1-я начальная I Узнаваемость рекламы
ступень |
Рис. 5.7. Ступени коммуникативной эффективности рекламы
ли, что он пойдет в такой магазин в ближайшее время. Затем ему показывают рекламу этого магазина вместе с рекламой других магазинов и опять опрашивают, какие именно магазины он собирается посетить. В результате определяется, возросло ли намерение опрашиваемых посетить магазин благодаря просмотру рекламы.
Задача четвертой ступени заключается в том, чтобы отследить покупательское поведение и выяснить, влияют ли на него рекламные мероприятия. В практике западной торговли обычно для этого применяется два подхода — использование купонов и привлечение к тестированию аудитории кабельного телевидения.
В первом случае выбирают две группы посетителей магазина: тестовую и контрольную. Тестируемой группе показывается Реклама магазинов и предлагается заполнить небольшие анкеты по рекламе. Затем обеим группам выдаются купоны, дающие право на скидки в рекламируемых магазинах. Полученные данные отражают, повлияла ли реклама на поведение покупателей.
Использование многоканального кабельного тестирования основывается на том, что набирается группа (панель) домохо-зяйств, расположенных на тестируемых территориях. Выдается идентификационная карточка, по которой можно отслеживать сделанные ими покупки в разных магазинах (т.е. определяется, какие магазины чаще всего посещаются). К телевизорам этих семей подключаются специальные устройства, которые позволяют отслеживать, какой канал и какую рекламу они смотрят.
В последнее время началось создание рекламы, направленной не просто на формирование лояльности к торговой марке магазина, а на углубление уже существующего благосклонного отношения. В этой системе влияние рекламы анализируется отдельно по сегментам покупателей, которые демонстрировали высокую, среднюю или низкую приверженность к магазину в прошлом. Разрабатываются различные рекламные кампании для покупателей-приверженцев и тех, кого хотят привлечь, так как для первой группы нужна реклама, направленная на удержание, а для второй — на привлечение. Для получения подобных характеристик используются специальные тесты, опросы, анкетирование, глубинные интервью.
Оценивая эффективность отдельных средств рекламы, в первую очередь устанавливают, достигает ли это средство поставленной перед ним цели. Так, для определения степени привлечения внимания покупателей к наружной рекламе (витрине) можно воспользоваться формулой
Л На
I где At — степень привлечения внимания прохожих;
На — число людей, обративших внимание на наружную рекламу (витрину) в течение определенного периода;
Н — общее число людей, которые прошли мимо витрины в тот же период.
Степень действенности рекламных объявлений в магазине можно оценить по формуле
где Еа — степень действенности рекламных объявлений;
Hi — число посетителей, пришедших в магазин;
Нс — общее число посетителей, сделавших покупку. Такие данные можно получить с помощью наблюдений или замеров потока посетителей, а также по данным пробитых чеков по всем кассовым аппаратам.
Показателем действенности средств, рекламирующих само розничное торговое предприятие, является отношение числа посетителей магазина в период применения этих средств к числу посетителей в среднем за день. Из этого можно вывести формулу
г. Had
t
н
где Ed — показатель действенности;
Had — число посетителей, пришедших в период применения рекламных средств;
Н — среднее число посетителей за день или период, когда реклама не использовалась.
При использовании метода наблюдения во всех случаях необходимо соблюдать ряд условий: наблюдение должно вестись по дням недели, так как каждый день в розничной торговле носит свою специфику. Например, трудно сравнивать поток людей в выходные и будние дни, и даже будние дни порой различаются по интенсивности посещения, классу людей, пришедших в магазин, и т.д. При этом желательно показатель Еа рассчитывать по каждому дню недели, используя сравнения за соответствующие дни.
Эффективность рекламного мероприятия или отдельного средства рекламы может быть выражена числом потенциальных покупателей, охваченных рекламой, а также величиной затрат на одного покупателя. Так, например, целесообразность публикации газетного объявления в том или ином печатном органе устанавливается путем определения общего числа людей, способных его прочитать (это число в основном зависит от тиража газеты), или размеров затрат на объявление в расчете на одного читателя. Чем больше читателей будет охвачено рекламой, тем меньшими окажутся расходы на нее в расчете на одного человека. При этом важно точно знать, какую часть читателей составляет целевая аудитория магазина. Нецелесообразно давать рекламу в том издании, которое целевая аудитория мало читает, хотя при этом затраты на одного читателя могут оказаться совсем небольшими. Иными словами, необходимо уметь различать: тираж, целевую аудиторию издания и свою целевую аудиторию, знать ее долю в общей целевой аудитории издания. При оценке или сравнении нескольких средств распространения рекламы необходимо ориентироваться на стоимость контакта с целевым потребителем.
Примерные затраты на рекламное объявление на тысячу читателей можно рассчитать по формуле
Ct = ^ х 1000,
где С< — стоимость рекламы в расчете на тысячу читателей, руб.;
Ст — стоимость полосы рекламы в конкретном издании (или затраты на размещение рекламного объявления), руб.;
N — показатель продаж-нетто издания (тираж издания).
Формула может быть уточнена при условии, что известно примерное количество людей, которые принадлежат к целевой группе покупателей магазина и покупают данное издание, а именно:
~2-
titg
x 1000,
где Сш — стоимость рекламы в расчете на тысячу читателей
целевой группы, руб.;
С,„ — стоимость полосы рекламы в конкретном издании (или затраты на размещение рекламного объявления), руб.;
Htg — число людей, читающих данное издание и являющихся целевой группой.
Можно видоизменить эту формулу и вместо показателя целевой группы ввести показатель, указывающий точное количество людей, увидевших, прочитавших, узнавших данное рекламное объявление в издании:
где £"5
Hs -
где Er —
С,п -
Hr -
Е* = ~х 1000,
показатель эффективности рекламного объявления по затратам, понесенным на его размещение, и числу людей, увидевших это рекламное объявление;
стоимость полосы рекламы в конкретном издании (или затраты на размещение рекламного объявления), руб.; число людей, увидевших рекламное объявление.
1000,
показатель эффективности рекламного объявления по затратам, понесенным на его размещение, и числу людей, прочитавших это рекламное объявление;
стоимость полосы рекламы в конкретном издании (или затраты на размещение рекламного объявления), руб.;
число людей, прочитавших рекламное объявление.
Нгес
X 1000,
где ЕГес — показатель эффективности рекламного объявления по затратам, понесенным на его размещение, и числу людей, узнавших это рекламное объявление;
С,„ — стоимость полосы рекламы в конкретном издании (или затраты на размещение рекламного объявления), руб.;
Нгес — число людей, узнавших рекламное объявление. Таким образом можно сравнивать эффективность различных изданий уже после размещения рекламного объявления. Число прочитавших, увидевших, узнавших можно определить с помощью опросов, анкетирования людей. Можно сравнить показатель Нгес для изданий, в которых было дано рекламное объявление, и выявить наиболее эффективное из них.
Помимо рассмотренных способов отслеживания эффективности рекламы нередко используется диагностическое тестирование. Оно необходимо для оценки содержания рекламы и включает качественные исследования: восприятие рекламы аудиторией, перечень контрольных вопросов, список эмоций, вызванных рекламой, контроль откликов аудитории в процессе рекламы. При лабораторно-психологических методах исследования применяются такие процессы и измеряющие устройства, как фотографирование глаз, полиграфы, тахистоскопы, пипл-метры, измерения сигналов мозга. Современные разработки в этой области включают методы измерения латентного отклика и физиогномики. В моделируемое естественное окружение включают тесты, основанные на опросе потребителей в торговых залах, исследования с помощью стационарного оборудования и проведение интервью в домашней обстановке
При подведении итогов выявляют, в какой мере была решена главная задача, поставленная перед кампанией, какие мероприятия и средства рекламы оказали наибольшее воздействие на покупателей, что помешало успешному проведению тех или иных мероприятий. Ответы на эти вопросы имеют важное значение для совершенствования работы по организации рекламных кампаний в будущем.