Образ жизни людей, т.е. устоявшиеся формы их бытия в мире.
Американский психолог С. Плог выделил два крайних типа туристов – психоцентрики и аллоцентрики (табл.4.4). Каждому из этих типов туристов свойственна определенная модель поведения. Они выбирают разные места для отдыха, средства транспорта и размещения.
Таблица 4.4.
Сравнительная характеристика психоцентриков и аллоцентриков
Психоцентрики | Аллоцентрики |
Выбирают известные центры туризма, в культурном отношении близкие к своему постоянному местожительству | Стремятся открыть новые, еще не освоенные туристами районы |
Привлекают традиционные виды развлечений и отдыха | Наслаждаются ощущением «первооткрывателя» |
Низкий уровень активности | Высокий уровень активности |
Предпочитают такие центры туризма, до которых можно добраться на автомобиле | До мест отдыха, обычно удаленных, добираются воздушным транспортом |
Требовательны к комфорту: останавливаются в высококатегорийных отелях, посещают уютные семейные рестораны и туристические магазины | Довольствуются неплохой едой и размещением в отеле, не обязательно «цепном», а также возможностью немного развлечься |
На отдыхе особенно ценят домашнюю атмосферу и избегают инокультурного влияния | Любят общаться с местным населением |
Приобретают готовые пакеты туристических услуг (пэкидж-туры). Тур должен иметь насыщенную развлекательную программу | Тур должен включать только основные компоненты – перевозку и размещение, а его программа – отличиться максимальной гибкостью и предоставлять возможно большую свободу участникам путешествия |
«Чистых» психоцентриков и аллоцентриков не так много среди туристов. В основной массе путешествующие лица занимают промежуточное положение, являясь «среднецентриками». В их действиях прослеживаются характерные черты обеих моделей поведения.
|
|
Поведенческий признак:
- сегментирование по искомым выгодам (преимуществам) – посетители с развлекательными и деловыми целями;
- сегментирование по степени приверженности клиентов к туристическим центрам или районам – странники, непостоянные приверженцы, терпимые приверженцы, безоговорочные приверженцы;
- сегментирование по интенсивности потребления (теория «тяжелой половины») – предпочитают фирмы привлечь одного активного, чем несколько слабых потребителей. С этой целью предприятия индустрии туризма разработали и реализуют программы типа «Постоянный гость», предусматривающие льготное обслуживание постоянных клиентов.
Например, исследования показывают, что в туристическом бизнесе высокий процент оборота достигается за счет обслуживания незначительной доли клиентуры. Так, 4,1 % пассажиров авиакомпаний обеспечивает загрузку самолетов на 70,4 % рейсов, а 59,4 % человеко-суток в отелях и мотелях приходится на 7,9 % посетителей.
|
|
При сегментировании рынка и позиционировании туристических услуг необходимо учитывать следующие факторы:
- ожидание потребителей;
- имидж производителей туристических продуктов;
- индивидуальность мест и стран.
Целевые рынки туристических услуг можно определить двумя методами:
1) собрать информацию о существующих клиентах;
2) выявить местные достопримечательности и выбрать сегмент, которые по логике могли бы заинтересоваться ими.
Выделяются три главных признака, позволяющих объединить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и одновременно отличить от других путешествующих лиц:
1) перемещение за пределы обычной среды;
2) продолжительность пребывания в месте назначения (не более 12 месяцев);
3) цель поездки (досуг, отдых, посещение родственников и знакомых, деловые и профессиональные цели, конференции, конгрессы, лечение и т.д.).
Посетители являются потребителями национального продукта. Те денежные средства, которые туристы и экскурсанты расходуют на поездки, делают их потребителями.
Информация о расходах на путешествия чрезвычайно скупа. Но известно, что в Великобритании они составляют 19 % среднего годового семейного бюджета англичан, уступая лишь затратам на питание и жилье. В Германии аналогичный показатель равен 16 %, во Франции и США по 12 %. Средняя американская семья тратит на путешествия около 4 тыс. долл. США в год, столько же, сколько она расходует на медицину или на питание, напитки и табак, вместе взятые, и в два раза больше, чем на покупку одежды.
Помимо этого существует еще множество различных классификаций туристов.
По степени динамичности туристов:
- оседлый – предпочитающий так называемый стационарный отдых;
- оседло-мобильный – сочетающий элементы стационарности и мобильности;
- мобильный – предпочитающий передвижную (динамичную) форму туризма;
- качественный – уделяющий больше внимания не динамическим, а качественным характеристикам отдыха.
По степени институциализации и влиянию места назначения:
- организационные массовые туристы, – которые не оказывают заметного влияния на места назначения, так как их выбор заключается в предпочтении одного пакета другому;
- индивидуальные массовые туристы, – у которых больше контроля над собственными маршрутами;
- исследователи, которые планируют свои собственные маршруты и делают свои собственные предварительные заказы, хотя могут прибегнуть к услугам туристического агентства;
- бродяги (походники), которые редко заходят в отель, могут останавливаться в молодежных общежитиях с друзьями или ставить палатки.