Особенности рынка товаров промышленного назначения

Рынок товаров промышленного назначения характерен тем, что на нем принимают участие предприятия и организации, покупаю­щие товары для последующего их использования в производстве различных товаров и услуг. Особенность таких рынков в том, что на них осуществляются преимущественно крупные сделки по приобре­тению значительных объемов сырья, материалов, комплектующих изделий для последующего производства товаров и изделий.

Это предопределяет их отличительные особенности от рынков потребительских товаров. Субъекты таких рынков обычно крупные предприятия, осуществляющие немногочисленные, но крупные сделки с покупателями.

Рынки товаров производственно-технического назначения де­лятся на рынки производственных и коммерческих организаций, государственных учреждений, на институциональные, международ­ные рынки производственных услуг и инвестиций. На рынках това­ров промышленного назначения самыми крупными потребителями являются промышленные предприятия, строительные, сельскохо­зяйственные предприятия, производящие сырье и полуфабрикаты, узлы и агрегаты, комплектующие и готовые изделия и др.

На рынках государственных учреждений производятся закупки необходимой продукции для функционирования органов государст­венной, федеральной и региональной власти. Закупки осуществля­ются по самым разнообразным товарам. Это могут быть вооруже­ние, строительные материалы, различное оборудование, мебель и др.

Институциональные рынки представлены организациями раз­личных отраслей, таких как образование, культура, здравоохране­ние, спорт. Представители этих организаций могут выступать от имени государства как заказчика.

Международные промышленные рынки представлены различ­ными внешнеторговыми организациями при осуществлении тор­говли промышленными товарами с зарубежными странами.

Рынок производственных услуг и инвестиций связан с осущест­влением торговых операций при совершении сделок на проведение производственных услуг в сфере производства и обращения. Инвестиционный рынок представлен крупными инвесторами в сфере производства на внутреннем и внешнем рынках.

Спрос на рынках промышленных товаров определяется спросом на потребительские товары. По своему характеру спрос на промыш­ленные товары неэластичен, поскольку колебания цен на товары промышленного назначения не оказывает заметного влияния на величину спроса.

Величина спроса на промышленные товары меняется более бы­стрыми темпами, по сравнению со спросом на потребительские товары под влиянием экономической конъюнктуры рынка. Поэтому повышение или понижение цены обычно не вызывает соответст­вующего объема продаж. В основном это определяется потребно­стями производственного процесса и имеет первичный и вторичный характер на товары, потребляемые конечным потребителем.

Снижение цены на промышленные товары не вызывает соответ­ствующего роста увеличения роста продаж, как это наблюдается по товарам потребительского назначения. Более того, низкие цены вызывают у покупателей некоторое недоверие к таким товарам.

На величину спроса определенное влияние оказывают дисцип­лина поставок в установленные сроки и формы расчета с поставщи­ками. Спрос на промышленные товары характеризуется совмещен­ностью товаров, когда покупка одного изделия вызывает приобрете­ния другого. Так, при изготовлении машин и агрегатов требуется приобретать множество комплектующих товаров, необходимых для изготовления более сложного товара.

Рынок спроса промышленных товаров характеризуется участием большого числа покупателей, принимающих решение о покупке то­вара. И чем сложнее товар, тем большее количество участников привлекают для окончательного принятия решения о покупке. В этих случаях могут создаваться закупочные комитеты с участием технических экспертов и руководителей предприятия.

Сопоставление рынков промышленных и продовольственных то­варов с учетом особенностей каждого из них приведено в табл. 1.

Фактор Рынок средств производства Рынок предметов потребления
1. Количество покупателей Ограниченное Большое
2. Покупательские мотивы Рациональные мотивы Рациональные и эмоциональные мотивы
3. Информация о про­дукте, данные об ис­следованиях рынка Высокая информиро­ванность, Низкий уровень информированности и учета в специальных рыночных исследованиях
4. Среднее количество закупаемого товара Большое Маленькое
5. Тип и способ взаи­модействий при уста­новлении цен Переговоры о цене и выход на взаимопри­емлемый уровень Определяется продав­цом
6. Средняя стоимость покупки Высокая Низкая
7. Географическое распределение спроса Сильно концентриро­ванный Разбросанный, рас­средоточенный
8. Происхождение спросов Производный спрос Первичный или неза­висимый спрос
9. Развитие спроса во времени Зависит от общеэко­номических тенден­ций Развивается под воз­действием многооб­разных факторов
10. Изменения цен Спрос не особенно чувствителен Спрос относительно гибок
11. Каналы распреде­ления Чаще прямые каналы (производитель прода­ет сам) Чаще непрямые кана­лы (наличие посред­ников)
12. Особенности про­изводства Производится после получения заказа Заблаговременное производство для анонимного потреби­теля
13. Отношения между поставщиками и по­купателями Тесные взаимоотно­шения Отсутствие взаимоот­ношений
14. Взаимная выгода Играет большую роль Не играет роли

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: