Анализ ситуации

Ухудшение макроэкономической ситуации и рост цен в первой половине 1990-х годов привели к стремительному обесценению реальных размеров начисленных пенсий и сокращению дифференциации между максимальной и минимальной пенсиями. Размер назначаемой пенсии практически не зависит от величины предыдущих заработков, величину будущей пенсии заранее спрогнозировать практически невозможно, – все это существенно ослабляет заинтересованность работников и работодателей в уплате взносов.

На усиление страховых принципов (зависимости величины пенсионных выплат от предыдущих заработков) направлен Федеральный закон № 113 “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” от 21.07.97. Данный закон предусматривает принципиально новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, основанный на определении индивидуального коэффициента пенсионера. Закон предусматривает увеличение пенсий в связи с ростом заработной платы, отказ от прямого ограничения максимального размера пенсий (косвенное ограничение задается предельным соотношением зарплат), исключает льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж. Таким образом, начиная с 1 февраля 1998 г., каждый пенсионер имеет право выбирать между расчетом пенсии по старой или новой схеме. По данным Министерства труда, на новый порядок исчисления и увеличения пенсий уже перешло 44,9% пенсионеров.

Примерно с середины 1990-х годов финансовое положение Пенсионного фонда не было устойчивым. Одной из основных причин возникновения дефицита Пенсионного фонда РФ стало появление задолженности бюджета по пенсиям, финансируемым на возвратной основе, и падение поступлений страховых взносов.

Кроме того, на протяжении всего рассматриваемого периода происходило постоянное увеличение социальной нагрузки на занятое население, обусловленное как экономическими (сокращение численности занятых), так и демографическими причинами (старение населения). Влияние демографического фактора в перспективе будет возрастать.

В течение ближайших 5-6 лет, пока на пенсию будет выходить относительно малочисленное поколение, родившихся во время и сразу после войны, нагрузка трудоспособных возрастов на население будет незначительно снижаться. По данным РСА, на 1000 чел. в трудоспособном возрасте в 1998 г. приходилось 711 иждивенцев, в том числе 356 лиц старше пенсионного возраста, в 2006 г. это соотношение составит, соответственно, 586 и 335 чел. Однако, затем нагрузка пожилыми будет непрерывно возрастать. Согласно РСА к 2015 г. на 1000 чел. трудоспособного возраста будет приходиться уже 427 чел. в возрасте старше трудоспособного. Эти тенденции накладываются на достаточно старую возрастную структуру населения в трудоспособных возрастах: к 2015 г. около трети трудоспособного населения будет находиться в возрасте от 45 лет и выше.

В 90-е годы дополнительной причиной увеличения социальной нагрузки явился бурный рост числа пенсионеров, происходивший во многом за счет распространенности льготных пенсий. По данным Министерства труда РФ, если общее число пенсионеров в период с 1993 по 1998 г. выросло на 9%, то число пенсионеров, получающих пенсию в связи с работой на Крайнем Севере за этот же период увеличилось на 154%, в связи с особыми условиями труда – на 122% (Список №1 на 129% и Список №2 на 118%). При этом, по оценкам экспертов и специалистов Пенсионного фонда РФ, лишь около двух третей тех, кто имеет право на льготные пенсии по Спискам №1 и №2, действительно заняты в неблагоприятных условиях труда.

В период после кризиса 1998 г. финансовое состояние пенсионной системы в Российской Федерации претерпело ряд существенных изменений. С января по сентябрь 1999 г. поступление страховых взносов в Пенсионный фонд уменьшилось примерно на 20% в реальном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В этих условиях практически невозможно было предотвратить падение покупательной способности назначенных пенсий, особенно с учетом необходимости погашения задолженности по выплате пенсий, накопленной в течение 1998 г. Поэтому в послекризисный период снижение реальных размеров назначенных пенсий происходило опережающими темпами как по отношению к денежным доходам населения, так и по отношению начисленной заработной плате, которая служит базой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Ставка замещения, понимаемая как соотношение средней назначенной пенсии и средней начисленной заработной платы, сократилась с 36% в среднем за 1998 г. до 28,5% за 1999 г. Столь резкое снижение ставки замещения во многом явилось следствием стремления Правительства России и руководства Пенсионного фонда создать текущий профицит в бюджете фонда для погашения задолженности, накопленной к концу 1998 г., когда ее размер составил около 29 млрд. руб. В результате последовательного проведения этой политики накопленная задолженность по выплате пенсий была полностью погашена к концу сентября 1999 г., после чего в период с ноября 1999 по февраль 2000 г. текущий профицит Пенсионного фонда был использован для повышения размеров назначенных пенсий и выплаты единовременных компенсаций.

Несмотря на принятые меры по увеличению размеров пенсий, средний размер назначенных пенсий к концу 1999 г. сохранился на уровне ниже 80% прожиточного минимума пенсионера. В среднем же за 1999 г. средняя назначенная пенсия в процентах к прожиточному минимуму сократилась до 70,1% против 114,7% за 1998 г. В докризисный период (вторая половина 1997 г. - первая половина 1998 г.) величина минимальной пенсии колебалась в пределах 75-80% прожиточного минимума пенсионера. Согласно указу Президента России от 14 июня 1997 г. № 573, минимальная пенсия с компенсацией в России не должна опускаться ниже 80% прожиточного минимума пенсионера. Между тем, с учетом фактически сложившейся дифференциации пенсий, минимальная пенсия с компенсацией опустилась ниже 50% прожиточного минимума пенсионера и составила в среднем за 1999 г. 45,4% прожиточного минимума пенсионера.

Резкое уменьшение соотношения минимальной пенсии и прожиточного минимума пенсионера сделало невозможным поддержание дифференциации пенсий, сложившейся в докризисный период. Поэтому опережающая индексация минимальных пенсий с целью по меньшей мере не допустить их падения ниже опасной черты 50% прожиточного минимума представлялась оправданной и неизбежной. Если в период с апреля 1998 г. по март 1999 г. соотношение средней назначенной пенсии и минимальной пенсии составляло 1,72 раза, то к IV кварталу 1999 г. в результате опережающей индексации минимальных пенсий оно сократилось до 1,46 раза. В феврале 2000 г. было проведено дополнительное 10-процентное повышение минимальных пенсий сверх общего увеличения пенсий на 20%. Благодаря опережающей индексации минимальная пенсия с компенсацией в процентах к прожиточному минимуму пенсионера возросла в период с апреля по декабрь 1999 г. с 37,3% до 53,8%, то есть почти в полтора раза.

Данные 8-го раунда Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ), свидетельствуют об ухудшении положения пенсионеров после кризиса. Доля пенсионеров среди “новых бедных”, то есть среди бедных домохозяйств из панели 8-го раунда, которые не являлись бедными в предыдущем раунде РМЭЗ значительно возросла. 25% новых бедных в 8-м раунде составили домохозяйства, состоящие из одних пенсионеров, в то время как среди всех бедных в 7-м раунде, их доля составила лишь 14,7%.

Вместе с тем, даже те низкие пенсии, которые получало большинство пенсионеров в период после кризиса, все еще обеспечивали существенное снижение риска бедности среди этой группы населения. Согласно данным 8 раунда РМЭЗ и обследованиям РСА доля пенсионеров среди бедных по-прежнему остается ниже, чем доля пенсионеров в общей численности населения. Согласно нашим расчетам, в послекризисный период пенсии были единственным видом социальных выплат, которые вели к существенному (примерно на 8%) уменьшению общего уровня неравенства доходов, измеряемого коэффициентом Джини.

Однако, тот факт, что пенсионная система России довольно успешно выдержала «испытание кризисом», ни в коей мере не снимает с повестки дня необходимость проведения комплексной пенсионной реформы. В отсутствие более серьезных реформ компрессия пенсионной шкалы и уменьшение ставки замещения сами по себе не могут предотвратить опасное ухудшение финансового состояния пенсионной системы в долгосрочной перспективе, которое будет происходить под влияниям постепенного старения населения России и дальнейшего ухудшения соотношения между числом пенсионеров и численностью экономически активного населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: