Сравнение общественных наук с биологией

Те, кто оптимистически оценивают перспективы раз­вития общественных наук, говорят в обоснование своей позиции, что ученого, работающего в этой области, следует сравнивать, с точки зрения его способности устанавливать общие закономерности явлений общественной жизни и предвидеть, скорее с биологом, чем с химиком. Биолог,



ГЛАВА 5


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 183



подобно социологу, имеет дело с различными и отнюдь не однотипными проявлениями живой материи. Тем не менее он добился значительных успехов в установлении общих закономерностей и предвидении, опираясь на изучение большого количества явлений. Подобное сравнение социо­лога с биологом нельзя считать вполне правильным. Су­щественные различия между ними состоят в следующем. Занимаясь обобщениями и предсказывая будущие собы­тия, биолог часто имеет дело со средними величинами. На­пример, мы можем в опытном порядке установить урожай­ность пшеницы на нескольких участках, поставленных в раз­личные условия (неодинаковая степень орошения, удобре­ния и т. п.). В этом случае при определении средней уро­жайности в равной мере учитывается каждый отдельный колос пшеницы. Выдающиеся личности не играют здесь никакой роли. На пшеничном поле нет руководителей, которые заставляли бы отдельные колосья развиваться определенным образом.

В других случаях биолог имеет дело с установлени­ем определенной вероятности каких-то явлений, величин, например определяя смертность в результате эпидемии. Он может правильно предсказать, что смертность соста­вит, например, 10 процентов, отчасти потому, что не дол­жен указывать, кто именно попадет в число этих 10 про­центов. Преимущество биолога состоит в том, что он име­ет дело с большими числами. Он не интересуется, приме­нимы ли открытые им закономерности и сделанные пред­сказания к отдельным лицам.

В области общественных наук дело обстоит иначе. Хотя с первого взгляда и кажется, что ученый имеет дело с тыся­чами людей, исход-того или иного явления часто зависит от решения весьма узкого круга лиц, оказывающих влияние на окружающие их многотысячные массы. Например, боевые качества солдат армии Ли1 и армии Макклеллана2 были примерно равны. Тот факт, что использование этих

1 Имеется в виду генерал Роберт Эдвард Ли (1807—1870), командо-вашини в период Гражданской войны d Америке армией конфедератов.— Прим. ред.

- Млкклглллн Джордж (1826—1885), американский генерал, командонал в 1861 —1862 гг. в период Гражданской воины в Америке ар­мией северян. — Прим. ред.


солдат дало различные результаты, объясняется сущест­венными различиями в способностях генерала Ли и его ближайших офицеров, с одной стороны, и генерала Мак­клеллана и его ближайших офицеров — с другой. Точно так же решение одного человека — Гитлера — ввергло миллионы немцев во вторую мировую войну.

В области общественных наук ученый в ряде случаев (по не всегда) лишен возможности действовать наверняка, опираясь на большие числа. Даже в тех случаях, когда внешне кажется, что он основывает свои выводы на уче­те действий большого количества людей, и тогда к окон­чательным заключениям он приходит из понимания того факта, что на самом деле решения очень часто прини­маются небольшим кругом лиц. Исследователю-биологу не приходится иметь дело с такими факторами, действующи­ми в обществе, как подражание, убеждение, принуждение и руководство. Таким образом, при решении многих проб­лем ученые-социологи не могут вдохновляться успехами п области предвидения, достигнутыми биологами, имею­щими дело с большими группами различных инцивидуу-моп, которых они, однако, рассматривают в целом, не при­нимая во внимание отношения руководства и подчинения, существующие в данной группе. В других случаях социо­логи могут, подобно биологам, не обращать внимания на от­дельны^ индивидуумов и оперировать только целыми груп­пами людей. Мы должны полностью учитывать различия, существующие в области научно-исследовательской рабо­ты между социологами и биологами.

Выводы

Подводя итог, следует сказать, что значительные ус­пехи в области общественных наук достигнуты благодаря тому, что ученые стремились сделать свои работы более ясными (уточняя, например, используемую терминологию) и бол^е объективными, благодаря тому, что при планиро-иании своей работы и оценке полученных результатов они стали применять метод математической статистики. Некоторые успехи в открытии закономерностей и в пред-пидении развития событий в будущем были достигнуты в тех случаях, когда ученые имели дело с большими числами




ГЛАВА 5


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКЕ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 185



и ситуациями, на исход которых не влияли отношения руководства и подчинения, а также когда ученые могли ограничиться исследованием определенных качественных показателей членов данной группы в целом и им не нужно было предсказывать поведение заранее отобранных инди­видуумов. И все же исход многих событий и явлений, изу­чаемых общественными науками, зависит от поведения определенных личностей.

ПОВТОРЯЕТСЯ ЛИ ИСТОРИЯ?

Этот вопрос возникает вновь и вновь, и он, конечно, имеет большое значение для информационной работы. Многие считают, что история определенно повторяется. См., на­пример, Фараго [54 Б].

Поставим вопрос более широко: «Может ли повторить­ся какая-либо ситуация, изученная общественными нау­ками?»

Знакомясь с историей, мы обнаруживаем много удиви­тельно схожих ситуаций. Приведем пример из недавнего прошлого. Наполеон одерживал блестящие победы, ведя войны против почти всех стран Европы. Поход в Россию имел для него роковые последствия. Судьбу Гитлера с пол­ным основанием можно считать весьма схожей с судьбой Наполеона. Читатель может вспомнить сам другие примеры.

Спрашивая, повторяется ли история, мы должны иметь в виду также следующие вопросы. Они расположены нами в такой последовательности, что на последующие вопросы могут быть даны менее определенные ответы, чем на преды­

А. Повторяются ли события истории подобно тому, как повторяются явления, изучаемые естественными науками? В естественных науках мы можем сказать, что в резуль­тате соединения серной кислоты с раствором хлористого бария всегда выпадает белый осадок — сульфат бария. Можем ли мы сказать, что крестьяне, недоедающие в опре­деленной степени на протяжении данного количества лет, обязательно восстанут? Нет.

Можем ли мы получить положительный ответ на постав­ленный вопрос, если вместо «обязательно» скажем «в 80 случаях из 100»? Нет,


Очевидно, если мы мысленно представим себе ситуацию, которая полностью будет походить на имевшую место в прошлом ситуацию, когда вспыхнуло крестьянское восста­ние, нам станет ясно, что в будущем, вероятно, никогда уже не возникнет точно такой же ситуации. Таким образом, у нас не получится достаточно широкого обобщения, кото­рое имело бы какую-то практическую ценность.

Следовательно, с точки зрения практических интересов информационной работы мы можем сказать, что история не повторяется.

В интересной и современной постановке этот вопрос, имеющий первостепенное значение для информационной работы, рассматривается Френкелем [54AJ.

Б. Имеет ли какая-либо сторона исторического процесса (экономическая, политическая, культурная) тенденции, обусловливающие определенную последовательность собы­тий, как утверждает Тойнби? Может ли историк — специ­алист по данному и ближайшим смежным вопросам пред­сказать, даже в гораздо меньших масштабах, чем это пытается сделать Тойнби в своем труде «Цивилизация», раз­витие конкретного события на основе имеющихся у него знаний о тенденциях и «законах» исторического или эконо­мического развития? Автор настоящей книги считает, что историк может это сделать только в редких случаях.

Очень редко тенденции в экономической, политической или других областях общественной жизни бывают доста­точно ясными, чтобы можно было предсказать будущее, зная только, что произошло в подобной ситуации в прош­лом. Известные данные относительно развития аналогичных событий в прошлом могут принести некоторую пользу. Однако самое главное—это знать специфические условия конкретной изучаемой ситуации, поскольку они играют ис­ключительно большую роль.

В. Имеется ли в исторических событиях много общих элементов? Если это так, в любом данном событии можно выделить имевшие ранее место элементы и изучить их с учетом воздействия специфических для данного события факторов. Таким образом, предвидение может основываться на оценке старых и новых факторов. Другими словами, если даже история определенно не повторяется, может ли изу­чение истории принести какую-либо практическую пользу}


 

ГЛАВА 5

Безусловно, да.

/Давайте рассмотрим несколько аналогичных примеров. Повторяются ли во всех своих чертах военные кампании или сражения прошлого? Конечно, нет. Содержатся ли в военных кампаниях и сражениях прошлого элементы, по­лезные для планирования будущих кампаний? Конечно, да. При прочих равных условиях имеет ли командующий, хоро­шо знакомый с историей войн, преимущество перед коман­дующим, который не знаком с этой историей? Конечно, име­ет. Оказывают ли характерные особенности военных кам­паний и сражений прошлого — от сражения при Каннах1 до первого сражения на Марне2—реальное воздействие на мышление и решения современных командующих? Да.

Если военные кампании никогда не повторяются, есть ли несомненная польза в тщательном изучении этих кам­паний? Да.

Сели нет двух совершенно одинаковых судебных дел и нельзя абсолютно одинаково проводить разные дела через суд, дает ли большая судебная практика какие-то преиму­щества адвокату, выступающему по данному делу? Да.

Если разговор между продавцом и покупателем никогда не повторяется, имеет ли преимущество опытный продавец? Да.

В каждом из приведенных примеров имеется один частично повторяющийся элемент, который о интересах дела стоит запомнить и использовать применительно к новым ситуациям.

Общественные науки оказывают нам большую услугу, помогая понять каждую изучаемую ситуацию. Исследо­ватель, вооруженный специальными методами и знаниями в своей области общественных наук и запомнивший большое количество более или менее сходных слу­чаев, имевших место в прошлом, может выбрать общие для всех случаев элементы, установить специфические новые элементы и таким образом извлечь максимальную пользу

1 Имеется в виду знаменитое сражение при Каннах, в котором в
216 г. до н. э. Ганнибал наголову разбил римлян, применив тактику
окружения и уничтожения окруженного противника. — Прим. ред.

2 Первое сражение на Марне, в результате которого союзники
остановили наступление немцев, произошло в сентябре 1914 года. —
Прим. ред.


ПОМОЩЬ РАЗВЕДКИ СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 187

из изучения истории своей науки. При этом специалист, об­ладающий основательными знаниями, преуспеет гораздо больше, чем дилетант, которому иногда приходят в голову удачные догадки, хотя история полностью и не повторяется.

Мысль о том, что история повторяется в той или иной доступной уразумению форме, настолько захватывает авто­ра, что он не может сдержать полет своего воображения. Допустим для практических целей, что история повторя­ется. Тогда все исторические события можно было бы зако­дировать и нанести на карточки счетной машины. В этом случае разведке, чтобы решить какую-либо задачу, касаю­щуюся современного события, достаточно было бы пустить в ход машину. В результате просмотра машиной всех карто­чек было бы отобрано одно имевшее место событие, ближе всего подходящее к изучаемому современному событию. Нам осталось бы только прочитать по карточке, каков был исход этого события, внести необходимые измене­ния в даты и названия стран и получить на серебряном подносе (на карточке счетной машины) ответ на свой во­прос.

В этом полете фантазии, если говорить о других облас­тях знаний, есть элементы реального.Описанный метод впол­не серьезно применялся при составлении прогнозов погоды. Начинают в этом случае с того, что по записям отыскивают имевшие место в прошлом метеорологические условия, мак­симально приближающиеся к изучаемым. Далее смотрят по записям, как изменялась погода при таких метеороло­гических условиях. Если требуется предсказать погоду, можно предположить, что в настоящее время, когда налицо такие же метеорологические условия, как и в прошлом, по­года изменится аналогичным образом. Этот метод приме­нялся и в некоторых других областях.

Таким образом, хотя история и не повторяется, хорошее знание истории в своей области может принести пользу офицеру информации.

Однако ему недостаточно знать сами исторические фак­ты. Он должен знать их значение. Офицеру информа­ции должно быть известно не только то, что произошло, но и почему имели место те или иные явления. Ему требуются но только знания, но и понимание, мудрость. Тогда он смо­жет максимально использовать частично повторяющиеся


" Щ$

It


 

ГЛАВА 5

элементы событий, опираясь на свой здравый смысл,сопо­ставить их с новыми специфическими факторами и на этой основе составить предельно точный прогноз на будущее.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В ИНФОРЛ1АЦИОННОЙ РАБОТЕ

В мире постоянно проводится критическое и позитив­ное изучение методов, применяемых в различных сферах человеческой деятельности. Если говорить о естественных науках, строительстве и промышленности, то все признают, что более совершенные методы помогают в работе. Мы обна­руживаем, что изучением методов работы занимаются в обла­сти педагогики, военной науки, истории. Методы обществен­ных наук с недавнего времени являются объектом активной исследовательской работы. Из числа изданных за пос­леднее время по этому вопросу книг можно назвать следу­ющие: «Методы социологических исследований» [18], «Ме­тоды исследовательской работы в области общественных наук» [21], «Язык социологических исследований — кни­га для чтения по методологии социологических исследо­ваний» [58] и т. д.

В области информационной работы разведки методы как таковые пока что изучаются слабо, а ведь системати­ческое изучение методов в любой области науки, проводи­мое объективным специалистом, почти всегда помогает улучшить работу.

Теперь мы рассмотрим ряд методов, применяемых в об­щественных науках, которые могут оказаться полезными в информационной работе разведки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: