Пол | 2011 г. | 2012 г. | ||
числ.-ть раб-ков, чел. | уд. вес, % | числ.-ть раб-ков, чел. | уд. вес, % | |
Мужской | 71,4 | 73,2 | ||
Женский | 28,6 | 26,8 | ||
Итого |
Рис. 2.4. Качественный состав трудовых ресурсов по полу
Из приведенных данных видно, что больший удельный вес в структуре работников занимают мужчины. Такое положение существует потому, что непосредственным производством продукции занимаются в основном мужчины. Из таблицы видно, что в 2012 году работников женского пола составило 26,8 %, а мужского пола 73,2 %.
Далее рассмотрим работники предприятия ОАО «АСПК» по стажу.
Таблица 2.4
Качественный состав трудовых ресурсов по стажу
Стаж работы | 2011 г. | 2012 г. | ||
числ.-ть раб-ков, чел. | уд. вес, % | числ.-ть раб-ков, чел. | уд. вес, % | |
1-5 лет | 11,4 | 7,1 | ||
5-10 лет | 24,3 | 21,4 | ||
10-25 | 31,4 | 32,2 | ||
Более 25 | 32,9 | 39,3 | ||
Итого |
Рис. 2.5. Качественный состав трудовых ресурсов по стажу
На предприятии ОАО «АСПК» используется линейно-функциональная структура, которой присущи система бюрократических отношений и преимущественно вертикальные функциональные связи. В их основе лежит принцип четкой должностной иерархии, в рамках которой линейный персонал ориентирован на выполнение указаний вышестоящих руководителей, а в целом – директора производственного предприятия. Именно ему принадлежат все нити управления и право принятия ключевых управленческих решений.
Открытое акционерное общество «АСПК» является одним из крупных производителей керамического кирпича в Республике Татарстан. ОАО «АСПК», производственная мощность которого составляет 30 млн. штук в год построен по проекту Чешской фирмы Керампроект на импортном оборудовании. За год в среднем фактически производится 25-27 млн. штук кирпича в год.
По проекту завод был построен для выпуска простого керамического кирпича. Совершенствование технологического процесса производства, вложение инвестиций для проведения организационно-технических мероприятий позволили достигнуть наиболее высоких показателей качества (доля лицевого кирпича составляет 91% от общего выпуска кирпича).
В 2012 году произведено 24 352 тыс. шт. кирпича, доля лицевого 20 856 тыс. шт., что составляет 86%.
В 2012 году реализовано 22 978 тыс. шт. кирпича, доля лицевого 19 239 тыс. шт., что составляет 84%.
Средняя цена реализации 2012 год – 8,12 руб.
Средняя зарплата за 12 месяцев 2012 г. – 12 345 руб.
В республике Татарстан и за ее пределами основными покупателями являются:
Ø Застройщики коттеджей и частных домов в городах и сельской местности;
Ø Строительные организации, строящие жилье;
Ø Строительные организации, строящие административные здания;
Ø Строительные организации, строящие производственные здания;
Ø Организации, занимающиеся внешней отделкой зданий.
Наиболее перспективными являются частные застройщики среднего и более высокого достатка, для которых внешний вид строения является одним из важнейших факторов при принятии решения о покупке кирпича.
Следуя требованиям рынка и учитывая запросы своих клиентов, завод в последние годы занимается расширением ассортимента выпускаемого кирпича. Флагманом в ассортиментной линейке является производство лицевого пустотелого кирпича, производимого в различной цветовой гамме («красный», «шоколад», «абрикос»), по размеру – от одинарного до утолщенного, а также фигурные образцы с измененными углами.
Рассмотрим основных поставщиков ОАО «АСПК».
Основным сырьем для производства кирпича служит глина из собственного карьера Сарай – Чекурчинского месторождения.
Первоначально глина укладывается в бурты, где она выдерживается три года. Это значительно улучшает ее качества.
В этот период обязательными являются и замеры влажности глины и ее состава, то есть включения в нее песка и глинистых компонентов. Но дело не ограничивается только подготовкой изначального сырья. Кирпич требует в своем производстве различных добавок. Производственный материал представляет собой кирпичную глину и песок, дополнительно применяется глина каолиновая нижнеувельская, поставляемая из Челябинской области. В состав полнотелого кирпича входят также древесные опилки. В кирпич цвета «шоколад» добавляется пигмент, поставляемый из Москвы, в кирпич цвета «абрикос» - мелкодисперсный мел.
Основные поставщики сырья:
Песок – ООО «ТД» Казанский речной порт» РТ, г. Казань
Каолин – ЗАО «НП» ЧРУ» РФ, Челябинская обл., Увельский район, п. Увельский
Пигмент – ООО «Инколор», РФ, г. Москва
Глина красная – из собственного карьера. РТ, Арский район, с. Сарай-Чекурча
Мел – ООО «Главмел», РФ, г. Воронеж
Мел – ООО «Белогорье Строй», РТ, г. Казань
Основные поставщики упаковки:
Лента, уголки – ООО «Упаковочная компания»Ак Пак», РТ, г. Казань.
Пленка – ЗАО «Синтез - Сандра», РТ, Высокогорский район, с. Высокая Гора.
Картон, гофрокартон – ООО УПП «Картонажно-полиграфические изделия», РТ, г. Казань.
Доски упаковочные – ООО «Юг-Лес», Кировская область, Малмыжский район.
В Республике Татарстан имеется более 20 заводов по производству керамического кирпича. Практически все заводы оснащены устаревшим отечественным оборудованием с большой степенью износа. Многие из них оснащены естественными сушилками и функционируют только в летнее время. Износ оборудования составляет 80-90%.
В связи с тем, что на рынке сбыта, появляются все больше конкурентов, предлагающих кирпич по более низкой цене, в тоже время уступающих по качеству, чем выпускаемый нашим заводом кирпич, в прошедшем году нами было большое внимание уделено реализации кирпича не только в другие регионы Татарстана, но и в соседние регионы Российской Федерации. Также на рынок выходят другие конкурентные строительные материалы, которые имеют ряд технологических и экономических преимуществ по сравнению технологиями, использующими в изготовлении керамического кирпича. В связи с этим были изучены рынки сбыта, потребительского спроса и объема строительства близлежащих регионов. На основании проведенных исследований было принято решение об открытии баз по продаже кирпича в г. Казани. Без нашего внимания не остались такие регионы России как Ульяновская и Кировская области, в которых также реализуется выпускаемый ОАО «АСПК» керамический кирпич. Необходимо отметить, что региональные потребители положительно относятся к выпускаемой продукции.
Далее проанализируем финансовое состояние организации.
Финансовое состояние предприятия - это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Наиболее полный анализ финансовой деятельности предприятия можно провести при помощи финансовых коэффициентов. Для проведения такого анализа используется бухгалтерский баланс: форма №1. Баланс отражает финансовое состояние предприятия на момент его составления. Чтобы установить, какое влияние на сложившееся положение оказали внешние и внутренние условия деятельности предприятия, необходим анализ актива и пассива баланса.
Бухгалтерский баланс за 2011 год представлен в Приложении 3.
Из данной таблицы мы можем сделать вывод, что валюта баланса в конце отчетного периода уменьшилась на 2 125 тыс. руб.
Бухгалтерский баланс за 2012 год представлен в Приложении 4.
Из данной таблицы видно, что валюта баланса в конце отчетного периода увеличилась на 41 737 тыс. руб.
В финансовое состояние предприятия входит также отчет о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках за 2011 год представлен в Приложении 5, а за 2012 год в Приложении 6..
Далее рассматриваем отчеты о движении денежных средств, которые представлены в Приложении 7 и в Приложении 8. В отчете о движении денежных средств отражается информация о денежных средствах, за счет которых предприятие вело свою деятельность. Отчет составляется в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации.
Далее проанализируем ликвидность предприятия.
Ликвидность баланса предприятия – это степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Все активы предприятия в зависимости о степени ликвидности делятся на 4 группы.
Таблица 2.5