Сущность и значение бухгалтерского учета в коммерче0ском банке

В коммерческом банке для наблюдения и регистрации проводимых операций, группировки и обобщения полученной информации применяется хозяйственный учет, включающий три вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Каждый вид учета рассматривает одни и те же хозяйственные процессы, используя свои методы исследования, при этом учетная информация постоянно пересекается.

Так, оперативный учет имеет преимущество во времени. С его помощью можно быстро получить информацию о текущем состоянии дел, но ее точность будет невысока.

Статистический учет позволяет провести количественный и качественный анализ собственных средств банка, привлеченных и размещенных ресурсов, финансовых результатов его деятельности. Для этого используются специфические приемы и способы обработки информации, например расчеты средних величин и индексов.

Бухгалтерский учет определяется как упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах банка и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Все объекты, обеспечивающие и составляющие уставную деятельность банка, к которым относятся денежные средства и источники их образования, материальные ценности, а также операции по выполнению функциональных обязанностей банка, подлежат бухгалтерскому учету. На счетах бухгалтерского учета отражаются клиентские операции (расчетные, кассовые, кредитные, депозитные, валютные) и внутрибанковские операции (операции с имуществом банка, по расчетам с работниками банков, по счетам доходов, расходов и формированию финансовых результатов) своевременно и в полном объеме.

Основными задачами бухгалтерского учета в банке являются:

1. Формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим заинтересованным лицам.

2. Ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов.

3. Выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности.

4. Использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений

Информация, формируемая в системе бухгалтерского учета, должна быть полезна всем заинтересованным лицам, которые могут ее понять, оценить и использовать. Для этого она должна отвечать требованиям уместности, надежности, сравнимости и нейтральности.

Информация уместна, если ее наличие или отсутствие способно оказать влияние на принимаемые решения и помогает оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные выводы. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и объективно отражает факты хозяйственной деятельности. Сравнимость информации обеспечивается возможностью для пользователей, ознакомленных с особенностями учетной политики, принятой банком, проводить сравнительный анализ работы банка за различные периоды, а также с деятельностью других банков. Нейтральность информации может быть нарушена в случае специального подбора фактов для достижения определенных результатов. Кроме прочего, польза, извлекаемая из бухгалтерской информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.

В зависимости от того, кто является пользователями бухгалтерской информации, и от целей ее использования учет подразделяется на финансовый и управленческий.

Финансовый учет ориентирован на внешних пользователей, к которым относятся инвесторы, вкладчики, клиенты, надзорные и регулирующие органы. Управленческий учет формирует информацию для внутренних пользователей и дает возможность руководству банка принимать решения по оптимизации банковской деятельности.

Кредитная организация ведет бухгалтерский учет имущества, хозяйственных и других операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов.

Бухгалтерский учет ведется кредитной организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в соответствии с действующим законодательством.

Бухгалтерский учет совершаемых операций по счетам клиентов, имущества, требований, обязательств ведется в валюте РФ — в рублях.

Следует отметить, что, во-первых, учет имущества других юридических лиц, находящегося у кредитной организации, осуществляется обособленно от материальных ценностей, являющихся ее собственностью, и, во-вторых, текущие внутрибанковские операции и операции по учету затрат капитального характера учитываются раздельно.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций несет ответственность руководитель кредитной организации. Главный бухгалтер отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное составление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Для всех работников кредитной организации являются обязательными требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им лиц расчетные и кассовые документы, финансовые и кредитные обязательства, оформленные документы, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Организация бухгалтерского учета в кредитных организациях основывается на системе нормативного регулирования, состоящей из трех уровней. Первый уровень включает федеральные законы, определяющие порядок ведения бухгалтерского учета и план счетов бухгалтерского учета. Второй уровень составляют нормативные акты и методические указания, конкретизирующие положения документов первого уровня и устанавливающие принципы, правила ведения банковских операций и их бухгалтерского оформления, а также подготовки и представления финансовой отчетности. Третий уровень — это внутрибанковские документы, которые разрабатываются при формировании учетной политики.

На основании Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральном законе «О Банке России» ЦБ РФ устанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, обязательные для всех кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации. При этом Банком России осуществляются:

· разработка плана счетов бухгалтерского учета и составление инструкций по его применению;

· разработка положений и указаний по учету отдельных операций;

· определение порядка организации работы по ведению бухгалтерского учета;

· определение структуры и содержания финансовой отчетности.

Основным нормативным документом, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, является Положение ЦБ РФ от 26.03.2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ». Установленные правила являются обязательными для исполнения, и их соблюдение позволяет обеспечить:

· быстрое и четкое обслуживание клиентов;

· своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности кредитной организации;

· предупреждение возможности возникновения недостач, неправомерного расходования денежных средств, материальных ценностей;

· сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;

· надлежащее оформление документов, предупреждение возникновения ошибок и совершение незаконных действий при выполнении учетных операций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: