double arrow

Механизмы реализации.

Достижение поставленных целей требует следующих мер.

Первое. Формирование новой концепции Правительства предполагает изменение роли федеральных министров. Нынешние координационные функции заместителей Председателя Правительства должны будут взять на себя соответствующие министры, число которых станет сопоставимо с числом вице-премьеров в отдельные периоды деятельности Правительства. Разумеется, политический вес министра, его реальные полномочия по новой концепции также должны быть сопоставимы с сегодняшними полномочиями заместителей Председателя Правительства. Но эти полномочия уже не будут зависеть от внесистемных факторов. Они станут неотъемлемой частью политического и правового статуса министра. При этом необходимо упразднить либо резко сократить число постоянно действующих межведомственных комиссий при Правительстве, возглавлявшихся вице-премьерами.

Соответственно должны существенно поменяться структура и функции Аппарата Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства должен превратиться в «канцелярию» Председателя Правительства, стать компактным и включать в себя обеспечивающие подразделения (службу делопроизводства и архив, юридическую службу, пресс-службу, библиотеку и т.п.).

Второе. Осуществить переход на трехвидовую систему федеральных органов исполнительной власти с соответствующей специализацией функций и полномочий:

Министерство – орган исполнительной власти, образуемый для обеспечения (решения) одной или нескольких базовых задач государства, отвечающий за выработку и проведение государственной политики в подведомственной сфере, а, следовательно, обязанный осуществлять мониторинг, анализ ситуации, применять методы стратегического планирования и прогнозирования, несущий полную ответственность за состояние подведомственной сферы управления и ее развитие, проведение государственной политики в данной сфере. Министерство вправе издавать подзаконные нормативные акты, давать в рамках своей компетенции указания подчиненным ему органам и контролировать их исполнение. Функции управления объектами собственности, участия в хозяйственной деятельности, предоставления услуг исключены из функций министерства.

Федеральная служба (управление) – федеральный орган исполнительной власти, создаваемый в целях непосредственного осуществления правоприменительной, в том числе контрольно-надзорной деятельности для реализации одной или нескольких государственных задач и функций (говоря проще, органы этого вида призваны контролировать исполнение требований закона и при необходимости применять меры ответственности). Данный вид федерального органа исполнительной власти не вправе осуществлять нормотворческую функцию, функции управления объектами собственности, участия в хозяйственной деятельности, предоставления услуг. От него также не требуется выработка стратегии.

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, создаваемый в целях управления имущественными и хозяйственными комплексами, а также предоставления услуг на коммерческой или некоммерческой основе.

Вопрос о том, должны ли службы и агентства находиться в прямом или опосредованном подчинении соответствующих министерств или быть самостоятельными, подчиняясь закону, Правительству РФ в целом и по определенным направлениям – Президенту страны, целесообразно решать в зависимости от характера задач, которые возлагаются на тот или иной орган исполнительной власти. Другими словами, здесь не может быть единого подхода ко всем органам исполнительной власти. В то же время при любой модели подчиненности орган исполнительной власти должен иметь обособленное имущество, находящееся в его оперативном управлении, и отвечать по своим обязательствам, как частным, так и публичным.

Третье. Адаптировать систему территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в федеративному устройству государства возможно с помощью следующей системы мер.

Первое. Необходимо осуществить переход к дислокации территориальных органов по федеральным округам, не совпадающим с административными границами субъектов Российской Федерации. Такая мера существенно снизит уровень негативных влияний со стороны региональных властей на осуществление федеральных функций на местах. Одновременно будет оптимизирован учет территориальных факторов в реализации этих функций путем построения системы федеральных округов на основе объективных критериев экономического, социального зонирования территории страны, транспортной инфраструктуры.

Второе. Создание территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти в федеральных округах должно быть обусловлено строго выработанными критериями. Главный из них – осуществление функций, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации.

Третье. Необходимо отказаться от практики согласования руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти с субъектами Российской Федерации.

Все указанные меры могут быть реализованы в течение второй половины 2000 г- 2001 г путем издания соответствующих указов Президента Российской Федерации. В дальнейшем (2002 г.) целесообразно закрепить систему федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: