнеполитические акции просто не срабатывают... Убежден, что нам необходимо! сохранять способность к проведению хорошо проду­манных и полностью управляемых тайных операций... При этом мы обязаны принять все меры, чтобы нас потом не обвиняли в бесконтрольности, поскольку все, что де­лает ЦРУ,— это жизненно необходимая часть внешней политики США»20.

По указанию Буша внесены изменения в порядок фи-нансировия агентурной разведки США, на деятельность которой в 1989 финансовом году выделялось не 10 %, как ранее, а более 20 % от всех ассигнований на разве­дывательное сообщество21.

US News and World Report,— 1989.— June 26.— P. 19; Aug. P. 24. 21 Signal.— Vol. 44.*- 1989.— No. l.—'P. 37—38.

Помимо собственных сил и средств американская раз, ведка в последнее время активизировала использование спецслужб дружественных США стран при планировании и проведении оперативных мероприятий, в том числе с участием агентуры. Разведка США оказывает всесто­роннюю помощь разведывательным и контрразведыва­тельным органам более чем 60 стран мира, со спецслу^. бами которых она сотрудничает, как правило, на дву­сторонней основе, оснащает их новейшей спецтехникой видео- и радиоаппаратурой, готовит для них квалифи­цированные кадры, участвует в совместных операциях. В своем программном заявлении «О повышении роли разведки в формировании внешней политики США», опубликованном 13 апреля 1988 г., Р. Гейтс подчеркнул:

«Разведка становится во все возрастающей степени центральным фактором в формировании американской внешней политики... Самым важным является то, что возрастает роль разведки как единственной организации в системе американской администрации, которая смот­рит вперед, можно сказать, «разведывает будущее». Разведка значительно опережает другие ведомства Сое­диненных Штатов в оценках и определении проблем, с которыми США столкнутся через 5—10 лет и даже в XXI столетии»23.

Процесс усиления роли разведки в государственном механизме Соединенных Штатов будет сопровождаться совершенствованием форм и методов разведывательной деятельности. И это по всем признакам носит стабильный характер.

"Congressional Record,— 1988.— Apr. 13.— P. E. 1009.

Приложения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: