Рынок товаров промышленного назначения характерен тем, что на нем принимают участие предприятия и организации, покупающие товары для последующего их использования в производстве различных товаров и услуг. Особенность таких рынков в том, что на них осуществляются преимущественно крупные сделки по приобретению значительных объемов сырья, материалов, комплектующих изделий для последующего производства товаров и изделий.
Это предопределяет их отличительные особенности от рынков потребительских товаров. Субъекты таких рынков обычно крупные предприятия, осуществляющие немногочисленные, но крупные сделки с покупателями.
Рынки товаров производственно-технического назначения делятся на рынки производственных и коммерческих организаций, государственных учреждений, на институциональные, международные рынки производственных услуг и инвестиций. На рынках товаров промышленного назначения самыми крупными потребителями являются промышленные предприятия, строительные, сельскохозяйственные предприятия, производящие сырье и полуфабрикаты, узлы и агрегаты, комплектующие и готовые изделия и др.
|
|
На рынках государственных учреждений производятся закупки необходимой продукции для функционирования органов государственной, федеральной и региональной власти. Закупки осуществляются по самым разнообразным товарам. Это могут быть вооружение, строительные материалы, различное оборудование, мебель и др.
Институциональные рынки представлены организациями различных отраслей, таких как образование, культура, здравоохранение, спорт. Представители этих организаций могут выступать от имени государства как заказчика.
Международные промышленные рынки представлены различными внешнеторговыми организациями при осуществлении торговли промышленными товарами с зарубежными странами.
Рынок производственных услуг и инвестиций связан с осуществлением торговых операций при совершении сделок на проведение производственных услуг в сфере производства и обращения. Инвестиционный рынок представлен крупными инвесторами в сфере производства на внутреннем и внешнем рынках.
Спрос на рынках промышленных товаров определяется спросом на потребительские товары. По своему характеру спрос на промышленные товары неэластичен, поскольку колебания цен на товары промышленного назначения не оказывает заметного влияния на величину спроса.
Величина спроса на промышленные товары меняется более быстрыми темпами, по сравнению со спросом на потребительские товары под влиянием экономической конъюнктуры рынка. Поэтому повышение или понижение цены обычно не вызывает соответствующего объема продаж. В основном это определяется потребностями производственного процесса и имеет первичный и вторичный характер на товары, потребляемые конечным потребителем.
|
|
Снижение цены на промышленные товары не вызывает соответствующего роста увеличения роста продаж, как это наблюдается по товарам потребительского назначения. Более того, низкие цены вызывают у покупателей некоторое недоверие к таким товарам.
На величину спроса определенное влияние оказывают дисциплина поставок в установленные сроки и формы расчета с поставщиками. Спрос на промышленные товары характеризуется совмещенностью товаров, когда покупка одного изделия вызывает приобретения другого. Так, при изготовлении машин и агрегатов требуется приобретать множество комплектующих товаров, необходимых для изготовления более сложного товара.
Рынок спроса промышленных товаров характеризуется участием большого числа покупателей, принимающих решение о покупке товара. И чем сложнее товар, тем большее количество участников привлекают для окончательного принятия решения о покупке. В этих случаях могут создаваться закупочные комитеты с участием технических экспертов и руководителей предприятия.
Сопоставление рынков промышленных и продовольственных товаров с учетом особенностей каждого из них приведено в табл. 1.
Фактор | Рынок средств производства | Рынок предметов потребления |
1. Количество покупателей | Ограниченное | Большое |
2. Покупательские мотивы | Рациональные мотивы | Рациональные и эмоциональные мотивы |
3. Информация о продукте, данные об исследованиях рынка | Высокая информированность, | Низкий уровень информированности и учета в специальных рыночных исследованиях |
4. Среднее количество закупаемого товара | Большое | Маленькое |
5. Тип и способ взаимодействий при установлении цен | Переговоры о цене и выход на взаимоприемлемый уровень | Определяется продавцом |
6. Средняя стоимость покупки | Высокая | Низкая |
7. Географическое распределение спроса | Сильно концентрированный | Разбросанный, рассредоточенный |
8. Происхождение спросов | Производный спрос | Первичный или независимый спрос |
9. Развитие спроса во времени | Зависит от общеэкономических тенденций | Развивается под воздействием многообразных факторов |
10. Изменения цен | Спрос не особенно чувствителен | Спрос относительно гибок |
11. Каналы распределения | Чаще прямые каналы (производитель продает сам) | Чаще непрямые каналы (наличие посредников) |
12. Особенности производства | Производится после получения заказа | Заблаговременное производство для анонимного потребителя |
13. Отношения между поставщиками и покупателями | Тесные взаимоотношения | Отсутствие взаимоотношений |
14. Взаимная выгода | Играет большую роль | Не играет роли |