Дела считаются заведенными с момента включения в них первого исполненного документа. Они формируются в структурных подразделениях и хранятся в них до передачи в архив учреждения.
Дела должны размещаться в запирающихся шкафах, сейфах или специальных картотеках, что обеспечивает их сохранность и защиту от пыли и света.
Последовательность расположения дел на полке должна соответство-
вать последовательности дел в номенклатуре.
Для дел, содержащих особо ценные документы или сформированных по видам и сложных по содержанию, а также для дел ограниченного доступа составляется и постоянно дополняется внутренняя опись, в которую вписывается каждый подшиваемый документ. Она помещается в начале дела и содержит указание индекса документа, его даты, содержания и номера листа.
Документы, уже включенные в дело, могут потребоваться в течение года. В этих случаях они могут быть изъяты из дела, а на их место закладывается лист-заместитель, в котором указано когда, кому и на какой срок выдан документ.
Если требуется выдать дело целиком, заполняется карта-заместитель, в которой указывается номер выданного дела, на какой срок, росписи в получении и приеме после возвращения документов.
Карта-заместитель помещается на листе выданного дела.
Изъятие документов из дел по требованию компетентных органов (прокуратуры, суда и т. д.) может производиться только на основании письменного распоряжения этих органов и с разрешения руководства с обязательным составлением акта об изъятии подлинника и подшивкой в дело на его место заверенной копии или ксерокопии.
Вопросы для самопроверки
1. Для каких категорий дел заполняется внутренняя опись?
2. Что такое лист-заместитель и когда он используется?
3. Каков порядок изъятия документов из дел?
Тема 6. Обработка дел для последующего хранения
6.1. Экспертиза ценности документов
6.2. Оформление дел
6.3. Сдача дел в архив
Практическое занятие № 6
Ознакомление с положением о постоянно действующей экспертной комиссии (ЭК).