double arrow

Тема 6. Калькуляция себестоимости продукции по переменным издержкам (система «Директ – кост»)

Одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию полной себестоимости является подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость.

В зарубежной теории и практике учета в настоящее время самой точной считается калькуляция, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, а не калькуляция, которая после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия.

Непростые рыночные процессы, определяющие усложнение ориентации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебание объемов производства и реализации продукции, с одной стороны, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме, с другой стороны, существенно сказываются на колебании себестоимости изделий, а значит, и на их прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства.

Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости и маржинальной прибыли (сумме покрытия)– разнице между выручкой от реализации и переменными затратами – и дает система директ-кост.

Сущность системы директ-костсостоит в подразде­лении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объема производства, причем себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат на производство и реализацию продукции. При этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия[1].

Можно выделить несколько разновидностей системыдирект-кост:

1) классический директ-кост калькулирование по пря­мым (основным) затратам, которые в то же время являются переменными;

2) система учета переменных затрат (простой директ-кост) калькулирование по переменным затратам, в которые входят прямые расходы и переменные косвенные расходы;

3) система учета затрат в зависимости от использования произ­водственных мощностей (развитой директ-кост ) – каль­куляция всех переменных расходов и части постоянных, определяемых в соответствии с коэффициентом использования производственной мощности.

Важным достоинством системы директ-костявляется возможность детального и качественного изучения зависимости между объемом производства, затратами и прибылью. В рамках данного анализа определяют критическую точку (точку, характеризующую такой объем производства, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытков) и взаимосвязь исследуемых факторов. Данную взаимосвязь можно представить графически и аналитически.

Критический объем продаж (Vкрит.) или критическая точка в натураль-ном выражении:

V крит. = Постоянные затраты / МП на единицу (6.1)

где МП ед. = Цена ед. – Переменные затраты на ед. (6.2)

МП - маржинальная прибыль

Данная модель имеет значительные преимущества по сравнению с другими системами. Прежде всего, следует назвать упрощение и точность исчисления себестоимости продукции, так как себестоимость планируется и учитывается только в части производственных затрат. Отсутствуют процедуры по составлению сложных расчетов для условного распределения постоянных затрат между видами продукции, так как они непосред­ственно списываются на уменьшение финансового результата.

Важным преимуществом является объективная возможность определения порога рентабельности, запаса прочности предприятия и нижней границы цены продукции. Кроме того, применение системы директ-костдает возможность проведения сравнительного анализа рентабельности различных видов продукции, определения оптимальной программы выпуска и реализации, выбора более выгодной модели организации производства.

Директ-костпозволяет руководству заострить внимание на изменение маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям. Система обеспечивает возможность быстрого реагирования производства в ответ на меняющиеся условия рынка. Она также становится составной частью маркетинга – системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции[11].

Вместе с тем теоретические и практические исследования системы директ-костпозволили выделить и следующие ее недостатки:

- Возникают трудности при разделении затрат на постоянные и переменные. Во многом это зависит от длительности рассматриваемого периода времени и от реализуемого диапазона объемов выпуска.

- Ведение учета в разрезе только производственной себестоимости, т. е. по сокращенной номенклатуре статей, не отвечает требованиям отечественной системы учета, так как отсутствует расчет полной себестоимости продукции, необходимой согласно законодательству.

- Кроме того, многие считают, что директ-костне дает ответа на вопрос, какова же полная себестоимость производи­мого изделия. Поэтому требуется дополнительное распределение условно – постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации предусматривает де­ление затрат на производственные (обусловленные ходом про­изводственного процесса) и периодические (связанные с длительностью отчетного периода). Прямые производственные затраты собираются по дебету счетов 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательное производство», косвенные производственные затраты подлежат распределению. Периодические затраты (условно-постоянные) собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», но не включаются в себестоимость произведенной продукции, а списываются в конце отчетного периода на уменьшение выручки от продажи продукции записью Дт 90 «Продажи» - Кт 26 «Общехозяйственные расходы», что и является признаком использования элементов системы директ-кост на отечественном предприятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: