Реформирование системы государственных пенсий по старости, финансируемых на распределительной основе

Основная задача на ближайшую перспективу – восстановление страховой природы государственных пенсий. Наиболее адекватным способом для решения этой задачи является усиление дифференциации государственных пенсий в рамках действующего законодательства посредством поэтапного повышения предельного соотношения индивидуального и среднего по стране заработка, учитываемого при исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (от 21.07.97 № 113-ФЗ) при определении индивидуального коэффициента пенсионера устанавливается предельное отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране в размере не свыше 1,2 независимо от основания пенсии. Как это и предусмотрено в пункте 3 статьи 4 указанного закона, размер индивидуального коэффициента пенсионера и сроки его действия должны устанавливаться одновременно с принятием бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год.

Предварительные расчеты показывают, что полностью завершить переход к предельному соотношению 1,2 удастся к концу 2005 г. При этом увеличение предельного соотношения на 0,1 будет происходить ежегодно в 2000 и 2001 гг. и раз в полтора года в течение 2002-2005 гг.

Рост расходов на пенсионное обеспечение, связанный с усилением дифференциации трудовых пенсий, делает необходимым прямое поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста. В актуарно сбалансированном варианте пенсионной реформы, учитывающем последствия кризиса 1998 г., предусмотрено поэтапное увеличение пенсионного возраста на 5 лет для мужчин и для женщин в течение 10 лет начиная с 2003 года. Это предложение соответствует аналогичным решениям, принятым в последние годы в Грузии, Казахстане и Молдове. Следует иметь в виду, что без повышения возраста выхода на пенсию не обходится практически ни одна пенсионная реформа, реализованная в мире в последние полтора десятилетия. Повышение пенсионного возраста предусматривается и в подавляющем большинстве проектов пенсионных реформ, находящихся в стадии подготовки в различных странах мира, включая страны переходной экономики. Четкая возрастная сегментация российского рынка труда, которую отмечают многие эксперты, а также тенденция к сокращению численности населения в трудоспособных возрастах, отчетливо заметная в демографическом прогнозе РСА, начиная с 2006 г., позволяют предположить, что повышение пенсионного возраста не вызовет дополнительное напряжение на рынке труда.

Напротив, необходимость поддержания финансовой сбалансированности пенсионной системы в условиях повышения дифференциации пенсий при неизменном пенсионном возрасте приведет к относительному снижению покупательной способности пенсий и резкому ухудшению соотношения между средней пенсией и средней заработной платой в стране.

В перспективе основным фактором увеличения дифференциации пенсий предпочтительно будет сделать накопительный компонент обязательного государственного пенсионного страхования. В течение нескольких ближайших лет средняя ставка замещения (соотношение между средней пенсией и средней начисленной заработной платой в стране) для государственных пенсий, финансируемых на распределительных принципах, может поддерживаться на уровне 30-34%, достигнутом в начале 2000 г. Фактически, это предполагает индексацию по инфляции всех пенсий, кроме тех, которые исчисляются с применением индивидуального коэффициента пенсионера, что позволит с одной стороны не допустить возникновение дефицита Пенсионного фонда РФ, а с другой – усилить страховую природу трудовых пенсий.

В более отдаленной перспективе, когда начнутся значительные выплаты государственных накопительных пенсий, речь должна идти о поддержании на данном уровне суммарной ставки замещения для государственных пенсий, финансируемых на распределительных и накопительных принципах. Следовательно, ставка замещения для государственных распределительных пенсий должна снижаться по мере роста выплат государственных накопительных пенсий.

Это предполагает смешанную индексацию государственных пенсий, финансируемых на распределительных принципах по заработной плате и по инфляции. Вместе с тем, рост пенсий, финансируемых на распределительных принципах, будет опережать индекс потребительских цен и динамику прожиточного минимума пенсионера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: