Республики Беларусь

Согласно оценке Всемирной туристской организации, сбалансированный туристский рынок формируется, когда на одного выездного туриста приходится один въездной и четыре внутренних. Однако в Беларуси, несмотря на положительную тенденцию роста туристических услуг, их рынок остается несбалансированным, так как величина въездных потоков меньше, чем выездных, т.е. республика на протяжении нескольких лет является страной «пассивного туризма».

Стремление обеспечить сбалансированность белорусского рынка туристских услуг и повысить эффективность деятельности в рассматриваемой сфере обусловило выбор в качестве приоритетного направления развитие въездного и внутреннего туризма. Особое внимание направлено на финансирование мероприятий по развитию туристских услуг, оказываемых нерезидентам Республики Беларусь. Согласно Указу Президента № 371 от 2 июня 2006 г., ежегодно при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год предусматриваются средства на финансирование мероприятий по развитию въездного туризма.

Исключение из приоритетных направлений выездного туризма обусловлено его негативным воздействием на сальдо платежного баланса по статье «поездки» и вывозом денежных средств отечественными туристами из страны. В Беларуси импорт туристских услуг превышает экспорт, формируя, таким образом, отрицательное сальдо.

В течение последних лет наблюдалась позитивная тенденция уменьшения данного показателя. По данным Минстата Республики Беларусь, в 2002-2004 гг. темпы снижения отрицательного сальдо составили почти 40%. В 2004 г. оно уменьшилось на 75,2 млн. долл. США, т.е. на 33,3% к уровню 2003 г., однако в 2005 г. увеличилось почти в два раза, поскольку, несмотря на уверенный рост числа иностранных туристов, посещающих республику (на 23294 чел. больше, чем в 2004 г.), число белорусов, выехавших за границу, увеличилось на 10% и составило 572398 чел. (табл.4.6).

Таблица 4.6.

Посещение иностранными туристами Республики Беларусь

и направление туристов за рубеж, чел.

Период Число иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь Число граждан Республики Беларусь, выехавших за границу с туристскими целями
Всего Из дальнего зарубежья Из СНГ Всего В дальнее зарубежье В СНГ
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

В тоже время, несмотря на рост числа граждан, выехавших за границу с туристскими целями, величина выездного туристского потока в 2005 г. в 1,9 раза была меньше, чем в 2003 г., и в 2,5 раза больше, чем в 2002 г. Важнейшими причинами существенного сокращения числа поездок за границу являются введение в 2003-2004 гг. визового режима и усложнение визовых формальностей по некоторым популярным направлениям (Польша, Болгария, Италия и др.); увеличение интереса белорусских граждан к внутреннему туризму; недостатки в системе учета при пересечении границы.

Согласно методологии составления статьи «Поездки» платежного баланса Республики Беларусь, разработанной Национальным банком, данная статья из счета текущих операций «охватывает товары и услуги (питание, размещение, развлечения, осмотр достопримечательностей, экскурсии, подарки, сувениры), которые были приобретены в Республике Беларусь приезжими (гражданами Республики Беларусь за рубежом), если срок их пребывания на территории Республики Беларусь (за рубежом) не превышает одного года».

Величина доходов, полученных от оказания услуг иностранным туристам, рассматривается как экспорт туристских услуг нашей республикой. Сумма средств, затраченных отечественными туристами на зарубежные поездки, включается в импорт. Для определения размеров экспорта и импорта услуг по статье «Поездки» в платежном балансе Республики Беларусь используется расчетный метод, согласно которому стоимость расходов резидентов и нерезидентов определяется как произведение затрат, приходящихся на одного выезжающего (въезжающего), на их количество.

Для более точного расчета вводятся дополнительные показатели для выехавших (въехавших) по продолжительности пребывания: «собственно поездки» и «краткосрочные поездки». Необходимо отметить, что дальнейшей детализации поездок не происходит и какие-либо специальные категории туристов (например, детский или образовательный туризм) не выделяются. «Суммы личных расходов определяются по результатам обследования в зависимости от страны пребывания, длительности и цели поездки. Определен перечень стран, поток перемещающихся в (из) которые (ых) наиболее интенсивен. Он включает Россию, Украину, Литву, Польшу, Германию, Болгарию, Грецию, Испанию, Италию, Латвию, США, Турцию, Францию».

Удельный вес поездок по продолжительности, в общем их объеме, определяется экспертным путем специалистами Управления платежного баланса Национального банка Республики Беларусь. Так, доля собственно поездок в экспорте составляет 0,329, а в импорте 0,355; однодневных – соответственно 0,047 и 0,015. Более половины всего экспорта и импорта по статье «Поездки», согласно оценке Управления платежного баланса Национального банка, составляют в республике краткосрочные (соответственно 0,624 и 0,63).

Следует отметить, что для определения конечного результата по расчетному методу используется информация из нескольких источников, часто противоречащих друг другу. Так, нормативы расходов и сроки пребывания туристов в республике и белорусских граждан за границей определяются на основании данных государственной статистической отчетности по формам «О приеме иностранных туристов в Республике Беларусь, направлении туристов за рубеж и поступлении средств за организацию туризма» и «о средствах размещения туристов и других лиц» (Министерство спорта и туризма, Министерство статистики и анализа).

При этом численность въезжающих и выезжающих рассчитывается по информации Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь «О выезде граждан Республики Беларусь по целям поездок» и «О въезде иностранных граждан в Республику Беларусь по целям поездок». В то же время соотношение между количеством белорусских туристов, выехавших за рубеж в 2004 г. с помощью отечественных туристских компаний (514,6 тыс. чел.), и количеством белорусских граждан, пересекающих границу с целью туризма, по данным Комитета погранвойск (3015,4 тыс. чел.), составляло 1:6, т.е. только около 17 % всех выезжающих за границу с целью туризма, покупали путевки у белорусских субъектов туристского бизнеса. Это свидетельствует не только о недостаточно эффективной деятельности туристских компаний Республики Беларусь, но и о несогласованности данных, характеризующих туристскую отрасль.

В Национальной программе развития туризма на 2006-2010 годы справедливо акцентируется внимание на недостатках учета и отчетности в туристском секторе. «Во-первых, ввиду несовершенства законодательства в туристском секторе большие объемы финансовых средств не попадают под учет, в частности, под учет экспортно-импортных операций. Во-вторых, существует значительный недоучет во внешнеторговых операциях в туризме, в связи с чем необходимо совершенствование системы учета в туризме».

Въездной туристский поток является наиболее выгодным потребительским сегментом и имеет для республики важное экономическое значение. Согласно расчетам российских экспертов, на каждый рубль реализации туристского продукта приходится как минимум аналогичная сумма расходов туриста на приобретение услуг и товаров смежных отраслей (включая сувенирную продукцию, питание, транспорт, связь, финансовые услуги, индустрию развлечения и т.д.).

В перспективе до 2010 г. существенное повышение уровня доходности сферы туризма преимущественно определяется расширением потока въездного и высоким платежеспособным спросом со стороны иностранных туристов на разнообразные туристские услуги. Одновременно с увеличением спроса прогнозируется рост занятости: к 2010 г. в нашей республике предполагается создать 4 тыс. новых рабочих мест в туризме и сопряженных отраслях, что составляет около 40 % от численности работников, занятых сейчас в отраслях «отдых» и «туризм».

В то же время в туристской отрасли можно наблюдать две противоположные тенденции: с одной стороны, рост объемов выручки от реализации у организаций сферы туризма (в том числе и въездного), с другой – сокращение численности занятых в туристской сфере.

В общепринятой мировой практике на два иностранных туриста приходится 1 рабочее место. В нашей республике на одного занятого в сфере туризма в 2004 г. приходилось 24,8 иностранных туриста. В крупных индустриальных странах в туризме работает до 5 % трудоспособного населения, в то время как в Беларуси – 0,1%.

В то же время среднее соотношение количества туристских фирм и жителей в наиболее развитых туристских странах, например в Нидерландах и Великобритании, составляет 1:10000 чел.

В нашей республике оно было в 2000 г. 1:23855 чел., в 2004 г. – 1:17014 чел. В настоящее время в Беларуси, по данным Управления туризма Министерства спорта и туризма на 12.10.06 г., действует 606 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление туристской деятельности. Таким образом, соотношение количества туристских фирм и жителей в 2006 г. достигло 1:16090 чел.

В перспективе целесообразно не разделять по значимости въездной и внутренний туризм. Однако в ближайшие годы такое разделение и важность для национальной экономики въездного придется учитывать в силу:

· сравнительно низкого платежеспособного спроса местного населения на туристские услуги, что не позволяет обеспечивать высокую доходность отрасли только за счет внутреннего туризма. Согласно проведенным Национальным агентством по туризму социологическим исследованиям (по методике Всемирной туристической организации), зарубежный турист в среднем тратит в день в нашей стране около 170-200 долл. США при средней продолжительности пребывания не более двух дней, а начисленная заработная плата отечественного потребителя туристских услуг в декабре 2005 г. в среднем составляла 562 тыс. руб.;

· недостатка финансовых ресурсов областей, районов и туристских зон для качественного улучшения всех инфраструктурных объектов сферы туризма. В первую очередь планируется реконструкция и строительство объектов туристской инфраструктуры вдоль важнейших для въездного туризма транспортных коридоров № 2 (Париж – Берлин – Варшава – Брест – Минск - Москва); № 9 (Стамбул – Бухарест – Киев – Гомель – Витебск – Санкт-Петербург) и № 9 А (Гомель – Минск – Вильнюс – Клайпеда). Согласно Программе развития туризма, основная нагрузка по финансированию мероприятий ложится на местные власти, а из республиканского бюджета выделяются средства на маркетинговую деятельность по продвижению национального туристского продукта в размере 21325 млн. руб.

Анализируя направления развития туризма в нашей республике, необходимо иметь в виду, что мировой рынок туристских услуг постоянно расширяется, поскольку с ростом интенсификации труда и ухудшением экологического состояния возникает потребность в длительном отдыхе и оздоровлении. Чтобы обеспечить эту потребность в полном объеме, туризм в стране должен стать массовым явлением. Согласно рекомендациям ВТО, он рассматривается как массовый, если в нем принимает участие более 50 % населения. Если в 2001 г. туристскими услугами в Беларуси, по данным Министерства статистики и анализа, пользовалось более 3,1 млн. чел. (включая выезд за границу с туристскими целями, проживание в белорусских гостиницах и специализированных средствах размещения), то в 2004 г. численность туристов уменьшилась до 2,2 млн. чел., что составляло примерно 23 % населения. Таким образом, туризм в нашей республике все еще нельзя признать массовым явлением.

Существует мнение, что продвижение внутреннего туризма можно рассматривать как «подготовительный этап к развитию въездного, если туристская инфраструктура и индустрия на текущий момент недостаточно готовы к приему иностранных туристов». На наш взгляд, это не совсем верно: развитие внутреннего туризма важно, так как он имеет большое социальное, воспитательное и познавательное значение и об этом нельзя забывать.

В качестве ведущего звена на рынке туристских услуг государственная политика выделяет оказание их на территории нашей страны. За счет роста объемов и качества услуг на рынках внутреннего и въездного туризма предполагается получить социально – экономический эффект, в качестве которого следует рассматривать:

· ускорение развития внутренних подотраслей – гостинично – туристского и санаторно – курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно – информационных служб, туристско – развлекательных комплексов и изготовления сувенирной продукции;

· создание новых рабочих мест в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий в страну турист создает от 5 до 10 рабочих мест);

· увеличение величины экспорта туристских услуг, т.е. обеспечение за счет въездного туризма притока в экономику республики и областей иностранной валюты;

· стимулирование инвестиций в туриндустрию областей и туристских регионов;

· модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и коммуникаций;

· сохранение и восстановление историко – культурного и природного наследия областей и республики в целом;

· возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел;

· расширение спектра предоставляемых услуг экологического туризма за счет создания новых маршрутов и включения новых природных объектов в действующие маршруты;

· расширение информационных и экономических связей с иностранными туристскими компаниями, туристскими администрациями других государств.

Таким образом, государственная политика в туристской отрасли должна быть направлена не только на создание современной индустрии, обеспечивающей растущий спрос на туристско–экскурсионные услуги, формирование благоприятных условий для продвижения национального продукта на международные рынки, но и на достижение сбалансированности между выездными и въездными туристскими потоками в Республику Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: