double arrow

Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и организаций в строительстве

Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и орга­низаций осуществляется в порядке, определяемом нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц и другими государственными документами.

Создание предприятий и организаций. По существу, создание предприятий и организаций включает в себя две стадии: учрежде­ние и государственную регистрацию.

На стадии учреждения учредитель или учредители при­нимают решение о создании предприятия (организации) и офор­мляют необходимую документацию.

Учредителями предприятии и организаций в зависимости от формы собственности на их имущество могут быть:

государственные органы или органы местного самоуправления при создании государственных или муниципальных унитарных предприятий;

дееспособные граждане (физические лица), индивидуальные предприниматели, коммерческие организации (юридические липа) при создании хозяйственных товариществ и обществ;

юридические лица при создании объединений предприятий и организаций (концернов, холдингов, консорциумов и др.);

существующие хозяйственные общества, государственные и муниципальные предприятия при создании дочерних обществ и предприятий;

иностранные граждане и юридические лица и российские граждане и юридические лица при создании совместных предприятий и организаций или предприятий и организаций с иностранными инвестициями;

добровольные объединения граждан при создании производ­ственных кооперативов;

фонды и общественные организации при создании хозяйствен­ных обществ.

Количество учредителей для отдельных видов предприятий и организаций регулируется законодательно и это должно учиты­ваться при их создании.

Учредительными документами хозяйственных товариществ яв­ляется учредительный договор, подписанный их учредителями, а учредительными документами хозяйственных обществ - учреди­тельный договор и утвержденный устав. Учредительными докумен­тами государственных и муниципальных унитарных предприятий являются приказ или распоряжение органа государственного либо муниципального управления об образовании предприятия и устав предприятия, утвержденный этим органом в установленном порядке.

Предприятия и организации могут создаваться на базе собствен­ности граждан (юридических лиц), собственности юридических лиц (существующих организаций), государственной или муниципаль­ной собственности, а также на базе коллективной и смешанной собственности.

В учредительных договорах хозяйственных товариществ опреде­ляются цели их создания, виды осуществляемой деятельности, источники образования, объем и состав складочного (уставного) капитала, распределение долей уставного фонда между учредите­лями и порядок их изменения, порядок и сроки внесения вкла­дов, ответственность за соблюдение обязательств по внесению вкла­дов, порядок использования и распределения между учредителя­ми прибыли и других результатов хозяйствования, порядок разре­шения хозяйственных отношений между ними.

В учредительных договорах хозяйственных обществ также опре­деляются цели их создания, виды осуществляемой деятельности, источники и объем уставного капитала, а также в зависимости от вида и условий создания общества - распределение уставного фонда или акций между учредителями, порядок и источники уве­личения уставного капитала и др. Основным же документом, рег­ламентирующим экономические основы функционирования хо­зяйственных обществ и управление ими, является устав.

В уставах хозяйственных обществ указываются:

полное и сокращенное фирменное наименование общества;

местонахождение общества;

тип товарищества (с ограниченной ответственностью, открытое или закрытое акционерное общество);

количество, номинальная стоимость, категории акций (приви­легированные, обыкновенные) и типы привилегированных акций, размещаемых акционерными обществами;

права учредителей обществ с ограниченной ответственностью и права акционеров акционерных обществ:

размер уставного капитала общества;

структура, права и обязанности органов управления общества и порядок принятия ими решений;

компетенции органа управления общества и общего собрания акционеров по решению всех вопросов, связанных с функциони­рованием, развитием, реорганизацией и прекращением деятель­ности общества;

порядок подготовки и проведения в акционерных обществах общего собрания акционеров;

сведения о филиалах и представительствах общества;

другие положения, сведения и условия функционирования об­щества.

Все организации и предприятия независимо от их организаци­онно-правовой формы и формы собственности их имущества под­лежат государственной регистрации. Только после го­сударственной регистрации они приобретают статус юридическо­го лица и право заниматься производственно-хозяйственной дея­тельностью согласно своим уставам и другим учредительным до­кументам.

В соответствии с положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация пред­приятий и организаций осуществляется при предоставлении сле­дующих документов:

заявление о регистрации;

учредительный договор или приказ о создании организации или предприятия;

устав организации (кроме хозяйственных обществ) или пред­приятия, утвержденный соответственно собранием акционеров (учредителей) или органом, издавшим приказ о создании пред­приятия;

документ, подтверждающий внесение не менее 50 % средств от суммы уставного капитала, указанной в учредительных докумен­тах (для организаций в виде хозяйственного общества или товари­щества);

документ о согласовании с учредителем величины и способа внесения вклада в уставной фонд (для унитарного предприятия);

свидетельство об уплате государственной пошлины за регист­рацию предприятия, организации;

документ согласования создания предприятия или организации со стороны антимонопольного органа (для предприятий и органи­заций с размером уставного капитала, подпадающим под обяза­тельность указанного согласования).

Государственная регистрация осуществляется в течение трех дней с момента представления документов в регистрирующий орган или в течение 30 календарных дней с даты почтового от­правления документов при почтовом способе отправки докумен­тов. Отказ в государственной регистрации предприятия или орга­низации может быть сделан только при несоответствии представ­ленных документов требованиям, определенным в законах. Споры по регистрации предприятий и организаций рассматриваются в арбитражных судах.

Получив документ о государственной регистрации, предприя­тие или организация в 10-дневный срок обязано встать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения. Ему присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). После этого предприятие может открыть свой расчетный счет в банке, изгото­вить печать, одновременно в 5-дневный срок должно встать на учет в территориальном пенсионном фонде и других государствен­ных социальных внебюджетных фондах.

Реорганизация предприятий и организации. В процессе деятель­ности может происходить реорганизация предприятий и организа­ций, под которой понимается их слияние, присоединение к дру­гим предприятиям и организациям, а также их разделение, выде­ление из них новых предприятий и организаций, другие преобра­зования. Реорганизация предприятий и организаций как юриди­ческих лиц осуществляется в соответствии с Гражданским кодек­сом РФ и законами об отдельных юридических лицах. Реорганиза­ция может быть осуществлена по решению учредителей или по решению органа управления предприятием, организацией, упол­номоченной на то учредительными документами.

Ликвидация предприятий и организаций. В зависимости от ре­зультатов хозяйствования, изменения хозяйственной политики и по другим причинам предприятия и организации могут ликвиди­роваться. Под ликвидацией предприятий и организаций как юри­дических лиц понимается полное прекращение их деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к дру­гим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей или органа управления, уполно­моченного на это учредительными документами;

в связи с истечением сроков, на которое было создано юриди­ческое лицо;

в связи с достижением цели, для которой было создано юриди­ческое лицо;

в случае признания в судебном порядке недействительной ре­гистрации юридического лица;

по решению суда в случае осуществления деятельности без над­лежащего разрешения (лицензии), или деятельности, запрещен­ной законом, или в случае неоднократного грубого нарушения законов и правовых актов РФ;

вследствие признания юридического лица в судебном порядке несостоятельным (банкротом), не способным рассчитаться по финансовым обязательствам в процессе осуществления хозяйствен­ной деятельности.

Учредители или орган, принявший решение о ликвидации орга­низации, предприятия, обязан письменно об этом уведомить соответствующи и орган, осуществляющий государственную регист­рацию юридических лиц. По согласованию с этим органом учреди­тели или орган управления, принявший решение о ликвидации организации, предприятия, назначают ликвидационную комиссию. С момента ее назначения к ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемой организа­ции, предприятия.

Ликвидационная комиссия письменно уведомляет о ее ликви­дации всех кредиторов предприятия или организации, выявляет и принимает меры к взысканию дебиторской задолженности. В пре­делах имеющихся возможностей с учетом реализации имеющегося имущества удовлетворяет требования кредиторов согласно опре­деленной в законах последовательности. При недостаточности иму­щества для удовлетворения требований всех кредиторов имуще­ство распределяется пропорционально суммам претензий креди­торов. Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество, то оно передается учредителям ликвидируемой орга­низации, предприятиям, имеющим вещные права на это имуще­ство или обязательства в отношении них.

Казенные предприятия могут быть реорганизованы или ликви­дированы только по решению Правительства РФ.

Ликвидация предприятий и организаций считается завершен­ной, а сами они считаются прекратившими существование лишь после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.

Контрольные вопросы

1.Перечислите основные признаки организаций и предприятий в строительстве.

2.Каковы организационно-правовые формы строительно-монтажных
организаций? Дайте краткую характеристику их различий.

3.Раскройте хозяйственные основы деятельности открытых и закрытых акционерных обществ в строительстве.

4.Какую роль играют унитарные и казенные предприятия в строительстве?

5.На каких основах функционируют холдинговые компании и корпоративные объединения в строительстве?

6.Какие ассоциации имеют место б системе хозяйствования и управления в строительстве?

7.В чем состоит лицензирование деятельности в области проектирования и строительства, какая деятельность и в каких органах она подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством?

8.Каков порядок учреждения и регистрации организаций и предприятий в строительстве?

9.Как происходит ликвидация организаций и предприятий в строительстве?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: