Вопрос 1. Особенности маркетинга в отраслях и сферах деятельности.
Особенности маркетинга в сфере услуг
Услуги – результат непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя, а также внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителей. Это блага предоставляемые в форме деятельности.
Классификация услуг:
I. По отношению к конечному результату:
1. «Чистые» (в результате которых материальный товар не производится)
2. Условно – товарные
3. Товарные
II. По потребителям:
1. Для населения
2. Для управленческих потребителей
3. Для производственных потребителей
4. Для потребителей других сфер обслуживания
III. По назначению:
1. Общие
2. Специфические
Компоненты услуги (частично или полностью определяются стандартами):
· Осязаемый товар (то, что передается потребителю при оказании услуги);
· Неосязаемая услуга (основная работа, выполняемая при оказании услуги);
· Добавленный продукт (дополнительный выгоды и услуги которые получает потребитель вместе с услугой).
|
|
Основные свойства услуг (по Котлеру):
- неосязаемость;
- неотделимость от источника;
- непостоянство качества;
- несохраняемость.
Рейтинг факторов, влияющих на выбор сервисной компании потребителем:
1) Предыдущий опыт получения аналогичной услуги, уверенность в качестве;
2) Наличие гарантийных обязательств;
3) Современные технологии и оборудование;
4) Квалификация персонала и повышение квалификации;
5) Внимательный персонал;
6) Рекомендации;
7) Удобный режим работы;
8) Универсальность;
9) Удобное место расположения;
10) Цена услуги.
Факторов, влияющих на формирование потоков клиентов:
1. Первичные клиенты:
- Корпоративные (стимулирование сбыта, личные продажи);
- Физические лица (знакомые и родные, реклама в СМИ, стимулирование, личные продажи)
2. Постоянные клиенты (инициатива клиента, инициатива компании, стимулирование).
Тенденции последних лет для большинства сервисных компаний заключается в постоянном сокращении потоков первичных клиентов с одновременным повышением затрат на его формирование. Причины:
- Стабилизация рынка услуг (рост предложения);
- Ограниченная емкость целевых сегментов;
- Рост недоверия к рекламе;
- Невысокое качество рекламы в сочетании с низким уровнем маркетинговой подготовки заказчика рекламы.
Задачи сервисной компании по управлению
Особенности маркетинга в агробизнесе
На маркетинговую деятельность оказывают влияние ряд особенностей аграрного производства:
- зависимость от экономических результатов хозяйствования, о биологических процессов и природно-климатических условий;
|
|
- сезонность производства продукции;
- длительность производственного цикла и несовпадение рабочего времени с периодом производства;
- основные средства: земля (различие в плодородии => специализация в производстве и различия в маркетинге; аналогично качество семян и племенные качества с/х животных накладывают специфику на маркетинг);
- продукция скоропортящаяся => отпечаток на системе сбыта и реализации (время реализации, упаковка, быстрая переработка);
- многообразие форм собственности и различные формы хозяйствования;
- особые требования к методам маркетинговых исследований;
- влияние мирового продуктового рынка;
- относительно невысокий уровень разработок в РФ в области маркетинговых исследований в агросекторе;
- неравнозначность маркетинговой деятельности на различных этапах прохождения продукции до конечного потребителя.
Особенности маркетинга сферы обращения
Основной целью маркетинга в сфере обращения являются стимулирование спроса, снижение потерь и обеспечение сохранности продукции на складах посреднических организаций.
Важно отметить и то обстоятельство, что применение маркетинга в сфере обращения не только способствует улучшению сбыта продукции, но также направлено на расширение производства, выявление запросов потребителей. При этом маркетинг выполняет роль связующего звена при организации процессов производства, заготовок материальных ресурсов, обеспечения их сохранности и доведения продукции до конечных потребителей. С помощью маркетинга торгово-посредническая фирма по новому определяет требования к внешней среде и быстро реагирует на происходящие изменения на рынке товаров и услуг. Использование маркетинга позволяет фирме получить необходимую информацию о текущем состоянии внешней среды и сделать более обоснованный прогноз на перспективу. В этих условиях возрастает роль маркетинга с сфере торговли, рекламной деятельности, своевременной поставке продукции потребителям, преследуя единственную цель – утвердиться на рынке и получить максимальную прибыль от результатов торгово-посреднической деятельности. Благодаря маркетингу фирма может установить, какой товар нужен потребителю, в каком количестве, по каким ценам и где его можно приобрести. Однако фактическое обеспечение объемов продаж не всегда отвечает ожидаемому уровню. Поэтому возникает ещё одна важная задача – управление спросом на реализуемую продукцию.
Маркетинг в сфере обращения охватывает все стадии продвижения товаров, начиная с изучения потребностей и прогнозирования спроса на продукцию, разработки ассортиментной политики, организационных структур на предприятиях снабжения и сбыта. Элементы маркетинга в сфере обращения широко используются и в конкурентной борьбе как средство завоевания на рынке своей ниши и эффективной реализации продукции. Они охватывают также вопросы оптимизации материальных ресурсов. Все это направлено на снижение издержек обращения и обеспечение необходимого уровня рентабельности предприятий сферы обращения и услуг.
Функции маркетинга сферы обращения:
1. Маркетинговые исследования и сбор информации в экономической, хозяйственной, торговой, промышленной и другой сферах.
2. Планирование ассортимента товаров, приспособление товаров покупателям, планирование упаковки, доставки, сервиса.
3. Сбыт и распределение продукции через торгово-посреднические организации. Выбор каналов сбыта, складирование и анализ деятельности.
4. Рекламная деятельность для конечных и промежуточных потребителей, внутрифирменная реклама.
5. Стимулирование работников и организация поощрения потребителей.