Глава II Методологические принципы и подходы в акмеологии

Общие методологические и конкретные методологические подходы и

Принципы в акмеологии

План

1. Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный).

2. Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма).

3. Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи).

Ключевые слова: методология, общенаучная методология, конкретно-научная методология.

методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе;

общенаучная методология – общенаучные содержательные концепции, принципы, подходы, общенаучные понятия и категории, распространяющиеся на достаточно большую совокупность научных дисциплин;

конкретно-научная методология – принципы, методы, процедуры, применяемые в той или иной специальной научной дисциплине.

Общеметодологические подходы в научном исследовании (комплексный, системный, субъектный)

Комплексный подход. Развитие комплексного подхода в XX в. оказалось связано с существованием полидетерминированных, сложноструктурированных объектов и сфер бытия. Он выразил тенденцию нарастания взаимодействия разных областей знания и наук, необходимость междисциплинарных исследований. Первоначально развитие комплексного подхода было связано с появлением исследовательских областей смежных наук биохимии, геобиохимии, психофизиологии. Позднее, кроме этих новых пограничных областей знания, стали возникать проблемы, охватившие разные сферы человеческой жизнедеятельности, не характеризующиеся принципом смежности. Многие из этих проблем носили не гипотетический абстрактный характер, а были поставлены практической ситуацией развития человечества в XX в. Это атомные и экологические катастрофы, выход человека в космос, появление и распространение высокосмертных заболеваний рака и СПИДа, а также неуклонный рост технического прогресса, сопряженный с проблемой человеческого фактора в самых разных ее ракурсах и изменениях.

Разработка комплексного подхода, приведшая к новой области человекознанию, связана с именем Б.ГАнаньева. Она отвечала четко сформулированной им цели поиску целостного подхода к человеку и интеграции знаний о нем в самостоятельную область знания. Этой цели отвечали организованные и руководимые им комплексные исследования. Однако искомые корреляции между разными параметрами природы и социальной сущности человека не опирались на общую методолого-теоретическую модель, они были скорее способами поиска этой модели. Подвергнув ретроспективному историко-психологическому анализу особенности комплексного подхода, разработанного Б.Г.Ананьевым, его ученица Н.А. Логинова дала и некоторые общие определения комплексного подхода, такие, как направленность на выявление многоаспектности, многофакторности, разнородности онтологических детерминант и онтологических составляющих. Он отличен от системного подхода, специфика которого, с ее точки зрения, состоит в познании целостности, упорядоченности и организованности объекта или сферы деятельности.

Раскрывая специфику комплексного подхода в психологии, Б.Ф. Ломов высказал мысль, что тенденция его развития связана с определением узловых фундаментальных проблем, требующих комплексного исследования. Ряд авторов дифференцируют функцию суммативности комплексного подхода, многоаспектности, проблемности.

Парадоксальность акмеологии заключается в том, что совсем общие методологические принципы и подходы достаточно просто находят в ней свою конкретизацию, выполняя ориентирующую функцию, функцию определения ее предмета. Специфика комплексного подхода в акмеологии заключается в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального практического совершенствования человека. Он нацеливает на сопоставление таких разноаспектных модальностей, как реальное и идеальное состояние, стихийно сложившееся и оптимальное качества. Он дает стратегию преобразования наличного уровня развития в высший, оптимальный, он соединяет часто разобщенные аспекты функционирования человека и его развития. Комплексный подход в акмеологии открывает перспективу индивидуальности и как субъекта. Он соединяет представление о личности в жизни, на жизненном пути и в деятельности.

Иными словами, комплексный подход в акмеологии имеет своей основной функцией интеграцию разных качеств, свойств, состояний, модальностей человеческого бытия. Тем самым он может быть рассмотрен как непосредственное продолжение линии Ананьева на интеграцию наук о человеке в особую область человекознания. Однако если в человекознании, по мнению Ананьева, основанием комплекса является человек, то в акмеологии основанием комплекса является личность как самый сложный и конкретный уровень человеческого бытия.

Комплексный подход в акмеологии нацелен не столько на единство наук, знаний о человеке, сколько на выявление единства и способов связи его онтологически различных качеств. Он играет не столько гносеологическую, сколько онтологическую роль. Самое сложное в акмеологическом комплексе состоит в том, что исследованием и диагностикой выявляется отправной этап развития личности, операционально-практическим звеном которого является ее реальное оптимальное изменение. Исследование не внедряется в практику, как обычно, не подтверждается ею, а служит функционально самостоятельным звеном комплекса, следующим этапом которого является акмеологическая поддержка. Акмеологическая поддержка связана как с диагностическим и исследовательским этапом, так и с будущей оптимальной моделью, оптимальным состоянием личности, которого еще нет. Звенья комплекса развернуты в реальном времени последовательно и одновременно в теоретическом пространстве.

Системный подход. Разработка системного подхода выражает основную модернистскую тенденцию XX в., связанную с именами Берталанфи, Эшби, Парсонса (в социологии), с развитием кибернетики, семантики, социологии, психологии. Принцип системности первоначально имплицитно присутствовал в методологиях соответствующих наук, выражаясь в поисках закономерностей, связей, структур. На определенном этапе в связи с развитием специальной области методологии науки он стал предметом рефлексии, своеобразной логикой научного знания. Н.Ф.Овчинников, В.Н.Садовский, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин и другие отечественные философы и методологи внесли огромный вклад в осмысление и уточнение принципа системности.

Развитие принципа системности в психологии связано с именами Л.С. Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г.Ананьева, которые разрабатывали его положения в единстве с решением проблем психологии. Б.Ф.Ломов явился классиком системного подхода в отечественной психологии, осуществив определенную рефлексию, формализацию принципа системности. Во-первых, он реализовал системный подход в функции упорядочивания, систематизации психологического знания. Во-вторых, благодаря обозначению ряда проблем в категориях системного подхода, он открыл новые перспективные исследовательские направления.

Специфика системного подхода к акмеологии в том, что ее предмет не имеет четкого уровневого строения, представляет собой онтологически неоднородную, но функционально единую и движимую к оптимальному состоянию систему. В общей теории систем, наряду с классификацией на социальные, биологические и другие системы по критерию области научного знания, существует подразделение на искусственные и естественные системы. Акмеология имеет дело не с искусственной и не с естественной системой, а с самим механизмом и способом перехода от стихийно сложившегося состояния и качества системы к оптимальному, от реального к идеальному посредством моделирования сущности последнего и ее практического достижения. Акмеологическая система имеет целевой, проектируемый моделируемый характер. Вникнуть в сущность этой системы позволяет изучение идей М.И.Сетрова, который выделил аспект сравнения систем по высоте и степени организованности, сделав акцент на направление изменения системы. Высота организованности соответствует переходу на качественно более высокий уровень, т. е. изменению организации, так сказать, по вертикали, а степень организованности изменению в пределах данного качества, т. е. по горизонтали.

Иными словами, им подразумевается не система как иерархия уровней, а переход всей системы, ее изменение в оптимальное, т. е. более высокоорганизованное состояние. Здесь сущность системности в акмеологии конкретизируется посредством понятия "организация", к которому в свое время в интерпретации А.А.Малиновского привлекла внимание К.А. Абульханова-Славская. Оно существенно, поскольку речь идет о системе личности, в свою очередь, по выражению Б.Г.Ананьева, "вписанной" в систему социума, социальных отношений, систему труда, профессий, собственной жизни. Преимущество этого понятия в том, что оно предполагает и зависящие от личностиь способы организации, т. е. самоорганизацию, и независящие, осознанные и неосознаваемые, объективные, а также внешние и внутренние. Новый способ организации системы может быть более простым, минимизируя избыточность, стихийность, или более сложным. В акмеологии предполагается достижение более оптимального способа организации, о чем пойдет ниже речь при раскрытии принципа оптимальности или оптимизации. Достижение оптимального состояния системы в процессе ее изменения обеспечивается конструктивностью преобразований, наличием алгоритмов, инструментально-оперативных средств акмеологического содействия.

Субъектный подход. Если основанием комплекса в акмеологии, как было сказано, является личность, то системообразующим фактором (по выражению Б.Ф. Ломова) акмеологической системы является субъект, т. е. личность, выступающая в качестве субъекта. Это не значит, что акмеология не рассматривает личность в качестве объекта, но только в определенных пределах: исследования, диагностики, квалификации ее изначального состояния. Результаты диагностического обсследования личности как объекта становятся резервами, ресурсами процесса практического, реального совершенствования личности и как процесса совершенствования, осуществляемого самим субъектом (основанием рефлексивных способов самосовершенствования, по И.Н.Семенову), и как процесса акмеологической поддержки, тренингов, игротехник, осуществляемых акмеологом в сотрудничестве с субъектом. Педагогика близка акмеологии своей действенной, операциональной, формирующей направленностью. Но до недавнего времени именно педагогика не только не видела в личности субъекта процесса совершенствования, но и не имела в виду ее даже как объекта исследования, изучения, чтобы привязать формирующие воздействия к реальным, наличным свойствам и качествам личности.

Принцип субъекта является парадигмальным для акмеологии. Личность становится субъектом совершенствования как непосредственного самосовершенствования, так и опосредованного своей деятельностью и акмеологическими технологиями. Проблема самосовершенствования проста лишь на первый взгляд. По мнению С.Л. Рубинштейна, содержательный мир внутри человека есть результат его жизни и деятельности. То же самое относится в принципе к проблеме самоусовершенствования человека: не себя нужно делать хорошим, а сделать что-то хорошее в жизни такова должна быть цель, а самоусовершенствование лишь ее результат*.

* Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. – М.: Па и КМ, 1997.

Как было сказано, субъектный подход или принцип является парадигмой акмеологии. Принцип субъекта, веками разрабатывающийся с той или иной степенью интенсивности в истории философии, в отечественной психологической науке был актуализирован и разработан С.Л.Рубинштейном в его многогранном и вместе с тем системообразующем качестве. В отличие от гегелевского понимания субъекта только как источника активности сознания, Рубинштейн выделил другие категории, аспекты его определения. Еще в 20-х годах XX века он определил субъекта как центр организации бытия, показав не рядоположную, а центральную позицию человека в мире. Он раскрыл его способности саморазвития, самоопределения, самосовершенствования. В качестве основного признака субъекта он выделил его способность совершенствования, способность человека достигать высшего оптимального уровня своего развития, идеала. С этого момента методология развития перестала сводиться к движению по горизонтали, к стадиальности. Открылась "вертикаль" в развитии человека, его восходящий характер. Несомненно, этот аспект понимания субъекта близок западной философской идее человека как проекта, идее Ш.Бюлер о врожденной потребности личности в самореализации.

Однако данное С.Л.Рубинштейном философское определение субъекта через потребность и способность к совершенствованию нуждается в психологической и акмеологической конкретизации, когда речь идет о личности. Идея личностного роста, "выделывания" личности (по выражению В.В.Давыдова) не означает, как было сказано, сосредоточения человека на своем "Я", не предполагает рефлексивного пересмотра своих достоинств-недостатков, не сводит самосовершенствование к непосредственной жизненной цели. Л.С. Выготский поставил важнейшую задачу приобщения личности к культуре человечества, но свел ее к задаче научения, обучения. На самом деле, совершенствование личности это не только овладение личностью человеческой культурой, это достижение личностью "культурного уровня", можно сказать выработка личностью культуры. Эта задача может быть решена только самим субъектом.

Для человечества принцип субъектности выразился в идее исторического прогресса (хотя история неоднократно доказала, что ни правители, ни народы не содействуют прогрессу исторического процесса в целом). Для личности достижение субъектности не есть достижение заранее отмеченной планки (хотя критерии личностной культуры уже формулируются в акмеологии и близких ей направлениях), а непрерывное движение к самосовершенствованию. С этой точки зрения понятие "акме" означает не конечный пункт жизненного движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые горизонты дальнейшего движения. Одновременно субъект это автономия, самостоятельность, инициатива и ответственность.

Сформулировано множество разных подходов и определений субъекта. Анализ различных концепций и пониманий субъекта в философии, культуре, психологии дореволюционной, российской и зарубежной предпринят В.А.Татенко в книге "Психология в субъектном измерении". А.В.Брушлинский, автор монографии, посвященной проблеме субъекта в психологии, – считает, что личность всегда является субъектом.

Специфика акмеологического принципа субъекта связана не с эгоцентризмом, не с самоотношением, не со способностью к рефлексии, даже не с проявлением активности инициативы и ответственности, а прежде всего с разрешением различного рода противоречий, т. е. с критерием, который выделила в качестве первого и основного К.А. Абульханова при квалификации личности как субъекта. Разрешение противоречий и дает субъекту опыт свободы, уверенности, самостоятельности, ведет к достижению соразмерности.

Какие противоречия имеются в виду? Это противоречие между наличным состоянием, качеством, уровнем развития личности, способом ее организации и согласования с социальными условиями и идеальным. Это противоречие между способностями, индивидуальностью, особенностью, потребностями данной личности и требованиями общества и жизни, обращенными к ней. Это противоречие между генетически заложенными потребностями личности, ее потенциями и мерой их реализации, степенью самореализации, которой ей удалось достичь. Это противоречие между притязаниями и усилиями личности и их результатами и т. д. Разрешая их, личность достигает своей зрелости, качества субъекта.

Вторым критерием субъектности для акмеологии является свобода владения внешними и внутренними условиями своей жизнедеятельности, способности к построению оптимально развивающих саму личность и других людей как субъектов отношений исторически зрелому типу жизнеотношений. Система жизненных отношений личности и общий психолого-педагогический принцип ее развития.

Наконец, важнейшим критерием субъектности личности является наличие "Я-концепции", которая, несомненно, представляет собой и базисное личностное образование, но в своей конкретной архитектонике, в своей соразмерности позволяет судить о мере субъектности личности. В свое время, характеризуя в "Основах общей психологии" основные составляющие личностной структуры, Рубинштейн включил в ее составляющие три параметра: чего хочет человек (это его потребности, мотивы, притязания), что он может (каковы его способности, возможности, ресурсы), наконец, что есть он сам (каково его мировоззрение, характер и т. д.). Личностные противоречия выливаются в противоречия с социумом, если желания не соответствуют способностям, а характер не позволяет использовать способности в направлении осуществления желания. Гармонизация этих составляющих обеспечивает сверхвозможности субъекта.

Психосоциальный подход носит достаточно новый для отечественной науки методологический характер, хотя в зарубежных работах он был сформулирован уже достаточно давно. В отечественной психологии к разработке этого принципа обратилась К.А.Абульханова-Славская в связи с проведением кросскультурных исследований российского менталитета и социального мышления.

Сущность психосоциального подхода заключается в движении к исследуемому объекту не от априорной модели или теории, а от выявления исторических, социальных, культурных, личностных детерминант его реального состояния. Предметом психосоциального исследования является не абстрактная личность, а личность, живущая в определенном российском, французском или ином обществе, специфика ее сознания, определяемая историческими, биографическими обстоятельствами ее жизни, жизненной позицией, национальной, профессиональной принадлежностью, возрастом, полом. Именно такого типа исследования проводит акмеология. Как уже говорилось, ее интересует личность госслужащего, управленца, педагога, социальный, профессиональный статус этой личности, ее образование, профессиональный стаж, возраст и т. д. В чем далее отличие такого типа исследований от классических психологических? Ведь и в психологии исследуются, формируясь в выборки, то учителя, то студенты, то врачи, учитываются возраст и пол. Но в акмеологии выборка служит не основной переменной, а дополнительной, тогда как в психологии это основная, причем комплексная переменная личность как субъект определенного вида профессиональной деятельности во всей совокупности своих параметров.

Общеметодологические принципы научного исследования (детерминизма, развития, гуманизма)

Принцип детерминизма. Господству субъектной парадигмы, признанию роли категории субъекта предшествовал сложный процесс преодоления механического линейного понимания принципа детерминизма, который в начале века был подвергнут критическому преодолению в физике, но продолжал господствовать в психологии. Забегая вперед, обращаясь к принципу социальной детерминации личности в гуманитарных науках, можно сказать, что в отечественном мировоззрении механистический детерминизм, признание жесткой внешней детерминации держалось на идеологическом признании решающей роли социальной детерминации, на марксистской идеологии. С.Л.Рубинштейн сформулировал новое, отвечающее специфике природы психики, личности понимание принципа детерминизма. Согласно такому принципу, внешние условия не жестко и однозначно определяют сущность объекта и результат воздействия на него, а преломляясь через внутренние. Любое воздействие одного явления на другое, по С.Л. Рубинштейну, преломляется через внутренние свойства того явления, на которое это воздействие оказывается. Результат этого воздействия на явление или предмет зависит не только от явления или тела, на него воздействующего, но и от природы, от собственных внутренних свойств того предмета или явления, на которое это воздействие оказывается. Всматриваясь в жизнь человека, мы видим, как психические явления вплетаются в ткань ее и как обусловленные и как обусловливающие, как зависящие от условий жизни и как обусловливающие поведение людей, посредством которого эти условия изменяются*.

* Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. / АПН СССР, М.: Педагогика, 1989.

С.Л. Рубинштейн, отмечает К.А. Абульханова-Славская, обращает внимание не просто на преломляющую, опосредствующую влияние внешнего воздействия роль внутреннего, но на такие характеристики, как активность, специфичность, избирательность. При такой интерпретации принципа детерминизма закономерной становится не только сама связь причин и следствия, но закономерной оказывается роль внутреннего*.

* См. там же.

Специфика принципа детерминизма в акмеологии обнаруживается по нескольким направлениям.

Первое заключается в том, что "внутреннее" сначала рассматривается в своем единстве с "внешним" и статическим, данным в настоящий момент, стихийно или случайно ранее сложившемся качестве. Акмеология выявляет "внутреннее" как логику его развития в оптимальном направлении. Закономерности развития, как будет подробнее показано далее, это закономерности восхождения, а не линейного горизонтального развития. Знание этих внутренних закономерностей, логики развития может использоваться для интенсификации процесса развития, для конструктивности способа его осуществления.

Второе специфическое значение детерминизма в акмеологии состоит в том, что системообразующим фактором или движущей силой развития становится сама личность, а механизмом саморегуляция, самоорганизация (в отличие от чисто внешней регуляции процесса развития).

Третье состоит в том, что процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию и внутреннюю, и внешнюю, в которой решающую роль играет внутренняя детерминация, высвобождение внутренних движущих сил, выявление имплицитных возможностей. Но внешнее акмеологическое содействие оказывается конструктивным только в силу того, что оно обращено к личности как субъекту, т. е. строится на признании решающей роли внутренних механизмов, условий. Многолетний опыт манипуляторики, жесткого управления людьми, научения типа дрессуры, давая часто оптимальный краткосрочный результат, еще никогда не приводил к продуктивности в сложных, не охваченных дрессурой ситуациях, в сфере самостоятельной деятельности людей. Существовали и тренинги, преимущественно типа восточных медитаций, которые обеспечивали внутреннее оптимальное, гармоническое, упорядоченное состояние субъекта. Но он, достигнув такого состояния, оказывался не способен продуктивно действовать, не происходило переноса упорядоченности системы в режим ее функционирования. Упорядоченность, оптимальность сохранялась только в статике. Акмеология своим конкретным пониманием детерминации и достижения оптимума активности и внутренним и внешним, и непосредственными опосредованными способами разрушает эту серьезную дилемму.

Принцип социальной обусловленности личности долгое время в отечественной психологии выступал как альтернатива пониманию детерминизма как роли внутреннего. Как известно, в психологии абсолютизация последнего была связана со школой Л.С. Выготского, А.Н Леонтьева, поскольку они преимущественно разрабатывали проблему развития ребенка и ставили акцент на его социализации, т. е. роли внешнего социального общеисторического опыта, культуры. П.Я. Гальперин, известный теоретик культурно-исторической теории, немало сделавший для операционализации ее положений в обучении, выдвинул тезис, что психика и есть то, что мы из нее сделали. Однако положения о решающей роли социальной внешней детерминации были перенесены с ребенка на взрослого, развитие его способностей и т. д. Им был придан универсальный характер. Для личности взрослого социальные условия уже не сводятся к роли культуры, способов действий, образцов поведения, к усваиваемым знаниям. Они часто выступают как жесткие требования, ограничения, личность вынуждена адаптироваться к ним. Не следует пренебрегать ролью этих условий, адаптации к ним, не стоит противопоставлять социализации индивидуализацию и автономию. Проблема гораздо сложнее: личность становится ею и остается ею не тогда, когда она становится марионеткой социума или аутсайдером. Она вынуждена разрешать противоречие между внешней социальной детерминацией и внутренними потребностями, желаниями, способностями, особенностями. Суть этого противоречия, решая которое личность и становится личностью, была раскрыта детально в трудах К.А. Абульхановой-Славской, в частности, в анализе принципа соотношения индивидуального и общественного.

Но сегодня проблема социальной детерминации особенно для акмеологии выступает совсем в другом качестве. Еще Б.Г. Ананьев сформулировал, предвидя недалекое будущее, идею о необходимости подготовить человека к жизни, а не только передать необходимую систему знаний. Социальная детерминация в современном, особенно российском обществе заключается не в ее определенности, а, напротив, в неопределенности, в изменчивости, противоречивости, непрогнозируемости. Социальная детерминация в настоящее время – это социальные проблемы, стоящие перед личностью, а не простые и категорические руководства.

Известный американский специалист в области прогнозирования Джон Нейсбит выявил, по крайней мере, десять основных тенденций переструктурирования общества и его развития, указав, что человечество движется в двух направлениях к высокой сложности технологии и величайшему в истории испытанию человека: чем сложнее техника, тем серьезнее испытание. Эта формула отражает необходимость нахождения баланса между физической и духовной реальностью. Он отмечает, что основная тенденция заключается в перебросе всех социальных процессов, противоречий, решений на индивидуальный уровень. Отсюда возрастающая роль личности и социальная, а не только абстрактно-гуманистическая потребность в ее совершенствовании. Нейсбит отмечает, что наряду с тенденцией децентрализации, регионализации общества, разрушением иерархизированных и централизованных институтов нарастает своеобразная тенденция, которую он называет тенденцией самопомощи. Нетрудно увидеть в этом прогнозе состояние современного российского общества, в котором личности оказались предоставлены самим себе в выборе способа социальной жизни обогащения любой ценой или выживания. Нетрудно увидеть, что состояние изменения общества, состояние кризиса целого ряда его сфер, а не только отказ от принципа тоталитаризма сделали личность его реальной единицей, нуждающейся в том, чтобы заново ориентироваться в сложном, противоречивом социуме, потерявшем свои прежние профессиональные, жизненные позиции, привычки (привычку к опеке, гарантированной зарплате, привычной работе и т. д.).

В современном обществе встала глобальная проблема поиска соразмерности социальных жизненных изменений личностным свойствам человека. Идеология модернизации базируется на условии фундаментального научного знания, на связи науки с практикой, на повышении роли профессионализма. Все эти задачи и призвана решать акмеология как новая наука о личности в сложных противоречивых, изменяющихся условиях. Идея совершенствования человека всегда присутствовала в его мировоззрении, даже в самые тяжелые социальные эпохи. Но в лице акмеологии эта гуманистическая идея нашла свой социальный спрос она решает задачу совершенствования личности не по принципу искусства ради искусства, а ради укрепления ее жизненных сил, о чем пророчески писал Б.Г. Ананьев. Достижение вершин, компетентности, профессионализма стало социальной необходимостью.

Задолго до российских перемен наиболее прозорливые теоретики труда, социологи и другие специалисты ставили проблему совершенствования интеллектуальной сферы человека, которая должна соответствовать характеру современного труда, техники, производства. Совершенствование интеллектуальной сферы предполагает возможность работников творчески использовать достижения науки, прогрессивных технологий, а также развитие их способностей экспериментирования, исследования, рационализации способностей к установлению партнерских отношений и т. д. Однако основная социальная проблема прошлого состояла в том, что, эксплуатируя интеллектуальные ресурсы отдельных крупных ученых, изобретателей, общество было не в состоянии разумно и рационально развивать интеллектуальные возможности и использовать их. Ак-меология в ее понимании места личности в современном социуме ориентирована на самостоятельность ее деятельности, на ее ответственность, на личное гарантирование своего соответствия избранной профессии, социальной роли.

Если прежнее понимание социальной детерминации заключалось в признании решающей роли внешних воздействий на личность, то теперешнее существенное для акмеологии радикально преобразовано. Произошла своего рода "инверсия" детерминационных зависимостей. Не социум действует на потребности, способности, психику и саму личность, а сама личность так использует свои способности, мотивацию, психические, энергетические ресурсы, чтобы оптимизировать свое соотношение с социумом, чтобы минимизировать несоответствие ему. Нами выдвинута формула о психическом обеспечении той или иной деятельности или жизнедеятельности в целом. На первый взгляд эта формула приходит в противоречие с "суверенностью", внутренней ценностью психики. Последняя выступает как будто как некоторое трудовое, профессиональное, жизненное "снаряжение". На самом деле это и есть вытекающая из акмеологического понимания социальной детерминации центральная методологическая проблема.

Если Марксовым анализом процесса труда было наглядно показано, что орудие человека – это и его органы тела, скорость, амплитуда движения рук, ловкость и т. д., то в сегодняшней акмеологии эта парадигма преобразована: сама личность определяет меру усилий, интеллекта, воли, настойчивости, которые могут стать необходимым "снаряжением", обеспечивающим решение социальной, трудовой, профессиональной или жизненной задачи. Дело акмеологии – сменить парадигму управления и манипулирования людьми на парадигму самоуправления, саморегуляции для достижения соразмерности личности сверхсложному социуму. Она открывает возможность совершенствования как этих личностно-психологических ресурсов, так и способности личности распоряжаться ими в сверхсложных условиях. Личность должна сама определить и выработать и степень своей социальной зрелости, и степень своей компетентности и профессионализма, и степень самостоятельности, которая дала бы ей возможность найти свое собственное место и роль в современном социуме.

Принцип развития. В различных формулировках принципа развития в одних случаях преобладало основание гармонизации, в других противоречивость некоторых этапов развития человека на жизненном пути и известная фатальность, закономерность кризисов, привязанная к возрастам. По-видимому, критика принципа гармонического развития личности, который был идеологическим лозунгом эпохи социализма, не должна снять проблему пропорциональности развития. В отечественной психологии уже давно утвердилось понятие "гетерохронность развития", "сензитивность" как характеристики соответствия-несоответствия разных этапов развития, их своеобразной "чувствительности" к внешним воздействиям, усилиям и руководствам. Понятие "гетерохронность" обозначало неравномерность развития и темпов развития разных психических функций, способностей, свойств. Именно эти два ставшие классическими понятия имеют в своей основе принцип гармонизации, соответствия. Суть его заключается в том, что при разных темпах и значительном разрыве, скажем, между интеллектуальными и моральными качествами личности интеллектуальные не только не содействуют развитию моральных, но и приводят к дисгармоничности личности ригористичности, рассудочности, нравственной глухоте.

Диахронический характер развития, который особо выделяет Л.И.Анцыферова, разбивается на два типа развития прогресс и регресс. Последний представляет собой дисгармонизацию, возможную деструкцию личности, ограничения направления ее развития*.

* Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.

Лишь в последние годы сблизились два направления разработки принципа развития: понимание развития как стадиального, имеющего необратимый характер процесса и развития как функционирования личности в деятельности, в которой, согласно С.Л. Рубинштейну, она и проявляется, и развивается. В онтогенетических исследованиях пытались установить пределы, пороги, тупики развития, связанные с разными возрастами. При анализе развития личности в деятельности преобладал оптимистическая точка зрения, соответствующая идее полезности труда, пока наконец не были наложены ограничения на возможность развития, связанные с характером труда. Была выдвинута альтернативная формула, что не всякая деятельность развивает личность. В современных работах по онтоненезу связываются возрастные критерии и особенности развития с особенностями деятельности. Так, Т.В. Карсаевская отмечает, что виды деятельности, связанные с вербальным интеллектом, не имеют возрастного предела. Писатели, переводчики, актеры сохраняют творческий потенциал до конца жизни*.

* Карсаевская Т.В. Этапы жизненного цикла человека. // Что такое человек. – СПб, 1998

Принцип развития в психологии является многогранным, в силу чего он уже перерос в специальную область психологического знания. Он раскрывает и фило-, и онтогенетические особенности развития, и соотношение индивида с данным обществом на разных этапах жизненного пути, и возрастные этапы развития, и развитие личности в жизненном пути.

Акмеология, сближаясь по своему предмету с областью психологии развития, имеет в виду исследование таких закономерностей, которые требуют конкретизации принципа развития. Эта конкретизация предполагает:

1) понимание развития как совершенствование, движение к зрелости, к оптимальному высшему уровню; "движение по восходящей";

2) признание субъектного характера развития, о чем выше шла речь;

3) осуществление развития (и его анализ) через противоречия, разрешаемые субъектом;

4) принцип развития в акмеологии учитывает индивидуальный характер развития;

5) развитие рассматривается в акмеологии как развитие в жизненном пути и деятельности акмеология через личность, впервые устанавливает связь развития личности в жизненном пути и профессии;

6) акмеология учитывает соотношение потенциального и актуального в развитии личности, нацелена на выявление ее скрытых, нереализованных возможностей;

7) акмеология не сопоставляет последовательные стадии, а выявляет наличную стадию в сопоставлении с идеалом, с перспективой.

Суть развития для акмеологии, в отличие от проблем психологии развития, возрастной, педагогической и других, воплощается в качестве и обозначающем его понятии культуры. Н.С.Автономова, делая философский анализ различных понятий культуры, указывает на следующие определения: 1) культура как нечто неприродное как совокупность результатов и продуктов человеческой деятельности; 2) культура как способ деятельности, такой подход выгоднее отличается от первого динамической установкой; 3) культура как творческое начало человеческой деятельности; 4) понимание культуры как опыта деятельности*.

* Автономова Н.С. Человек науки и науки о человеке. // Современная наука: познание человека. - М.: Наука, 1988.

Грузинский философ О.П. Джиоев добавляет к этим определениям еще два существенных, указывая на технологическую природу культуры и на то, что культура охватывает признаваемые той или иной группой ценности, и оценка личностью своего поведения с точки зрения этих ценностей представляет собой важнейшее средство удовлетворения такой важнейшей потребности человека, как потребность в смысле жизни*.

* Джиоев О. П. Проблема культуры в марксистской философии. // Культура в свете философии. – Тбилиси: Мецниерета, 1978.

Наконец, для акмеологического подхода чрезвычайно важные критерии культуры выделяет B.C. Степин. Он рассматривает культуру как сложно структурированную изменяющуюся систему, некоторые уровни которой носят реликтовый или уже отмирающий характер, другие связаны с современной системой воспроизводства человеческой деятельности (и здесь оказывается существенной характеристика культуры как информационной системы), и, наконец, в "системе культуры можно выделить третий уровень феноменов, который представлен совокупностью программ будущих, потенциально возможных видов и форм человеческой деятельности"*. Стоит обратить внимание на то, что если в определении Автономовой культура предстает как опыт, т. е. в известном смысле результат (пусть и воспроизводимый в настоящем) прошлой человеческой деятельности, то в определении B.C. Степина охвачено понимание культуры и как прошлого, и как современного, и как будущего.

* Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М.: Наука, 1992.

Философская традиция рассматривает проблему личности и культуры как усвоение личностью культуры, с одной стороны, и творческое создание личностью таких образцов, которые затем по своей специальной значимости становятся достоянием человеческой культуры с другой. Но о культуре личности, как правило, говорится в сугубо житейском плане, как культуре поведения. То есть как бы признается, что личность должна включиться в культуру человечества, действовать на ее основе и либо создавать новые культурные образцы, творить культуру, но в чем состоит ее собственное преобразование в том и другом случае, вопрос не ставится.

Поскольку, как было сказано, системообразующим основанием акмеологии является личность, то необходимо ставить проблему культуры личности как результата ее развития и как способа жизнедеятельности. Эта проблема поставлена А.А. Деркачом, который выделил "общекультурные параметры личности", ее "культурный уровень". Поставив проблему, как таковую, он сразу дал ее емкую и детализированную конкретизацию: он включил в определение культурной личности ее образовательные, квалификационные параметры, способность к использованию научно-технических достижений, а также собственное отношение к духовной культуре, степень активности собственной инновационной деятельности, систему ее мотиваций, затрат, а также избирательность, связанную со смысловыми, содержательными качественными значениями индивидуального способа деятельности личности.

Наиболее существенным моментом этой постановки вопроса оказалось соотнесение личности как достигшей уровня культуры с современными техническими, социальными, профессиональными условиями жизнедеятельности, в отличие от многочисленных подходов к личности как творцу, вносящему свой вклад в культуру, чем ограничивалась вторая сторона проблемы личность–культура (первая усвоение культуры, вторая творческий вклад в культуру отдельных выдающихся личностей). Таким образом, оказалось восполнено совершенно пустое проблемное пространство, как культурно функционирует преобладающая масса личностей в современном обществе, проблема повседневного (а не только творчески выдающегося) функционирования личностей. Тезис усвоения личностью культуры не был доведен до своей существенной конкретизации: а как, на каком уровне культуры функционирует ее усвоившая личность? Каковы предъявляемые к ней в этом плане требования общества? Каковы ее изменившиеся на основе культуры возможности? Применительно к советскому обществу не раз отмечалась его высокая образованность. Но она приходила в противоречие с различными данными, свидетельствующими о низкой культуре и производительности труда. Значит, образованность не перешла в качество компетентности, профессионализма личности.

Принципиальный момент, раскрываемый А.А. Деркачом заключается и в определении культуры личности, в объяснении того, что культура становится не просто способом деятельности, заимствованным опытом и т. д., а новым качеством, новообразованием личности. Особенно рельефно он показал это, введя понятие "цивилизованная природность", поскольку оно раскрывает субстанциональный внутренний характер культуры, цивилизованности. Культурная (или цивилизованная) личность имеет иную мотивацию, иные притязания, иные критерии удовлетворенности, чем личность, стоящая на низком культурном уровне. И наконец, как говорилось выше, происходит полная перестройка личностной организации. За основу рассмотрения акмеология берет не личность в ее общепсихологическом изображении как систему характера, сознания, чувств, потребностей, способностей, а систему личности как субъекта деятельности (труда, профессии, творчества) и жизнедеятельности в целом, который "распоряжается " не только своими психическими способностями (и личностными качествами), но волей, характером для решения профессиональных и жизненных задач на достигнутом им уровне их внутреннего согласования и совершенства.

Мы считаем, что критерием культуры личности становится оптимальность и конструктивность ее собственного самовыражения, самореализации и того способа социальной профессиональной деятельности, которым она осуществляет эту деятельности. В них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма. В категориях, рассматриваемых А.А. Бодалевым, эти особенности высший уровень достижений человека воплощаются в понятии "зрелости", на котором мы остановимся ниже специально как специфическом именно для акмеологии.

Одним из основных понятий, с которых собственно началось становление акмеологии, было понятие "акме" как вершина жизни, развития личности. В плане методологическом очень важно, чтобы акмеология не превратилась только в психологию творчества, великих открытий и изобретений как систему биографических описаний жизненных вершин выдающихся людей. Акмеология за период своего становления и институционализации показала, что речь идет об уровне культуры любой личности, о необходимости содействия ей в достижении все более высоких уровней и не только о "пиках" жизненного пути, но и пролонгированной способности личности жить и действовать в соответствии со своей цивилизованностью. Этим снимается взгляд на акмеологию как экзотическое знание и раскрывается ее приложимость, актуальность практически во всех сферах жизни общества профессиональной, гражданской, нравственной.

Принцип гуманизма. Последним из методологических принципов, которые составляют базис акмеологии, является принцип гуманизма. В самом кратком виде раскрывая общее философско-методологическое содержание этого основополагающего в развитии человека принципа (в силу его многоаспектное, исторической изменчивости и других причин), можно указать на то, что первоначально обществом была выработана сама категория идеала или ценности как пользы, интереса, цели, а затем уже разрабатывается понимание человека как стремящегося достигать эти цели. Последняя идея вызрела под влиянием слишком резко обозначившегося противоречия между реальностью и идеальным, социальной жесткостью, угнетением, страдательностью человека и идеалами, заключенными в ценностях. Поэтому человек предстает не только как "носитель" ценностей, но и как борец с противодействием двух сил реальности и идеала. Кант сумел выделить эту нравственную способность человека подняться над миром необходимости, жестокости, стихийности и самому определить свое поведение по высшим законам человечества. Современный экзистенциализм, прежде всего в лице М. Хайдеггера, изобразил эту альтернативу уже не как умозрительную абстракцию, а как жизненное состояние конкретного человека, реальность бытия которого заключается в одиночестве, заброшенности, тревоге и в подобных переживаниях. Экзистенциализм заземлил нравственную проблематику на обыденную жизнь, отойдя от высоких абстракций добра и зла. Но он, скорее, констатировал положение дел, не предложив ключ к решению. В скрытом виде он наметил проблему как сохранить идеалы и тем более способность бороться за них перед лицом становящейся все более мелкой, обыденной, незначительной, неподлинной жизни.

Эта едва намеченная в экзистенциализме проблема высвечивается, когда удается сопоставить экзистенциализм как обыденную философию жизни и психоанализ как психотерапевтическую практику, понимание человека в психотерапии как пациента. Значит ли это, что проблема перевернулась, что вопрос заключается не в том, чтобы следовать идеалам вопреки трудностям жизни, а в том, чтобы найти психотерапевта (и средство) для того, чтобы выпутаться из этих трудностей (уже не зла, не несправедливостей, о чем толковала героическая философская мысль), а жизненных "дрязг" и "проблем".

Однако видно, что психотерапевт оперирует уже не идеалами и ценностями, а технологиями, методиками, посредством которых он совершает в конечном счете неизвестные манипуляции с личностью пациента, хотя он как будто бы и назывался субъектом. Стоит заметить, что здесь имеет место парадигма, противоположная субъектной: не сам человек преодолевает свое несовершенство, трудности жизни, а с помощью другого лица, по существу, он пациент, объект. Насколько удается психотерапевту восстановить эту целостную способность быть субъектом, невозможно судить в случае отсутствия фактических данных об эффективности психотерапии. Скорее очевидно другое - для человека, обладающего средствами в западном и американском обществе, психотерапевт становится спутником в сервисной составляющей жизни, без которой он уже не может обойтись.

Поэтому не случайно, что наиболее актуальными в современной психологии стали исследования оптимизма-пессимизма, счастья, т. е. психологической способности-неспособности человека верить в лучшее будущее, а тем самым в идеалы и ценности, а также исследования проблемы укорененности оптимизма-счастья в самой личности (как ее имманентного свойства) или их связи с жизненным путем, его благополучием-неблагополучием.

Самым существенным является то, что акмеология, в отличие от идеологии, вколачивавшей ценности в сознание людей, является наукой о личности, и потому она может предложить и предлагает людям ряд понятий, целую совокупность ориентиров, проблем, на почве которых могли бы заново произрасти ценности. Не опасаясь обвинений в декларации индивидуализма, акмеология ориентирует личность, обращая ее внимание на нее самое, на ее "Я", на ее личную жизнь, т. е. на все то, что было отчуждено в эпоху тоталитаризма.

Например, почему, будучи наукой об идеалах развития человека, акмеология вводит в число основополагающих понятий понятие "индивида"? Потому что человеку необходимо вернуть осознание ценности его здоровья, заботу о своей работоспособности, представление о пропорциональных или вредных организму нагрузках, т. е. начать с воссоздания в реальности через сознание личности истонченной жизненной почвы. Напоминая высказывание Б.Г. Ананьева, отметим, что он заботился не только об образованности и навыках человека, но и о подготовленности к жизни в смысле едва ли не главной проблемы сил физических, жизненных, а так же эмоциональных, личностных. Поэтому принцип ценности для акмеологии совпадает с принципом гуманизма и заключается в приоритете не абстрактных за пределами жизни человека достижимых ценностях, а ценностей его собственной личности, ее здоровья, оптимизма, трудоспособности. Эти ценности, как очевидно, не нужно связывать с пустой формулой о гармоничности развития, как они связывались недавно.

Но восстановление ценности самой личности, ее достоинства и духовности (уже не только здоровья) также приходится начинать не с сознания, не с ценностных абстракций, а с восстановления ценностно-эмоциональных основ личности, прежде всего в сфере воспитания. Задача гуманизации педагогического воздействия, по мнению В.А. Пономаренко, на личность ребенка в том, чтобы научить страдать его совесть, научить его страдать от чужой боли, научить его радоваться от победы над собой и уважать смирение. Это есть задача воссоздания "живой этики добродетели"*.

* Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. – М.: Па и КМ, 1997

Как же может быть воссоздан пласт духовности взрослой личности? Ответ на этот вопрос уже нащупывается акмеологами и психологами. Частично ответ на этот вопрос дается самой жизнью, ее ситуациями, в которых подвергаются испытанию самые высшие ценности личности. Именно поэтому важна направленность акмеологии на анализ жизненных противоречий и на способы их решения, и на выводы, которые делает человек, и на то, что становится с ним через преодоление трудностей. "С чем человек приходит в этот мир, что он созидает в нем и что оставляет, уходя? Ответы на эти вопросы, по существу, определяют координаты человеческой жизни. Однако они не охватывают своими определениями того, что претерпевает в этой жизни человек, что он преодолевает и что побеждает”,- писал С.Л.Рубинштейн в своих дневниках-комментариях к последнему труду своей жизни "Человек и мир", который фактически является трудом не только по философской антропологии и онтологии, но и акмеологии. Эти слова могли бы стать программой, основанием для обобщения акмеологами жизненных ситуаций и способов их разрешения людьми. Л.И.Анцыферова, обобщив всю мировую психологическую литературу, посвященную проблеме трудных и кризисных жизненных ситуаций, выделила целый ряд стратегий, которые назвала стратегиями "совпадения" личности с жизненными трудностями. Но кроме трудных, критических и пограничных, в жизни человека есть ряд жизненных ситуаций, когда он способен при поддержке внешних и внутренних условий ценностно изменить самого себя или ценностно-духовно поддержать другого человека, укрепить своим отношением его человеческую сущность, просветив в нем для него самого то лучшее, сильное, доброе, что есть в нем, но не видится им самим в данных обстоятельствах. Об этом укреплении сущности другого человека как о любви, как о гуманизме высшего рода также писал в своей книге С.Л.Рубинштейн.

Таким образом, принципы ценности и гуманизма направлены на три варианта поддержки личности: 1) путем признания ее качества как субъекта и ее способности самостоятельно разрешать жизненные противоречия; 2) на "раскрепощение", актуализацию ее интеллектуальных возможностей, ее сознания как способов, владение которыми дает возможность личности оптимально разрешать противоречия; 3) путем моделирования для личности более естественных или искусственных ситуаций, в которых она поднимается на новый уровень раскрытия своих возможностей. Задачи акмеологии во всех трех направлениях заключаются не в том, чтобы развить человека только до уровня, требуемого обществом или трудом (как рабочей силы), или до степени, которую он устанавливает сам (до индивидуальности), но и ради него самого как такового. Гуманистическая задача акмеологии состоит в том, чтобы содействовать подлинности жизни человека, полноте его самореализации.

Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)

Принцип субъекта деятельности. Конкретное содержание и смысл принципа личности для акмеологии раскрывается сравнительно с его пониманием в психологии. С.Л. Рубинштейн, выдвинув личностный принцип, противопоставил его психологии функционализма, раздробляющей человека на изолированные психические функции, способности и состояния. В.Н. Мясищев также последовательно, как и С.Л. Рубинштейн, реализовывал этот принцип в своих трудах. Нужно отметить, что реализация этого принципа в психологии еще продолжается, не закончена: с большим трудом удается вскрывать собственный личностный характер процессов восприятия, памяти, мышления, хотя на этом пути уже сделаны значительные шаги. В акмеологии личность рассматривается в своем развивающемся, функционирующем состоянии: в этом особенность личностного принципа в акмеологии. Неотъемлемая особенность этого принципа состоит и в том, что, функционируя, личность "вписывается" в другие системы жизнедеятельности в целом – деятельности, общения, познания. Поэтому данная особенность личностного принципа заключается в том, что функционирование личности должно осуществляться в качестве и по критериям каждой из обозначенных систем. Если это система профессии, акмеологию интересует личность профессионала, более конкретно – личность управленца, менеджера, госслужащего. Акмеология рассматривает личность одновременно в психологическом качестве и социально профессиональном с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом.

Далее, если в психологии личность рассматривается в развитии, имеющем поступательные стадии, то в акмеологии личность рассматривается в целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии. Развитие личности в акмеологии учитывается и в стадиально-возрастном качестве, и в функционально-деятельном (профессиональном – развитие в профессии, становление профессионалом), и в ситуативном (развитие личности в трудных ситуациях, содержащих противоречие, или ситуациях, требующих позитивного влияния, решающего, оптимизирующего ситуацию воздействия). Развитие личности в акмеологии рассматривается как процесс, имеющий, с одной стороны, детерминацию – субъекта (внутренняя детерминация) и акмеолога, а с другой – реализуемых им средств поддержки личности (внешняя детерминация). Суть проблемы заключается в установлении гармонизации этих детерминант, их согласовании.

В отличие от общего субъектного принципа, субъектно-деятельностный подход, развиваемый Б.Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским, А.А. Деркачем, Е.А. Климовым, В.Д. Шадриковым и др., образует связывающий общую и профессиональную акмеологию принцип. С одной стороны, в нем воплощена общая парадигма акмеологии. Если общее понимание субъекта дает личности ориентацию на идеал, то конкретное понимание субъекта деятельности раскрывает психологические и акмеологические механизмы реального достижения оптимума в профессии, раскрывает принципы саморегуляции и самоорганизации, присущие субъекту.

Принцип субъекта деятельности получил многократную и многоуровневую конкретизацию в психологии. Идя от определения педагогической системы и ее функциональных компонентов, разработанных Н.В. Кузьминой, А.А. Деркач выделил в деятельности (уже не только педагогической) ее принципиальные функциональные макрокомпоненты: гностический, состоящий в используемой системе знаний и способности к операциональному, продуктивному применению их в деятельности; проектировочный, который связан с целевым характером деятельности, но в психологии описывался скорее только через философскую систему цели, средства, результата. Представление А.А. Деркача о проектировочном компоненте позволило гораздо более конкретно связать способы осуществления деятельности с предполагаемыми ее этапами, событиями, уровнями осуществления и т. д.

В числе компонентов А.А. Деркач включил конструктивный, в понимание которого уже была заложена суть акмеологического подхода: конструктивность дает оптимизацию системы деятельности и способа деятельности субъекта, она исключает стихийный, случайный характер деятельности, минимизирует ошибки и "отказы", снижает "цену" осуществления деятельности. В трактовке конструктивного компонента был извлечен урок и принципиальный вывод из оптимального и ошибочного опыта всей инженерной психологии.

Организаторский компонент деятельности выражал методологическую тенденцию сближения понятий "деятельности" и "организации", которая уже наметилась в теории управления. Он одновременно указывает и на задачу у порядочивания всех составляющих, всех звеньев деятельности, и на связь прогнозирующего, проектирующего, т. е. интеллектуального способа организации деятельности с практическим осуществлением. Впервые в психологической науке было преодолено отождествление теоретической и практической деятельности, которое было оправдано лишь в рамках философского определения, раскрыта их специфика, способы связи, практически реальная, онтологическая сущность деятельности. Причем даже если в некоторых работах практический компонент деятельности трактовался как исполнительский, то он фактически рассматривался лишь как реализация когнитивного, интеллектуального. Вводя понятие "организаторский", А.А. Деркач выделил радикальную, существенную задачу, которая решается именно на практическом уровне осуществления деятельности. Наконец, выделенный им коммуникативный компонент соответствовал нарастающему в психологии осознанию того, что деятельность это не только деятельность индивидуального субъекта, но и носит совместный кооперативный характер.

К.А. Абульханова, разработав на основе идей С.Л. Рубинштейна общеметодологическое понимание категории субъекта и раскрыв ее ключевое значение для психологии, конкретизировала принцип субъекта деятельности. Во-первых, субъект деятельности – это новое, преобразованное качество личности, которое означает полную перестройку всей системы ее психической организации, а не только включение способностей, целей и соответствие ее потребностям. Это качество субъекта возникает через разрешение противоречия между наличными возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемыми обществом к ее исполнителю. Если на первых этапах развития принципа единства сознания и деятельности подчеркивался преимущественно творческий, инициируемый самой личностью ее характер и только такая деятельность считалась предметом изучения психологии (А.В. Брушлинский), то, как говорилось, осмысление реальности привело не только к ограничению этой оптимистической формулы, но и к пониманию того, что и не личность задает деятельность, и не деятельность задает личность, а субъект деятельности находит соотношение внешней и внутренней детерминаций, необходимости и свободы, регламентации, нормативности, стандартизации и индивидуализации. Функция субъекта заключается в разрешении этого противоречия в настоящей (в данный момент осуществляемой) деятельности и на протяжении всей своей деятельностно-профессиональной жизни. "Став субъектом, – пишет К.А. Абульханова-Славская, – личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности. Этот способ отвечает качествам личности, ее отношению к деятельности (целеполаганию, мотивации) и требованиям, объективным характеристикам именно данного вида деятельности. Способ деятельности есть более или менее оптимальный интеграл, композиция этих основных параметров. Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей инстанцией деятельности. Он согласует всю систему своих индивидных, психофизиологических, психических и, наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности не парциально, а целостным образом". "Личность в качестве субъекта, – отмечает она, – осуществляет регуляцию деятельности в настоящем времени". Основным функциональным механизмом такой организации, которая приводит в соответствие события, требования, задачи деятельности, с одной стороны, и личностные возможности, состояния способности – с другой, является механизм саморегуляции. Благодаря саморегуляции купируются негативные состояния (усталости, стресса), приводятся в соответствие наивысшие психические затраты с решающими ключевыми периодами деятельности, деятельность поддерживается то мотивационными, то волевыми механизмами.

Осуществление деятельности на протяжении времени (как труда, профессии) предполагает выделение не микроструктур, а личностных квантов деятельности. Сюда включается отношение личности к деятельности, отмеченное еще В.Н. Мясищевым, готовность как личностное новообразование, важность которого не только в общепсихологическом, но именно и акмеологическом ключе, подчеркивает и исследует А.А. Деркач. Сюда относятся притязания личности, в которых заключено предвосхищение ожидаемого ею результата деятельности и критерии его оценки, удовлетворенности-неудовлетворенности субъектом полученным результатом. До сих пор в психологии господствовал объективно-социальный подход к оценке результата деятельности, и только в самое последнее время ряд авторов выдвинули понятие субъективно приемлемого результата. Категория субъекта раскрывает смысложизненные и побудительно-смысловые качества личности в ее отношении к деятельности – инициативу и ответственность. Они детально исследованы в работах, осуществленных под руководством К.А. Абульхановой-Славской.

В свою очередь ответственность определяется как комплексный регулятивный механизм деятельности и одновременно особое деятельное качество личности. Ответственность есть гарантирование личностью сохранения определенного уровня и качества деятельности на протяжении определенного времени, несмотря на непредвиденные трудности.

В инженерной психологии, психологии труда и теории деятельности были сформулированы ее определения, которые фиксируют качество выполнения деятельности человеком, отвечающие социальным нормативным критериям, надежность, эффективность, энергоемкость и т. д. Были проанализированы способы личностного гарантирования, обеспечения этих параметров, что составило важнейший новый шаг в разработке проблемы профессионально важных характеристик как промежуточного образования между "натуральными" способностями личности и ее качественными, привязанными, приспособленными к осуществлению профессии свойствами. Кроме того, было развито выдвинутое в свое время К.А.Абульхановой понятие "задачи" и "стратегии" деятельности, которые, с одной стороны, раскрывают личностный способ квантования деятельности, значимости выделения не только ее условий, но и требований, и времени, с другой – выстраивание стратегий как программ осуществления деятельности, в которых связаны в логические и устанавливаемые самим субъектом цепи, последовательности различных задач.

Понятие стратегий пролонгированного осуществления деятельности позволило в целом поднять важнейшую проблему организации субъектом деятельности во времени, которое является первейшим показателем эффективности деятельности, производительности труда.

В числе важнейших субъектно-личностных характеристик деятельности для акмеологии оказываются понятия "профессионализма", "мастерства" и "компетентности". На первом понятии и его принципиальном системообразующем для акмеологии профессий значении мы остановимся ниже специально. В предварительном порядке можно сказать, что все три понятия имеют вектор, критерий совершенства деятельности, высшего качества и уровня ее осуществления, т. е. напрямую отвечают предмету акмеологии.

В социологии компетентность выступает как атрибут профессионализма. Компетентность определяется как наиболее доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, отношений, существующих в ней, возможных средств и способов достижения намеченных целей. В теории менеджмента и управления постепенно понятие компетентности слилось с представлением о подготовленности профессионалов к управлению, но не только самой деятельностью, но и сложными системами, социальными отношениями, существующими в них, и привело к выявлению более или менее оптимальных типов управления, которые могут быть выстроены согласно иерархическому принципу по своей оптимальности.

В системе понятий акмеологии компетентность выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. В представлении о компетентности может быть включено умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технол


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: