Таким образом в процессе обучения студентов легкоатлетическим упражнениям для достижения определённых спортивно-технических результатов и формирования методических навыков и умений необходимо:
- овладеть основами техники движений, т.е сформировать определённые умения (начальный этап обучения);
- детально изучить элементы техники легкоатлетических упражнений с помощью специальных и подводящих упражнений (этап разучивания);
- овладеть движением в целом, соединив отдельные элементы (фазы, этапы) в законченный цикл, добиваясь правильности и слитности их выполнения (этап закрепления и совершенствования).
Соблюдение перечисленных условий позволит студентам: во-первых, более качественно освоить технику легкоатлетических упражнений, развить необходимые физические (двигательные) способности и на этой основе успешно сдавать практические нормативы, предусмотренные учебной программой; во-вторых, окажет неоценимую помощь при подготовке к учебно-методическим занятиям, проводимых с целью формирования у студентов методических навыков и умений в проведении занятий по лёгкой атлетике.
Для оценки уровня сформированности у студентов методических навыков и умений на кафедре разработаны учебные задания, которые они выполняют на зачёте. Перечень этих заданий представлен в приложении 2.
Качество выполнения методического задания оценивается следующим образом:
- «зачтено» - задание выполнено в основном правильно, но неуверенно и с незначительными ошибками;
- «не зачтено» – задание не выполнено или выполнено неуверенно и с грубыми ошибками.
При оценке выполнения методического задания учитываются следующие умения:
- назвать, четко показать и объяснить упражнение;
- выбрать рациональную методику обучения и подавать команды обучаемым;
- предупреждать и исправлять ошибки, осуществлять страховку и оказывать помощь обучаемым при выполнении упражнений;
- определять состояние занимающихся, правильно дозировать физическую нагрузку;
- правильно оформлять план (план-конспект) урока (должен представить его до зачёта.
Для более качественного выполнения методического задания в приложении 3 в наглядной форме представлены упражнения, которые используются на занятиях по лёгкой атлетике в различных его частях.
Список литературы:
1. Губа, В.П. Легкая атлетика: учебно-методическое пособие для общеобразовательных школ: Учеб. пособие/В.П. Губа, В.Г. Никитушкин, В.И. Гапеев. – М.: Олимпия Пресс, 2006. 223 с.
2. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: Учебное пособие/А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Академия, 2008. – 464 с.
3. Лазарев, И.В. Практикум по лёгкой атлетике: Учеб. пособие для
студентов сред. пед. учеб. заведений/И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А. Орлов. – М.: Издат. центр. «Академия», 1999.
4. Лёгкая атлетика: Учебник для ин-тов физич. культ./Под ред. Н.Г.
Озолина, В.И. Воронкина.//Изд.3-е, доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1979.
5. Ломан, В. Бег, прыжок, метания. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
6. Никитушкин, В.Г. Лёгкая атлетика: Учебно-методич. пособие для
общеобразовательных школ/В.Г. Никитушкин, В.П. Губа, В.И. Гапеев. - М.: Олимпия Пресс, 2005.
7. Пивоваров, Б.Н. Игры в тренировке легкоатлетов/Б.Н. Пивоваров. –
М.: Физкультура и спорт, 1959.
8. Подготовка юных легкоатлетов. – М.: Терра-Спорт, 2000.
9. Попов, В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов/В.Б. Попов. – М.: Человек, 2011. – 224 с.
10. Правила соревнований по легкой атлетике. – М.: Терра, Спорт, 2000.
11. Селуянов, В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции: Учеб. пособие/ В.Н. Селуянов. – М.: ТВТ Дивизион, 2007. – 112 с.
12. Чинкин, А.С. Основы подготовки бегунов на длинные дистанции: Методическое пособие/А.С. Чинкин, М.Н. Чинкин, Ф.Р. Зотова. – М.: Физическая культура, 2008. – 128 с.
13. Полищук, В.Д. Использование специальных и подводящих упражнений в тренировочном процессе легкоатлетов/ В.Д. Полищук. – М.: Олимпийская литература, 2009. – 144 с.
Приложение 1
Примерный план урока по лёгкой атлетике
Тема: Обучение бегу на короткие дистанции и прыжку в длину с места.
Основные задачи:
1. Изучить технику бега на короткие дистанции и прыжка в длину с места.
2. Развивать скоростные, скоростно-силовые и координационные способности.
3. Воспитывать дисциплинированность и ответственность, настойчивость и упорство.
Тип урока: обучающий.
Время проведения: 45 мин.
Место проведения:Школьный стадион.
Частные задачи | Средства | Дозировка | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть – 10 - 12 мин | |||
1. Организовать группу для проведения занятия. | Построение, приветствие, проверка присутствующих и состояние спортивной формы, доведение темы и задач занятия. | 2 мин | Построить занимающихся в две шеренги. |
2. Подготовить организм для выполнения упражнений в основной части занятия | Строевые приёмы на месте, ходьба, бег, упражнения в ходьбе, беге, ОРУ на месте | 8 мин | |
2.1. Воспитывать способность сохранять заданный темп и ритм выполнения упражнений при ходьбе. | Ходьба обычным и спортивным шагом: на носках, на пятках, на внеш. и внутр. стороне стопы. | 1 мин | Группа движется в колонну по одному, дистанция 2 шага. |
2.2. Воспитывать способность сохранять заданный темп и ритм выполнения упражнений при беге. | Бег, бег, спиной вперёд, прыжками на двух ногах. | 2 мин в среднем темпе | Дистанция 2-3 шага, при беге спиной вперёд голову повернуть вправо, Прыжки на двух ногах выполняются на носках, руки на поясе. |
2.3. Выполнить обшеразвивающие упражнения (ОРУ) на месте. | Упражнения для мышц шеи, рук, туловища, мышц и связок суставов нижних конечностей. | 6 мин | Перейти на ходьбу и перестроить группу в две шеренги, интервал и дистанция 2 (3) шага. |
2.3.1. Выполнить упр. для мышц шеи. | Повороты головы налево и направо. И.п. – Руки на поясе. На счёт 1 – повернуть голову налево; на счёт 2 – прямо; на счёт 3 – направо; на счёт 4 - прямо. Круговые вращения головой вправо и влево. И.п. – Руки на поясе. | 5-6 раз в каждую сторону 3-4 раз в каждую сторону | Туловище прямое, плечи развернуть. Вращения выполнять вправо и влево на 4 счёта. |
2.3.2. Выполнить упр. для мышц рук и плечевого пояса. | Вращение руками вперёд и назад И.п. – Руки в стороны, пальцы сжаты в кулак. Упр. для улучшения подвижности в плечевом суставе И.п. – Кисти рук к плечам. | 6-8 раз в каждую сторону 6-8 раз в каждую сторону | Вращения выполнять на 4 счёта в каждую сторону Туловище прямое, плечи развернуть. Вращения выполнять на 4 счёта в каждую сторону с акцентом на активные движения в плечевых суставах |
2.3.3. Выполнить упр. для мышц туловища. | Наклоны туловища в стороны. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счёт 1 - наклонить туловище влево; на счёт 2-И.п.; на счёт 3 наклонить туловище вправо; на счёт 4 - И.п. Повороты в сторону и наклоны туловища вперёд. И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счёт 1 - повернуть туловище влево с одновременным отведением левой руку назад; на счёт 2-наклонить туловище вперёд и коснуться пальцами рук носка правой ноги; на счёт 3 - выпрямить туловище и выполнить движение на счёт 1; на счёт 4 – И.п. То же выполнить в противоположную сторону. | 5-6 раз в каждую сторону 6-8 раз | При наклонах туловище не заваливать. При поворотах туловища кисти рук на уровне плеч, пальцы сжаты в кулак, при наклонах вперёд ноги в коленях не гнуть. |
2.3.4. Выполнить упр. для мышц и суставов нижних конечностей. | Приседания. И.п. – ноги на ширине плеч, ступни ног параллельно, руки на поясе. На счёт 1 – присесть, руки вперёд, на счёт 2 – И.п. Смена положений ног в выпаде вперёд. И.п. – левая нога впереди согнута в коленном суставе на 90°, правая нога сзади, руки на поясе. На счёт 1 - сменить положение ног; на счёт 2 – И.п. Приседания с выпадом в сторону. И.п. – ноги шире плеч, руки на поясе. На счёт 1 - выпад влево, присесть, руки вперёд ладонями вниз; на счёт 2 - И.п. То же в правую сторону. Прыжки. И.п. – О.с. На счёт 1 – прыжком левую ногу вперёд, правую назад; на счёт 2 – О.с.; на счёт 3 - прыжком правую ногу вперёд, левую назад; на счёт 4 – О.с. Упражнение в парах. И.п. – лицом друг к другу, находясь в 2-х шагах от партнёра, упереться руками в плечо, туловище наклонить под углом 60-70°. С усилием поочерёдно сгибать правую и левую стопу. | 6-8 раз 6-8 раз 5-6 раз в каждую сторону 14-16 повторений с постепенным увеличением темпа 1 мин в среднем темпе | При приседании руки слегка развести в сторону, ладонями вниз. Туловище удерживать в вертикальном положении, сзади стоящую ногу в колене не гнуть. При приседании туловище удерживать в вертикальном, нога в выпаде сгибается до угла 90°, отставленная нога прямая. При движении рук вверх ладони внутрь. Перестроить группу, повернув одну из шеренг кругом. Упр. прекращается по команде «Упр. закончить». Обучаемых вернуть на свои места. |
Основная часть – 30 - 32 мин | |||
1. Организовать группу для проведения основной части занятия. | Подать команду для перестроения. | 20" | Построить группу в две шеренги, интервал 1 шаг, дистанция 2-3 шага. |
2. Обучить технике бега на короткие дистанции. | Беседа, рассказ, показ, тренировка. | 16-18 мин | Напомнить виды бега на короткие дистанции. При ознакомлении с деталями техники обращать внимание на положение рук, ног и туловища. При изучении беговых упражнений указывать расстояние, на которое они выполняются, и порядок возвращения в строй. |
2.1. Ознакомить с техникой бега на короткие дистанции. | Беседа, рассказ, показ. | 30"-40" | Рассказать и показать технику бега на короткие дистанции, обратить внимание на этапы и виды старта. Показ осуществлять стоя боком, сначала в одном направлении, затем в противоположном. |
2.2. Освоить движения руками и выполнить специальные беговые упражнения | Движения руками в о.с. Движения руками с наклоном туловища вперёд. Семенящий бег. Бег с высоким подниманием бедра. Бег с захлёстыванием голени сзади. | 1 мин Темп медленный 1 мин Темп средний 1 мин Темп средний 1,5 мин Темп средний 1,5 мин Темп средний | В основной стойке или выставив одну ногу вперёд, руки согнуты в локтевых суставах под углом 90°. Выполнять быстрые движения руками как при беге. Необходимо контролировать положение плеч и движение локтями вперёд-назад. Наклонить туловище вперёд, выполнить движения руками как при беге, с постепенным выпрямлением туловища. Шаг короткий, движения частые, нога ставиться последовательно с носка на пятку, руки расслаблены, туловище прямое. Движения частые, бедро поднимать до угла 90° по отношению к туловищу, ногу ставить под себя на носок, руки согнуты в локтевых суставах и работают в такт с ногами, туловище прямое. Движения частые, ногу ставить на носок, при захлёстывании голени стараться пятками достать ягодиц, туловище слегка наклонено вперёд, руки расслаблены. |
2.3. Разучить положение высокого старта | Рассказ, показ, тренировка. | 2 мин | Положение старта принимать из исходного положения в шаге от линии старта на 3 счёта: 1 – толчковую ногу поставить перед линией старта, туловище прямое; 2 – туловище наклонить вперёд, ноги поставить на носки и согнуть в коленных суставах, тяжесть тела перенести на впереди стоящую ногу, разноимённую руку подать вперед, противоположную назад, согнуть в локтевых суставах; 3 – вернуться на исходное положение. |
2.4. Разучить технику стартового разбега. | Рассказ, показ, тренировка. | 2 мин | Стартовый разбег выполнять из положения высокого старта. Сначала выполняет первая шеренга, затем вторая. |
2.5. Разучить технику бега по дистанции. | Рассказ, показ, тренировка. | 2 мин | Тренировку проводить в парах, по команде или потоком, дистанция 5-6 шагов. |
2.6. Разучить технику финиширования. | Рассказ, показ, тренировка. | 2 мин | Тренировку проводить потоком, дистанция 5-6 шагов. |
3. Обучение технике прыжка в длину с места. | Беседа, рассказ, показ, тренировка. | 14-16 мин | Напомнить виды прыжков. При изучении деталей техники обращать внимание на положение рук, ног и туловища. Указывать порядок выполнения заданий и возвращения в строй. |
3.1. Ознакомить с техникой прыжка в длину с места. | Беседа, рассказ, показ. | 1 мин | Рассказать и показать технику прыжка, обратить внимание на угол вылета после отталкивания и положение тела после приземления. Показ осуществлять стоя боком, сначала в одном направлении, затем в противоположном. |
3.2. Выполнить подготовительные упражнения. | Упражнение для подготовки к отталкиванию. Прыжок вверх. Прыжок с небольшим продвижением вперёд. | 5-6 раз в медленном темпе 3-4 прыжка 3-4 прыжка | И.п. - ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Упражнение выполнять на 3 счёта: 1 - подняться на носки, руки вверх; 2 – согнуть ноги в коленях, наклонить туловище вперёд, перенести тяжесть тела на переднюю часть стопы, руки отвести назад; 3 – И.п. И.п. – прежнее. Упражнение выполнять на 4 счёта: 1 - подняться на носки, руки вверх; 2 – согнуть ноги в коленях, наклонить туловище вперёд, перенести тяжесть тела на переднюю часть стопы, руки отвести назад; 3 – разгибая ноги и туловище резко оттолкнуться вертикально вверх, поднять руки вверх, прогнуться, приземлиться на всю стопу, ноги согнуть в коленях, туловище наклонить вперёд, руки перед собой, ладонями вниз; 4 – И.п. Прыжок выполнять на высоту 30-4-см. И.п. – прежнее. Упражнение выполнять на 4 счёта: 1 - подняться на носки, руки вверх; 2 – согнуть ноги в коленях, наклонить туловище вперёд, перенести тяжесть тела на переднюю часть стопы, руки отвести назад; 3 – разгибая ноги и туловище резко оттолкнуться вперёд- вверх, поднимая руки вверх и прогибаясь в пояснице, приземлиться на всю стопу, ноги согнуть в коленях, туловище наклонить вперёд, руки перед собой, ладонями вниз; 4 – И.п. Прыжок выполнять на расстояние 1м. |
3.2. Разучить технику прыжка в длину с места. | Рассказ, показ, тренировка. | 4- 6 мин | Выполнять по разделениям на 4 счёта, Прыжок делать на максимально возможное расстояние. Обратить внимание на угол вылета (примерно 60°). Выполнять одновременно или по шеренгам. |
3.3. Закрепить технику прыжка в длину с места. | Тренировка. | 3 – 4 прыжка | Прыжки выполнять в целом, парами, по команде. Оценить технику прыжка. |
4. Совершенство- вание изученных упражнений. | Соревнования, эстафеты. | 8 – 10 мин | Соревнования проводить между парами и командами. Указать порядок определения победителей. |
Заключительная часть – 3 мин | |||
1. Способствовать расслаблению мышц и суставов и снижению активности систем организма. | Бег, ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление мышц рук (медленное вращение, потряхивание). | 1 мин в медленном темпе | Перестроить группу в колонну по одному, при выполнении бега и упражнений в ходьбе дистанция 2 шага. |
2. Организовать группу для подведения итогов занятия. | Беседа. Рассказ. | 2 мин | Построить группу в одну шеренгу. Оценить дисциплину и действия занимающихся. Дать задание для самостоятельной работы. |