4.1. Нарушения голоса у детей
Распространенность нарушений голоса у детей • Причины нарушений голоса в детском возрасте • Органические и функциональные нарушения голоса у детей • Влияние нарушений голоса на общее развитие и личность ребенка
Методы исследования голосового аппарата детей и взрослых практически аналогичны, однако исследователи детского возраста сталкиваются с определенного рода трудностями. Осмотр гортани у детей вследствие малых размеров, прикрытия входа в нее надгортанником и выраженного глоточного рефлекса весьма затруднителен. Несмотря на все более широкое применение в детской практике фиброволоконной оптики, довольно часто врачу приходится прибегать к проведению осмотра гортани под наркозом.
В современной научной литературе имеются весьма разноречивые данные о распространенности нарушений голоса в детском возрасте. Отчасти существенная разница в данных, приводимых исследователями различных стран, обусловлена особенностями гигиены голоса у представителей различных народов; отчасти — несоответствием методических подходов к квалификации нормальной/нарушенной функции голосового аппарата в детском возрасте.
|
|
Так, американские ученые обнаруживают нарушения голоса у 6—9% жителей своей страны в возрасте 5—18 лет, что в среднем составило 3 млн. человек. F.B.Wilson (1971) выявил нарушения голоса (от незначительных до затрудняющих общение) у 76 % обследованных им детей.
Японские исследователи (1984) отмечают нарушения голоса не более чем у 1 % японских детей, однако столь невысокая цифра объясняется тем, что скрининг проводился учителями, не имеющими специальной подготовки. A.Zaliouk (1957) установил наличие дисфонии у 21 % израильских школьников.
Для уточнения спорных вопросов о частоте и особенностях детских нарушений голоса Ю.С.Василенко и С.Е.Уланов (2002) провели исследование 2540 детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет. После анализа полученных данных авторы пришли к выводу о довольно значительной частоте таких заболеваний у детей и подростков: ее показатель составил 3,5 % от общего числа обследуемых. Причем для детей — участников хоровых коллективов частота нарушений голоса возрастала до 8,03 %.
Нарушения голоса в детском возрасте могут проявляться в форме функциональных и органических дисфоний. Из функциональных голосовых нарушений в детском и подростковом возрасте чаще диагностируются гипотонусная (17,7%) и мутационная дисфоний (18,1 %), из органических—узелки голосовых складок (29,2%) и ларингит (19,4%).
Среди причин развития таких нарушений у детей большинство исследователей называют перенапряжение голоса, воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и психотравмирующие факторы.
|
|
Наиболее распространенным заболеванием является дисфония, обнаруживающая себя хронической охриплостью и нарушениями резонанса (чаще — гиперназальностью). Частота выявления дисфоний находится в определенной зависимости от возраста детей. Максимальное число нарушений отмечается в возрастной группе от 5 до 8 лет; по данным Ю. С. Василенко, нарушения голоса в дошкольном возрасте свойственны 23% обследованных. Объясняется это недостаточной зрелостью мышечных и нервных элементов гортани, неправильной фонацией, а также голосовыми злоупотреблениями.
Органические нарушения голоса у детей встречаются чаще, чем функциональные. Установлена определенная взаимосвязь между полом и характером голосовых расстройств: у мальчиков чаще обнаруживаются гипогипертонусные дисфоний, у девочек — психогенные афонии.
Основой возникновения голосовых нарушений служит чрезвычайная хрупкость голосового аппарата у детей. Так, по данным Л. Б.Дмитриева, при осмотре гортани непосредственно после 30— 45-минутного урока пения у большинства детей отмечаются те или иные патологические признаки — розоватая окраска слизистой оболочки по свободному краю голосовых складок, недостаточное их смыкание, нарушение вибрационной функции той или иной степени выраженности. Эти нарушения обнаруживаются в основном у тех школьников, которые жалуются на быструю утомляемость голоса.
Этиологию нарушений голоса у детей следует рассматривать в зависимости от механизмов нарушений фонации и сроков их проявления.
Органические нарушения голоса у детей можно разделить на следующие этиологические группы:
- врожденные аномалии строения и функции голосового аппарата;
- травмы гортани;
- новообразования гортани.
Функциональные нарушения преимущественно обусловлены:
- перенапряжением голоса;
- несоблюдением гигиены певческого голоса;
- нарушениями использования голосового аппарата в период мутации;
- психологическими факторами;
- патологическими очагами в органах и системах, не входящих в состав голосового аппарата.
Особую группу составляют нарушения голоса, обусловленные потерей или недостаточностью слухового восприятия вследствие заболеваний органов слуха.
Рассмотрим подробнее каждый из выделенных вариантов нарушений голоса у детей.
Органические нарушения голоса. В этой группе врожденные аномалии оказываются наиболее распространенной причиной нарушений голоса. Как правило, аномалии строения гортани обнаруживаются еще в периоде новорожденное™, так как они обусловливают выраженные нарушения звучания голоса и зачастую сопровождаются отклонениями в функционировании системы дыхания (одышка, цианоз, учащение дыхания). Кардинальным симптомом врожденной патологии гортани является стридор — свистящий шум на вдохе и на выдохе вследствие анатомического или физиологического сужения воздухоносных путей. По особенностям стридора можно судить о локализации патологического процесса.
К распространенным вариантам аномалий строения гортани относятся: асимметрии строения гортани, наличие соединительнотканных перепонок и стенозов, борозд голосовой складки, ларингомаляции.
Значительный процент нарушений голоса у детей обусловлен патологией голосооформительной части голосового аппарата, в частности нёбно-глоточного клапана. Недостаточность нёбноглоточного клапана может вызвать дефекты, которые характеризуются комбинацией гиперназальности, гипоназальности и носовой эмиссии звука (фырканье).
Достаточно часто встречающейся причиной нарушений становятся травмы гортани. У детей до 1,5 года травмы гортани преимущественно вызываются аспирацией инородных предметов или длительной эндотрахеальной интубацией. В возрастной группе от 1,5 до 12 лет среди распространенных причин травм гортани также выступает аспирация инородных тел и последствия дорожно-транспортных происшествий и длительной интубации. Отмечаются случаи травмирования гортани в результате вдыхания токсичных или разъедающих веществ.
|
|
Травмы гортани могут сопровождаться повреждениями суставов и мышц или переломами хрящей, а также повреждениями голосовых мышц и слизистой оболочки.
Особого внимания логопедов требуют дети с долговременной трахеостомой (более 2 — 3 недель), в результате ношения которой в большинстве случаев возникает укорочение голосовых складок и соответственно повышение тональности голоса. Трахеостома может стать причиной развития рубцового стеноза гортани.
Во всех случаях травматических повреждений гортани неотъемлемой частью лечения является фонопедическая коррекция голосовых нарушений.
Новообразования гортани представляют собой довольно редкую патологию в детском возрасте. Наиболее часто «узелки» голосовых складок обнаруживаются у мальчиков — в 5 раз чаще, чем у девочек, причем большая распространенность приходится на возрастной период от 7 до 10 лет (Михайлова Г.Д., 1987). A.Yates и H.H.Dedo (1984) считают, что узелки голосовых складок составляют до 17 % всех доброкачественных новообразований гортани. Локализация, форма и размеры подобных образований отличаются от таковых у взрослых. Располагаются они по свободному краю в средней трети голосовых складок и имеют широкое основание. Преимущественно это двусторонние узелки. Весьма настораживающим является наблюдение, свидетельствующее о том, что данный вид патологии отмечается приблизительно у 10% детей, посещающих дошкольные учреждения, и не обнаруживается у детей, находящихся на домашнем воспитании.
Каждого ребенка с узелками голосовых складок необходимо обследовать для выяснения причин их возникновения и разработки плана лечения.
|
|
Зачастую трудно установить, почему у одного ребенка узелки возникли, а у другого, который больше говорит и кричит, их нет. В настоящее время отсутствуют точные представления о том, почему голосовой аппарат у одних детей более адаптирован, чем у других. Повышенная активность детей, в силу которой они много кричат, по-видимому, все же служит причиной более частого возникновения узелков в детском возрасте.
Отчасти появление данных новообразований может быть обусловлено сочетанием наследственной предрасположенности и перенапряжения голоса.
Основной тактикой коррекции голоса при данной патологии становится включение ребенка в долговременную фонопедическую работу, рассчитанную на 3 — 6 месяцев, и лишь при ее неэффективности — хирургическое воздействие.
Вторым по распространенности вариантом новообразований гортани у детей является паппиломатоз гортани. Наибольшее значение имеют такие варианты течения болезни, при которых ребе-
нок неоднократно подвергается хирургическому вмешательству и длительное время носит трахеотомическую трубку.
Функциональные нарушения голоса у детей. Наиболее распространенным поводом для возникновения таких нарушений является перенапряжение голосового аппарата. Следует при этом отметить, что оно преимущественно оказывается следствием неправильных речевых навыков, которые формируются у детей под влиянием подражания окружающим людям, имеющим либо нарушения голоса, либо патологическую привычку к использованию твердой или придыхательной атаки, либо чересчур громкий голос. Вместе с тем они могут наблюдаться и у детей с лабильной нервной системой.
Усилению патологического состояния также способствует использование в игре звуковых имитаций нефизиологических звуков (гул самолета, визг сирены и т.п.) или пребывание ребенка в условиях повышенного шума.
Перенапряжение голоса обусловливает возникновение тонусных нарушений в мышцах гортани (преимущественно по типу гипотонуса) или фонастении у детей с врожденной слабостью нервно-мышечного аппарата.
По мнению Л.Б.Дмитриева, Л. М.Телеляевой и некоторых других авторов, многие дефекты голосообразования являются следствием неправильного пения и нерационального режима пользования голосом в детском возрасте, в частности у мальчиков в период мутации, а также в до- и послемутационном периодах. Дети зачастую перенимают у взрослых манеру пения, причем возникающие технические трудности преодолевают путем перенапряжения голосового аппарата или его отдельных частей. При стробоскопическом обследовании гортани у поющих детей часто отмечается неестественный, несвойственный детскому голосу грудной характер колебаний, характерный для голоса взрослых. У поющих детей могут наблюдаться такие же болезненные состояния голосового аппарата, как и у взрослых, начиная от обычного воспаления голосовых складок до типичных «певческих узелков». В большинстве случаев эти заболевания обусловлены неправильным режимом пения, нерациональным голосовым режимом. Соответственно для сохранения функциональной активности голосового аппарата «поющих» детей необходимо строгое соблюдение правил гигиены голоса.
Мутация, как отмечалось ранее (см. гл. 1), — явление физиологическое. Однако при нарушении темпа или динамики ее прохождения возможно возникновение различных вариантов дисфонии той или иной степени выраженности.
Причинами изменения голоса в период мутации считаются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. Такие нарушения проявляются в самых различных формах:
- упорно сохраняющемся фальцете;
- болевых ощущениях при фонации;
- неудержимом рефлекторном кашле как результате чрезвычайного раздражения слизистой оболочки голосовых складок;
- сохранении «детского» тембра голоса у взрослых мужчин с нормально сформированной гортанью;
- мутационном ларингите. Коррекционно-педагогическая работа при таких нарушениях
должна быть направлена на обучение методам правильного голосоведения с учетом гормонально обусловленных анатомических изменений в голосообразующей части.
Причиной многих функциональных нарушений голоса у детей, особенно изменений способности к его модификации по высоте тона, громкости и другим качественным характеристикам, являются психические нарушения или плохая приспособляемость к окружающей среде (Curtis M., 1967).
В качестве предрасполагающих факторов в подобных случаях можно выделить: особенности личности, патологию характера, эмоциональную лабильность, нарушения взаимодействия между ребенком и родителями. Эти причины и обстоятельства зачастую тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Психические воздействия и травмы нередко вызывают расстройства голоса, причинной основой которых являются изменения тонуса голосовых мышц и координации между различными отделами голосового аппарата, в частности охриплость, резкость, придыхание, потеря (или, наоборот, повышение) громкости, ринофония, афония. Так, чрезмерная агрессивность может сказаться в привычке говорить очень громко, охриплость может быть тесно связана с отрицательными эмоциями и психической травмой (Leden H. von, 1958, 1965). Эмоциональные факторы, неосознаваемые конфликты и фрустрация, приводящие к чрезмерному напряжению, могут провоцировать гиперфункциональные нарушения голоса. Психогенная афония у детей часто служит симптомом сильного эмоционального потрясения и в то же время способом ухода от сложной жизненной ситуации.
Особую выраженность голосовые нарушения приобретают у эмоционально неуравновешенных детей с психотическими или невротическими расстройствами. Основными симптомами «беды» в данном случае становятся отклонения от нормального тембра, громкости и высоты тона.
Следует отметить, что не только нарушения функционирования нервной системы могут приводить к возникновениям неполадок с голосом, но и сами по себе нарушения голоса и сопутствующие данному заболеванию факторы могут обусловить появление невротических расстройств. На состояние ребенка оказывает влияние слишком большое число факторов, в частности: астенический синдром, ослабление сопротивляемости и приспособляемости организма, снижение темпа формирования высших психических функций, явления госпитализма.
Е. С.Алмазова (1973) выделяет три группы детей, характеристики которых различаются в зависимости от изменения эмоционально-волевой сферы под влиянием заболевания голосового аппарата:
1-я группа — в нее включены дети, на которых болезнь накладывает особый отпечаток. Они ослаблены физически, угнетенье относятся весьма безнадежно к своему состоянию, воля к выздоровлению и восстановлению голоса отсутствует. Чаще всего они неуравновешенны, раздражительны, плаксивы, склонны к аффектам. Поведение неустойчивое, установление контакта затруднено.
2-я группа — ее составляют дети, которых не угнетают ни болезнь, ни отсутствие голоса. Они безразличны к своему состоянию, стремление выздороветь и восстановить голос отсутствует. Как правило, эти дети недисциплинированны, некритичны. В контакт вступают легко, по характеру, скорее, добродушны. Такие особенности поведения отчасти объясняются меньшей длительностью заболевания гортани.
3-я группа — в нее входят дети, у которых не обнаруживается значительных изменений в эмоционально-волевой сфере. Они терпеливо относятся к медицинским манипуляциям, отличаются уравновешенностью настроения, контактностью, дисциплинированностью, критическим отношением к своему дефекту, желанием выздороветь и восстановить голос.
Данная классификация показывает, что нарушения голоса могут в значительной степени влиять на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка, его поведение и формирование личности в целом. Приобретенные изменения в соматической и психической сферах подчас сохраняются на долгие годы, делая этих детей инвалидами, препятствуя самореализации.
Именно поэтому успешность восстановительной работы определяется не только чисто биологическими факторами и методами логопедического воздействия, но и воздействием наличность больного ребенка.
Длительно текущее заболевание голосового аппарата помимо влияния на личность детей значительно сказывается и на их речевом развитии. При отсутствии голоса в сензитивные периоды развития речи вторично нарушается звукопроизношение, искажается динамика становления коммуникативной функции. У детей с заболеваниями гортани нарушение/отсутствие голоса делает невозможным вербальное общение или сильно его ограничивает, что, в свою очередь, снижает, а порой и исключает стимуляцию мышечной активности артикуляционного аппарата. Возникают изменения, проявляющиеся в вялости, неловкости движений. Шепот, образующийся в условиях неточной, вялой артикуляции, слаб, малоразборчив, а при длительном ношении трахеостомы приобретает «квакающий» характер. Наиболее доступными остаются звуки [п], [т], [к].
Речь таких детей монотонна, отрывиста, с примесью шумов, малопонятна для окружающих, неприятна на слух. В ее общем потоке выделяются лишь взрывные глухие переднеязычные; соноры и гласные остаются беззвучными.