1. Каковы основные причины, вызывающие нарушения мутации?
2. Перечислите основные виды нарушений мутации.
3. Опишите акустические особенности мутационной дисфонии.
4. Подберите комплекс упражнений для общей релаксации в ходе коррекции мутационной дисфонии.
4.3. Основные направления логопедической работы по коррекции голосовых нарушений у детей в условиях образовательных учреждений
Цели и задачи логопедической работы по коррекции голосовых нарушений у детей • Особенности организации специальной помощи в условиях детских образовательных учреждений • Система работы по коррекции нарушений голоса у детей • Критерии оценки эффективности этой работы • Профилактика нарушений голоса у детей и подростков
Несмотря на значительную распространенность нарушений голосовой функции в дошкольном возрасте, осуществление диагностической и коррекционно-педагогической работы в отечественной системе дошкольного и начального образования затруднено рядом факторов. К ним, в частности, относятся следующие.
|
|
1. В типовых программах по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) коррекция нарушений голоса рассматривается лишь как частный компонент работы над интонационно-мелодической стороной речи.
2. Недостаточно разработана система педагогической диагностики, и теоретически не обоснована методика интерпретации результатов обследования голосовой функции в дошкольном возрасте.
3. Отсутствуют методические указания по планированию, организации и оценке эффективности фонопедической работы в условиях ДОУ и школы.
В зарубежной логопедии диагностика и коррекция нарушений голоса у детей организуются по «бригадному» принципу (Wilson D. К., 1990). Бригада специалистов в составе врача-оториноларинголога, фонопеда, педагога-психолога регулярно проводит мониторинг состояния голосового аппарата у детей, осуществляет их динамическое сопровождение на всех этапах коррекционной работы. Ведущую роль при этом играет логопед-фонопед, который планирует и осуществляет коррекционную работу, проводит тематические занятия с педагогами и родителями.
В нашей стране, как правило, учитель-логопед решает диагностические, коррекционные и психокоррекционные задачи.
В соответствии с коррекционными задачами, стоящими перед логопедом, возможно использование «комбинированной» системы фонопедической работы, в структуру которой можно включать как методы и приемы, разработанные в отечественной логопедии, так и приемы, используемые зарубежными специалистами. Выбор методов и форм коррекционной работы определяется характером и степенью нарушений фонаторной функции, а также числом детей, нуждающихся в помощи.
|
|
В ДОУ по результатам исследований (О. Д. Коптева, М. В.Ткачева) выделяются две группы детей, имеющих нарушения функции голосового аппарата.
1-я группа — дети, у которых голосовые нарушения выступают как самостоятельный вид речевой патологии:
- функциональной дисфонии с гипертонусом мышц голосового аппарата (гипертонусные дисфонии);
- функциональной дисфонии с гипотонусом мышц голосового аппарата (гипотонусные дисфонии);
- выраженных дискоординаторных расстройств;
- органически обусловленной дисфонии (узелки голосовых складок, рубцовые стенозы, папилломатоз гортани в постоперационном периоде и др.).
2-я группа — дети, у которых голосовые нарушения входят в структуру других нарушений речи:
- общего недоразвития речи (преимущественно нарушений способности к динамическому изменению таких акустических параметров голоса, как сила и высота);
- ринофонии в структуре ринолалии;
- дисфонии в структуре заикания (преимущественные трудности регуляции силы голоса и продолжительности фонации);
- дисфонии в структуре дизартрии.
Логопед в работе с детьми, имеющими нарушения голосовой функции, как мы уже отмечали, решает целый комплекс задач — диагностических, коррекционных, просветительских, а также задач сопровождения.
Диагностическая работа осуществляется на основании анализа результатов медицинского обследования, бесед с родителями, педагогами, собственно логопедического обследования и наблюдений.
Заключение оториноларинголога позволяет решить вопрос об органическом или функциональном характере нарушения. Беседа с родителями и педагогами дает сведения о психологических особенностях ребенка, вскрывая возможную взаимосвязь между голосовым нарушением и его психическим состоянием. Наблюдения свидетельствуют о ситуационной обусловленности нарушения, обнаруживают привычный для ребенка тип голосовой атаки, свойственные ему способы голосоведения и наиболее характерные признаки нарушений.
Организация и направленность диагностической и коррекционной работы зависят от варианта проявления голосового нарушения, а потому имеют определенные отличия. В связи с этим представляется удобным распределение детей на подгруппы, объединенные характером нарушения:
А — дисфония как самостоятельный вид речевого нарушения;
Б — дисфония в структуре речевых нарушений;
В — органически обусловленная дисфония в постоперационном периоде.
Во всех группах фонопедическую работу рекомендуется организовывать в четыре этапа.
Подготовительный этап предусматривает подготовку функционального базиса постановки голоса. В этот этап желательно включать специальные занятия по формированию сознательного отношения к гигиене голоса и коррекционной работе. Рекомендуется в доступной форме объяснить детям сущность голосообразования и причины нарушений. Кроме того, необходимо заниматься развитием слухового восприятия, учить детей опознавать как в собственной речи, так и в голосе других признаки нарушений. Тренировка слухового восприятия имеет четыре стадии:
1-я стадия — формирование способности различать дефекты голоса других людей;
2-я стадия — развитие умения опознавать выраженные нарушения;
3-я стадия — обучение навыкам различения незначительно выраженных нарушений;
4-я стадия — развитие способности слышать собственный голос.
Постановочный этап ставит своей целью обучение ребенка наиболее физиологичному и эргономичному механизму голосообразования и голосоведения. Рекомендуется применять как традиционные фонопедические методы (ориентированные на характер голосового нарушения и индивидуальные особенности ребенка), так и задания, направленные на устранение привычки негативного речевого поведения.
|
|
Д.К.Вильсон разработал десяти ступенчатую систему голосовой терапии1. Коррекционные занятия проводятся с детьми в две стадии в индивидуальной и групповой формах. В течение 1—2 недель желательно заниматься ежедневно.
1-я стадия — 10 пробных сеансов голосовой терапии по 30—45 мин каждый и 10—20 тренировок в день по 2—5 мин. каждая.
2-я стадия — основной курс голосовой терапии (длится от 2 до 5 месяцев). Для реализации коррекционной программы и постоянного контроля за ее прохождением заводится специальная тетрадь, в которую заносятся описания каждого сеанса и задания на дом (3—4 вида заданий).
Десятиступенчатая схема голосовой терапии представлена в виде ступенек, из которых первая представляет собой начало терапии, десятая — ее завершение.
1 – я знаю правила, касающиеся моего голоса.
2 – я могу сказать, когда люди неправильно используют свой голос.
3 – я могу сказать, когда люди правильно используют свой голос.
4 – я знаю, когда я неправильно использую свой голос.
5 – я знаю, когда я правильно использую свой голос.
6 – я знаю, в каких ситуациях я неправильно использую свой голос.
7 – я знаю, в каких ситуациях я правильно использую свой голос.
8 – я могу правильно использовать свой голос некоторое время.
9 – я правильно использую свой голос большую часть времени.
10 – я могу всегда правильно использовать свой голос.
В ходе реализации данной схемы возможно применение различных методов устранения нарушений голосового поведения.
Негативная методика состоит в сознательном подчеркивании нежелательных голосовых навыков у обучаемого и у окружающих, разыгрывании ролей отрицательных персонажей и анализе негативных признаков их голосов.
Метод проб и ошибок основывается на фиксировании случаев правильного и неправильного использования голосового аппарата и подсчете их количества. Результаты анализируются в конце каждого рабочего дня.
|
|
Метод поощрения имеет два варианта: а) позитивное поощрение — дети набирают баллы за правильное голосовое поведение; б) негативное указание — при неправильном выполнении задания либо снижаются уже полученные позитивные баллы, либо набираются отрицательные баллы.
«Самотерапия» –здесь процессом руководит сам ребенок: он выбирает какое-либо из качеств голоса и принимает самостоятельное решение улучшить его на следующем сеансе, составляя (с помощью логопеда) план занятия. Этот метод приемлем, начиная со старшего дошкольного возраста.
В программе занятий предусмотрены задачи взаимного выявления нарушений голосового поведения; организуются также мероприятия с использованием голоса и без него; отрабатываются дистанции и методы правильного голосоведения.
Этап введения в речь навыков правильного голосообразования и голосоведения и их закрепления — это подведение итогов проделанной огромной работы. На данном этапе рекомендуется использовать вокальные приемы (пропевание отдельных звуков, их сочетаний, несложных мелодий и т.д.), чтение вслух (повторение вслед за логопедом). Чрезвычайно важны постоянный контроль за качеством голоса, своевременная коррекция неправильного использования голосового аппарата, профилактика перенапряжения голоса. Программу закрепления навыков следует составлять таким образом, чтобы ребенок мог пользоваться новым голосом сначала в течение 50—70% времени, затем 80 — 90%, и далее в течение всего дня. Нельзя разрешать детям заниматься самостоятельно до тех пор, пока осваиваемый навык не будет усвоен достаточно прочно. Процесс закрепления может считаться завершенным, когда сам ребенок и его окружение сообщат, что правильные голосовые навыки используются постоянно.
Для детей с самостоятельно проявляющимися голосовыми нарушениями (1-я группа) логопедическая работа должна организовываться как отдельный вид занятий 2—3 раза в неделю на коррекционном этапе и раз в неделю при дальнейшем наблюдении, вплоть до стабильного улучшения или нормализации фонаторной функции. С детьми, у которых голосовые нарушения входят в структуру речевых дефектов (2-я группа), фонопедическая коррекция на основном этапе проводится раз в неделю как самостоятельный вид логопедических занятий и ежедневно как компонент индивидуальных и фронтальных занятий.
Для детей, имеющих нарушения голоса вследствие хирургических вмешательств в области гортани (3-я группа), коррекционная работа строится на основании рекомендаций врача-фониатра или оториноларинголога, как правило, 3 раза в неделю в виде самостоятельных занятий. Также может быть рекомендовано взаимодействие с другими специалистами ДОУ в форме специальных упражнений по заданию логопеда ежедневно 2—3 раза в день.
Этап сопровождения — состоит в постоянном динамическом наблюдении за качеством голосовой функции в различных условиях — в критические периоды, во время заболеваний верхних дыхательных путей, при повышенной нагрузке. Этот этап предусматривает оценку результатов коррекционной работы по следующим параметрам: данные ларингологического обследования, аудиологические и физиологические показатели, оценка самим ребенком и его родителями качества голоса, субъективные ощущения ребенка. Важно учитывать требования, которые предъявляют ребенок и его родители к качеству голоса. В одних случаях они бывают вполне удовлетворены достигнутым, несмотря на но, что сохраняются некоторые нежелательные показатели, в других случаях родители, ребенок которых интенсивно занимается пением, могут предъявлять более высокие требования к результатам коррекционной работы. Наиболее адекватными показателями эффективности коррекции являются коэффицент С/3 и ВМФ.
М. Cooper (1979) предложил руководствоваться следующими критериями оценки эффективности коррекдионной работы.
1. Отличный результат: гортань и голосовые складки в норме, высота основного тона оптимальна, ларингеальный тон чист; ребенок не испытывает дискомфорта или раздражения в области глотки и гортани.
2. Хороший результат: гортань и голосовые складки в целом в норме, но могут сохраняться признаки воспаления или постоперационные дефекты; ребенок правильно использует высоту тона, ларингеальный тон чист в 80—90% случаев; неприятные ощущения и раздражение в глотке появляются лишь эпизодически.
3. Удовлетворительный результат: сохраняются некоторое воспаление или последствия оперативного вмешательства в гортани, новообразование в гортани уменьшилось в размерах; ребенок в 70—80 % случаев использует правильную высоту тона или чистый ларингеальный тон; во время или после разговора он ощущает определенный дискомфорт или раздражение в области гортани.
При отсутствии выраженного и стабильного улучшения голосовой функции коррекционная работа может быть расценена как неудовлетворительная.
На этапе сопровождения особое внимание уделяется детям, результаты коррекционной работы с которыми оценены как удовлетворительные и неудовлетворительные.
На всех этапах логопедической работы должны постоянно осуществляться активное взаимодействие с родителями, проверка ежедневного выполнения ребенком домашних заданий, рекомендованных логопедом, а также реализовываться системное привлечение других медицинских работников и специалистов ДОУ.
Поскольку полноценный голос имеет важнейшее значение для процесса общения ребенка и со сверстниками, и со взрослыми, а также влияет на развитие детей и подростков, формирование их речи и общее нервно-психическое состояние, охрана и становление детского" и юношеского голоса приобретают особое значение. В некоторых случаях заболевания гортани в детском возрасте получают хроническое, затяжное течение и могут оказаться причиной неполноценности голосового аппарата и стойких нарушений голоса взрослого человека.
Профилактика заболеваний гортани и нарушений голоса в детском возрасте становится все более актуальной проблемой, как для медицины, так и для педагогики. Ее решение требует создания целостной системы взаимосвязанных социальных и медицинских мероприятий. Важная роль в гигиеническом воспитании детей и подростков отводится семье и школе.
К сожалению, в настоящее время многие педагоги и родители недостаточно чутко относятся к состоянию детского голоса. Это обусловлено, по-видимому, отсутствием знаний в области гигиены голоса в детском возрасте.
Между тем неуклонный рост числа нарушений голоса в детском и юношеском возрасте вынуждает специалистов более внимательно относиться к профилактическим мероприятиям по его охране.
Детям необходимо в доступной форме объяснять, как устроен голосовой аппарат и каким образом он должен правильно функционировать. Следует информировать их о причинах голосовых расстройств, прежде всего обращая внимание на патологические способы голосоведения, свойственные многим детям (особенно привычку громко кричать, визжать). Особого отношения заслуживают дети — участники хоровых коллективов, которым надо избегать перенапряжения голосового аппарата и петь строго в соответствии с возможностями возрастного диапазона.
Педагоги и родители должны внимательно относиться к голосу детей в мутационный период. Необходимо помнить, что в этот период голос может звучать хрипло (особенно у мальчиков), иногда происходят неожиданные резкие переходы от низких тонов к высоким и наоборот. В таких случаях следует посоветовать подростку временно избегать громкой речи, прекратить пение и максимально ограничить пользование голосом в бытовых ситуациях.
Научно-технический прогресс, неуклонно растущий поток информации усиливают воздействие на нервную систему таких факторов, как эмоциональные перегрузки, шумовые эффекты, межличностные конфликты. Все это может приводить к возникновению нервно-психических расстройств, осложняющихся голосовыми нарушениями. В целях профилактики психогенных нарушений следует создавать спокойную, доброжелательную обстановку в семье и школе. Подросткам надо напоминать, что употребление алкогольных напитков и курение способствуют появлению стойких расстройств голосовой функции.
Эффективность профилактики голосовых нарушений у детей и подростков во многом зависит от активного взаимодействия медицинских и педагогических работников в системе образования, что позволит выявлять их на ранней стадии, а возможно, и предотвратить дефекты голосовой функции.