Логопедическое обследование дошкольников

В первую очередь записываются необходимые формальные данные.

Графа данные о ходе речевого развития обычно заполняется со слов матери. В ней отмечается, как протекало развитие речи ребенка с раннего детства до поступления в группу: когда появились первые слова, фразы, какие наблюдались затруднении и т. д. Отмечается, обращалась ли раньше мать к логопедической помощи, если да, то сколько времени проводились занятия, с каким результатом. В этой же графе отмечаются особенности речевой среды (многоязычие, длительное пребывание ребенка в ясельных и дошкольных учреждениях закрытого типа и т. п,), а также различные обстоятельства, препятствовавшие нормальному развитию речи (болезни, травмы и т. п.).

Графа слух. Несмотря на то, что отборочные комиссии не должны пропускать в речевые группы детей со сниженным слухом, имеют место ошибки, особенно если снижение слуха незначительное. Логопед проверяет слух у всех без исключения детей. Слух, считается нормальным, если ребенок слышит отдельные слова, сказанные шепотом на расстоянии б—7 м от ушной раковины (ребенок при этом ставится спиной к лицу, проводящему обследо­вание). Возможность слышать речь разговорной громкости не дальше чем на расстоянии от 6 до 8 м от ушной раковины и шепотную речь па расстоянии от 3 до 6 м указывает на легкую степень снижения слуха. Если ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 4 до 6 м, а шепот на расстоянии 1—3 м, — речь идет об умеренной степени снижения слуха. При значительной степени снижения слуха ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 2 до 4 метров, а шепот на расстоянии 1 м. При тяжелом снижении слуха ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 0 до 2 м, а шепот от 0 до 0,5 м. Детей со сниженным слухом следует направлять в детские сады для детей с нарушением слуха.

Графа общее развитие заполняется на основании обследования и наблюдения за ребенком во время занятий. Дети со сниженным интеллектом не подлежат приему в группы для детей с недоразвитием фонетической стороны речи. Однако среди интеллектуально полноценных детей могут быть дети с различным уровнем развития. Нередко дети с фонематическим недоразвитием, стесняясь своего дефекта, становятся молчаливыми, замкнутыми; во время занятий (имеются в виду занятия в детском саду) они стараются не отвечать на вопросы, не принимать участие в общей работе. Не удивительно, что их развитие несколько задерживается. Задача логопеда заключается в том, чтобы выявить таких детей и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Обследование начинается с беседы.

Вначале задаются вопросы, на которые легко ответить: «Как тебя зовут? Кто тебя к нам привез? Есть ли у тебя брат? Какие у тебя есть игрушки?». Используя картинки, логопед задает ряд вопросов, ответы на которые покажут, как ребенок ориентируется в окружающем. Так, например, показав ребенку картинку, на которой изображена зима и зимние забавы детей, можно задать такие вопросы: «Какое время года здесь нарисовано? А почему ты догадался, что это зима?» Или, показав картинку, на которой изображены два-три вида транспорта, можно спросить: «А на чем еще можно ездить?» Путем наводящих вопросов следует постараться добиться наиболее полного ответа.

Кроме беседы, можно использовать следующие приемы.

Определение последовательности действия. Используются картинки (4—5 штук) с изображением развивающегося в определенной последовательности сюжета, например; мальчик и девочка покупают шар; шар улетел и запутался в ветках дерева; взрослый достает шар, взрослый отдает шар детям.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки (картинки предварительно перемешиваются) и разложить их в нужной последовательности. Затем ребенок составляет рассказ.

Счет. Ребенку 6—7 лет обычно доступны пересчет предметов в пределах 10, правильное соотнесение названия с количеством в пределах 5—6, решение (в этом же пределе) простейших арифметических задач.

Можно задать и такие вопросы: «Сколько у тебя глаз? А у меня? Сколько пальцев на руке? Сколько ног у курицы? А у собаки? Сколько колес у легковой машины? А у велосипеда?».

С помощью предметных картинок выясняется, может ли ребенок объединять предметы в определенные группы (животные, овощи, посуда, транспорт, мебель и т. а). Для этого ему дают ряд картинок (все картинки перемешиваются) и предлагают разложить их по группам. (Что к чему подходит?) В случае затруднения логопед показывает, так это делается. В большинстве случаев ребенку 5-7 лет такое задание доступно. Если после объяснения и показа ребенок все же не справляется с заданием, то задача облегчается — ему предлагается разложить картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к 2—3 наиболее различающимся группам (например, овощи, животные, мебель).

Можно дать сложить кубики или разрезанные на 6—8 частей предметные или сюжетные рисунки. Это задание также не должно вызвать затруднений. Если оно оказывается недоступным, то следует дать картинки, разрезанные на 4 части.

Используются также различные вкладыши, т. е. детям предлагается вкладывать в гнезда или опускать в прорези пластинки или фигурки различной формы.

Графа внимание, работоспособность заполняется постепенно, по мере накопления наблюдений как в процессе обследования, так и в процессе занятий.

Графа общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание) частично может быть заполнена на основании проведенной в начале обследования беседы. Можно также предложить ребенку прочитать стихотворение или рассказать знакомую сказку.

При заполнении графы состояние артикуляционного аппарата выясняется, имеются ли отклонения в строении и подвижности речевого аппарата.

С целью выявления особенностей моторики артикуляционного аппарата логопед предлагает ребенку по подражанию, а затем по словесной инструкции произвести определенные движения.

При выявлении подвижности губ: вытянуть губы вперед хоботком и растянуть их в улыбку.

При выявлении подвижности языка: высунуть язык изо рта и втянуть его глубоко в рот, загнуть кончик языка вверх и вниз, показать язык широким, распластанным и узким. При выявлении подвижности мягкого нёба — поднять и опустить (произношение звука а при широко открытом рте).

Графа произношение и различение звуков. Обследование характера произношения звуков целесообразно проводить по группам, объединяя в одну группу звуки, близкие по акустическим или артикуляционным признакам и поэтому смешиваемые в речи и недостаточно различимые на слух.

При обследовании произношения каждой группы или пары звуков логопед отмечает:

1) как ребенок произносит звуки вне речи;

2) как ребенок пользуется звуками в речи;

3) как ребенок различает звуки.

В карте отмечается, произносит ли ребенок звук правильно, или искаженно, или замещает другим звуком, или произносит два звука одинаково.

Проверив произношение всех звуков обследуемой группы вне речи, логопед выясняет, как ребенок произносит эти звуки в самостоятельной речи. Необходимо отметить, что умение произносить звуки вне речи еще не означает, что ребенок различает эти звуки со сходными и правильно употребляет их в речи. Нередко, умея правильно произносить, звук, ребенок в речи смешивает его с другим звуком, заменяет каким-либо звуком, опускает, а иногда искажает. На это и надо обратить внимание при обследовании.

Выясняя, как ребенок пользуется проверяемыми звуками в самостоятельной речи, логопед предлагает ему прочесть стихотворение и, внимательно вслушиваясь в речь ребенка, записывает примеры произношения слов с проверяемыми звуками. Можно также предложить ребенку повторить предложение или небольшое стихотворение.

В результате проверки в карте появляются примерно такие записи:

тивстик (часовщик); плисулив (прищурив); сойниска (солнышко); штарушка (старушка) и т. п.

3) Как ребенок различает звуки.

Смешение звуков в речи, одинаковое произношение групп или пар звуков, замена одних звуков другими - показатели недостаточного различения звуков. Кроме того, логопед может использовать некоторые специальные приемы. Повторение вслед за логопедом слогов с оппозиционными звуками, например: са - ша; шаса; са - ша - са; чаща; ща - ча - ща и т. п. (при условии, что проверяемые звуки произносятся ребенком различно). Логопед произносит ряд слогов, например: ас, аш, ащ, ас, ац... ребенку предлагается поднимать руку, если он услышит в составе слога определенный звук (в данном примере заук с).

Аналогично можно предложить для сравнения слова, начинающиеся на определенный звук; например; сани, шапка, собака, щука, терка и т. д.

Более сложное задание, требующее от ребенка самостоятельного выделение звука (т. е. без опоры на слуховое восприятие — это подбор с помощью предметных картинок слов, начинающихся на определенный звук. (Это задание дается только тем детям, которым доступно выделение звука из слова.) Аналогичное задание может быть дано для различения какой-либо пары звуков.

Логопед записывает примеры ошибочных ответов.

Графа произношение слов сложного слогового состава. У некоторых детей наряду с неправильным произношением звуков наблюдаются ошибки при произнесении многосложных слов или трудных словосочетаний. Если такого рода затруднения выступают резко, т. е. дети часто искажают слова опускают или переставляют слоги и звуки например, лисипед, мицаней вместо милиционер и т.п., необходимо учесть это при составлении индивидуальных планов.

Примеры искаженного произношения слов записываются в карту в процессе проверки звукопроизношения. Кроме того, можно предложить ребенку повторять за логопедом отдельные слова или предложения и тексты, в которые включены многосложные слова. Например: строительство, аквариум, милиционер, градусник. На елке сожглись разноцветные электрические лампочки. Саше понравился пластмассовый кораблик. Милиционер регулирует уличное движение. Мотоциклист едет на мотоцикле. Космонавт управляет космическим кораблём. Ткачиха ткёт ткань. И т. п.

Заполняя графу анализ звукового состава речи логопед выясняет, доступны ли ребенку следующие формы анализа:

а) Выделение ударного гласного из начала слова. Это наиболее легкая форма анализа, в норме доступна с 4 —5 лет. Для выделения звука предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля.

б) Выделение согласного из начала слова. Это более трудная форма анализа. В норме она доступна примерно 60% детей старшего дошкольного возраста; иногда требуются некоторые предварительные пояснения и тренировка. Детям с фонематическим недоразвитием это в большинстве случаев недоступно — они или называют слог, или не понимают вопроса, иногда повторяют все слово или его большую часть.

в) Выделение конечного согласного из легких слов типа мак, кот, лук, нос, душ. Часто и эта форма анализа очень затрудняет детей с фонематическим недоразвитием.

г) Выделение конечного гласного (ударного) из слов тина мука, луна, шары.

Дети с фонематическим недоразвитием редко справляются с этими формами анализа.

Графа грамматический строй речи.

У детей с фонематическим недоразвитием нередко наблюдается некоторое отставание в формировании грамматического строя языка. Однако не всегда в ходе беседы с ребенком в его речи удается обнаружить аграмматизм. Приходится применять специальные приемы, позволяющие определить уровень речевого развития ребенка. Вместе с тем следует учитывать, что с помощью рекомендуемых приемов можно составить лишь приблизительное представление о состояния речи ребенка.


Приложение 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: