Вопросы и задания

1. Каковы основные причины, вызывающие нарушения мутации?

2. Перечислите основные виды нарушений мутации.

3. Опишите акустические особенности мутационной дисфонии.

4. Подберите комплекс упражнений для общей релаксации в ходе коррекции мутационной дисфонии.

4.3. Основные направления логопедической работы по коррекции голосовых нарушений у детей в условиях образовательных учреждений

Цели и задачи логопедической работы по коррекции голосовых на­рушений у детей • Особенности организации специальной помощи в условиях детских образовательных учреждений • Система работы по коррекции нарушений голоса у детей • Критерии оценки эффек­тивности этой работы • Профилактика нарушений голоса у детей и подростков

Несмотря на значительную распространенность нарушений голосовой функции в дошкольном возрасте, осуществление диа­гностической и коррекционно-педагогической работы в отече­ственной системе дошкольного и начального образования затруд­нено рядом факторов. К ним, в частности, относятся следующие.

1. В типовых программах по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного уч­реждения (ДОУ) коррекция нарушений голоса рассматривается лишь как частный компонент работы над интонационно-мелоди­ческой стороной речи.

2. Недостаточно разработана система педагогической диагности­ки, и теоретически не обоснована методика интерпретации резуль­татов обследования голосовой функции в дошкольном возрасте.

3. Отсутствуют методические указания по планированию, орга­низации и оценке эффективности фонопедической работы в ус­ловиях ДОУ и школы.

В зарубежной логопедии диагностика и коррекция нарушений голоса у детей организуются по «бригадному» принципу (Wil­son D. К., 1990). Бригада специалистов в составе врача-оторинола­ринголога, фонопеда, педагога-психолога регулярно проводит мо­ниторинг состояния голосового аппарата у детей, осуществляет их динамическое сопровождение на всех этапах коррекционной работы. Ведущую роль при этом играет логопед-фонопед, кото­рый планирует и осуществляет коррекционную работу, проводит тематические занятия с педагогами и родителями.

В нашей стране, как правило, учитель-логопед решает диагно­стические, коррекционные и психокоррекционные задачи.

В соответствии с коррекционными задачами, стоящими перед логопедом, возможно использование «комбинированной» систе­мы фонопедической работы, в структуру которой можно вклю­чать как методы и приемы, разработанные в отечественной лого­педии, так и приемы, используемые зарубежными специалиста­ми. Выбор методов и форм коррекционной работы определяется характером и степенью нарушений фонаторной функции, а так­же числом детей, нуждающихся в помощи.

В ДОУ по результатам исследований (О. Д. Коптева, М. В.Тка­чева) выделяются две группы детей, имеющих нарушения функ­ции голосового аппарата.

1-я группа — дети, у которых голосовые нарушения высту­пают как самостоятельный вид речевой патологии:

  • функциональной дисфонии с гипертонусом мышц голосового аппарата (гипертонусные дисфонии);
  • функциональной дисфонии с гипотонусом мышц голосового аппарата (гипотонусные дисфонии);
  • выраженных дискоординаторных расстройств;
  • органически обусловленной дисфонии (узелки голосовых скла­док, рубцовые стенозы, папилломатоз гортани в постоперацион­ном периоде и др.).

2-я группа — дети, у которых голосовые нарушения входят в структуру других нарушений речи:

  • общего недоразвития речи (преимущественно нарушений спо­собности к динамическому изменению таких акустических пара­метров голоса, как сила и высота);
  • ринофонии в структуре ринолалии;
  • дисфонии в структуре заикания (преимущественные трудно­сти регуляции силы голоса и продолжительности фонации);
  • дисфонии в структуре дизартрии.

Логопед в работе с детьми, имеющими нарушения голосовой функции, как мы уже отмечали, решает целый комплекс задач — диагностических, коррекционных, просветительских, а также за­дач сопровождения.

Диагностическая работа осуществляется на основании анализа результатов медицинского обследования, бесед с родителями, педагогами, собственно логопедического обследования и наблю­дений.

Заключение оториноларинголога позволяет решить вопрос об органическом или функциональном характере нарушения. Беседа с родителями и педагогами дает сведения о психологических осо­бенностях ребенка, вскрывая возможную взаимосвязь между го­лосовым нарушением и его психическим состоянием. Наблюде­ния свидетельствуют о ситуационной обусловленности наруше­ния, обнаруживают привычный для ребенка тип голосовой атаки, свойственные ему способы голосоведения и наиболее характер­ные признаки нарушений.

Организация и направленность диагностической и коррекционной работы зависят от варианта проявления голосового нару­шения, а потому имеют определенные отличия. В связи с этим представляется удобным распределение детей на подгруппы, объ­единенные характером нарушения:

А — дисфония как самостоятельный вид речевого нарушения;

Б — дисфония в структуре речевых нарушений;

В — органически обусловленная дисфония в постоперацион­ном периоде.

Во всех группах фонопедическую работу рекомендуется орга­низовывать в четыре этапа.

Подготовительный этап предусматривает подготовку функ­ционального базиса постановки голоса. В этот этап желательно включать специальные занятия по формированию сознательного отношения к гигиене голоса и коррекционной работе. Рекоменду­ется в доступной форме объяснить детям сущность голосообразования и причины нарушений. Кроме того, необходимо занимать­ся развитием слухового восприятия, учить детей опознавать как в собственной речи, так и в голосе других признаки нарушений. Тренировка слухового восприятия имеет четыре стадии:

1-я стадия — формирование способности различать дефекты голоса других людей;

2-я стадия — развитие умения опознавать выраженные нару­шения;

3-я стадия — обучение навыкам различения незначительно выраженных нарушений;

4-я стадия — развитие способности слышать собственный голос.

Постановочный этап ставит своей целью обучение ребенка наи­более физиологичному и эргономичному механизму голосообразования и голосоведения. Рекомендуется применять как традиционные фонопедические методы (ориентированные на характер го­лосового нарушения и индивидуальные особенности ребенка), так и задания, направленные на устранение привычки негативного речевого поведения.

Д.К.Вильсон разработал десяти ступенчатую систему голосовой терапии1. Коррекционные занятия проводятся с детьми в две ста­дии в индивидуальной и групповой формах. В течение 1—2 недель желательно заниматься ежедневно.

1-я стадия — 10 пробных сеансов голосовой терапии по 30—45 мин каждый и 10—20 тренировок в день по 2—5 мин. каждая.

2-я стадия — основной курс голосовой терапии (длится от 2 до 5 месяцев). Для реализации коррекционной программы и по­стоянного контроля за ее прохождением заводится специальная тетрадь, в которую заносятся описания каждого сеанса и задания на дом (3—4 вида заданий).

Десятиступенчатая схема голосовой терапии представлена в виде ступенек, из которых первая представляет собой начало терапии, десятая — ее завершение.

1 – я знаю правила, касающиеся моего голоса.

2 – я могу сказать, когда люди неправильно используют свой голос.

3 – я могу сказать, когда люди правильно используют свой голос.

4 – я знаю, когда я неправильно использую свой голос.

5 – я знаю, когда я правильно использую свой голос.

6 – я знаю, в каких ситуациях я неправильно использую свой голос.

7 – я знаю, в каких ситуациях я правильно использую свой голос.

8 – я могу правильно использовать свой голос некоторое время.

9 – я правильно использую свой голос большую часть времени.

10 – я могу всегда правильно использовать свой голос.

В ходе реализации данной схемы возможно применение раз­личных методов устранения нарушений голосового поведения.

Негативная методика состоит в сознательном подчеркивании нежелательных голосовых навыков у обучаемого и у окружающих, разыгрывании ролей отрицательных персонажей и анализе нега­тивных признаков их голосов.

Метод проб и ошибок основывается на фиксировании случаев правильного и неправильного использования голосового аппара­та и подсчете их количества. Результаты анализируются в конце каждого рабочего дня.

Метод поощрения имеет два варианта: а) позитивное поощре­ние — дети набирают баллы за правильное голосовое поведение; б) негативное указание — при неправильном выполнении зада­ния либо снижаются уже полученные позитивные баллы, либо набираются отрицательные баллы.

«Самотерапия» –здесь процессом руководит сам ребенок: он выбирает какое-либо из качеств голоса и принимает самостоя­тельное решение улучшить его на следующем сеансе, составляя (с помощью логопеда) план занятия. Этот метод приемлем, на­чиная со старшего дошкольного возраста.

В программе занятий предусмотрены задачи взаимного выявле­ния нарушений голосового поведения; организуются также ме­роприятия с использованием голоса и без него; отрабатываются дистанции и методы правильного голосоведения.

Этап введения в речь навыков правильного голосообразования и голосоведения и их закрепления — это подведение итогов проде­ланной огромной работы. На данном этапе рекомендуется исполь­зовать вокальные приемы (пропевание отдельных звуков, их соче­таний, несложных мелодий и т.д.), чтение вслух (повторение вслед за логопедом). Чрезвычайно важны постоянный контроль за каче­ством голоса, своевременная коррекция неправильного использования голосового аппарата, профилактика перенапряжения го­лоса. Программу закрепления навыков следует составлять таким образом, чтобы ребенок мог пользоваться новым голосом сначала в течение 50—70% времени, затем 80 — 90%, и далее в течение всего дня. Нельзя разрешать детям заниматься самостоятельно до тех пор, пока осваиваемый навык не будет усвоен достаточно проч­но. Процесс закрепления может считаться завершенным, когда сам ребенок и его окружение сообщат, что правильные голосовые навыки используются постоянно.

Для детей с самостоятельно проявляющимися голосовыми на­рушениями (1-я группа) логопедическая работа должна органи­зовываться как отдельный вид занятий 2—3 раза в неделю на коррекционном этапе и раз в неделю при дальнейшем наблюдении, вплоть до стабильного улучшения или нормализации фонаторной функции. С детьми, у которых голосовые нарушения входят в струк­туру речевых дефектов (2-я группа), фонопедическая коррекция на основном этапе проводится раз в неделю как самостоятельный вид логопедических занятий и ежедневно как компонент индиви­дуальных и фронтальных занятий.

Для детей, имеющих нарушения голоса вследствие хирурги­ческих вмешательств в области гортани (3-я группа), коррекционная работа строится на основании рекомендаций врача-фониатра или оториноларинголога, как правило, 3 раза в неделю в виде самостоятельных занятий. Также может быть рекомендовано взаимодействие с другими специалистами ДОУ в форме специаль­ных упражнений по заданию логопеда ежедневно 2—3 раза в день.

Этап сопровождения — состоит в постоянном динамическом наблюдении за качеством голосовой функции в различных усло­виях — в критические периоды, во время заболеваний верхних дыхательных путей, при повышенной нагрузке. Этот этап предус­матривает оценку результатов коррекционной работы по следую­щим параметрам: данные ларингологического обследования, аудиологические и физиологические показатели, оценка самим ребенком и его родителями качества голоса, субъективные ощу­щения ребенка. Важно учитывать требования, которые предъявля­ют ребенок и его родители к качеству голоса. В одних случаях они бывают вполне удовлетворены достигнутым, несмотря на но, что сохраняются некоторые нежелательные показатели, в других слу­чаях родители, ребенок которых интенсивно занимается пением, могут предъявлять более высокие требования к результатам кор­рекционной работы. Наиболее адекватными показателями эффек­тивности коррекции являются коэффицент С/3 и ВМФ.

М. Cooper (1979) предложил руководствоваться следующими критериями оценки эффективности коррекдионной работы.

1. Отличный результат: гортань и голосовые складки в норме, высота основного тона оптимальна, ларингеальный тон чист; ребенок не испытывает дискомфорта или раздражения в области глотки и гортани.

2. Хороший результат: гортань и голосовые складки в целом в норме, но могут сохраняться признаки воспаления или постопе­рационные дефекты; ребенок правильно использует высоту тона, ларингеальный тон чист в 80—90% случаев; неприятные ощуще­ния и раздражение в глотке появляются лишь эпизодически.

3. Удовлетворительный результат: сохраняются некоторое вос­паление или последствия оперативного вмешательства в гортани, новообразование в гортани уменьшилось в размерах; ребенок в 70—80 % случаев использует правильную высоту тона или чистый ларингеальный тон; во время или после разговора он ощущает определенный дискомфорт или раздражение в области гортани.

При отсутствии выраженного и стабильного улучшения голо­совой функции коррекционная работа может быть расценена как неудовлетворительная.

На этапе сопровождения особое внимание уделяется детям, результаты коррекционной работы с которыми оценены как удов­летворительные и неудовлетворительные.

На всех этапах логопедической работы должны постоянно осу­ществляться активное взаимодействие с родителями, проверка ежедневного выполнения ребенком домашних заданий, рекомен­дованных логопедом, а также реализовываться системное привле­чение других медицинских работников и специалистов ДОУ.

Поскольку полноценный голос имеет важнейшее значение для процесса общения ребенка и со сверстниками, и со взрослыми, а также влияет на развитие детей и подростков, формирование их речи и общее нервно-психическое состояние, охрана и становле­ние детского" и юношеского голоса приобретают особое значение. В некоторых случаях заболевания гортани в детском возрасте по­лучают хроническое, затяжное течение и могут оказаться причи­ной неполноценности голосового аппарата и стойких нарушений голоса взрослого человека.

Профилактика заболеваний гортани и нарушений голоса в дет­ском возрасте становится все более актуальной проблемой, как для медицины, так и для педагогики. Ее решение требует созда­ния целостной системы взаимосвязанных социальных и медицин­ских мероприятий. Важная роль в гигиеническом воспитании де­тей и подростков отводится семье и школе.

К сожалению, в настоящее время многие педагоги и родители недостаточно чутко относятся к состоянию детского голоса. Это обусловлено, по-видимому, отсутствием знаний в области гигие­ны голоса в детском возрасте.

Между тем неуклонный рост числа нарушений голоса в детском и юношеском возрасте вынуждает специалистов более вниматель­но относиться к профилактическим мероприятиям по его охране.

Детям необходимо в доступной форме объяснять, как устроен голосовой аппарат и каким образом он должен правильно функ­ционировать. Следует информировать их о причинах голосовых расстройств, прежде всего обращая внимание на патологические способы голосоведения, свойственные многим детям (особенно привычку громко кричать, визжать). Особого отношения заслу­живают дети — участники хоровых коллективов, которым надо избегать перенапряжения голосового аппарата и петь строго в со­ответствии с возможностями возрастного диапазона.

Педагоги и родители должны внимательно относиться к голосу детей в мутационный период. Необходимо помнить, что в этот пе­риод голос может звучать хрипло (особенно у мальчиков), иногда происходят неожиданные резкие переходы от низких тонов к вы­соким и наоборот. В таких случаях следует посоветовать подростку временно избегать громкой речи, прекратить пение и максимально ограничить пользование голосом в бытовых ситуациях.

Научно-технический прогресс, неуклонно растущий поток информации усиливают воздействие на нервную систему таких факторов, как эмоциональные перегрузки, шумовые эффекты, межличностные конфликты. Все это может приводить к возник­новению нервно-психических расстройств, осложняющихся го­лосовыми нарушениями. В целях профилактики психогенных на­рушений следует создавать спокойную, доброжелательную обста­новку в семье и школе. Подросткам надо напоминать, что употребление алкогольных напитков и курение способствуют по­явлению стойких расстройств голосовой функции.

Эффективность профилактики голосовых нарушений у детей и подростков во многом зависит от активного взаимодействия ме­дицинских и педагогических работников в системе образования, что позволит выявлять их на ранней стадии, а возможно, и пред­отвратить дефекты голосовой функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: