Характеристика основных форм и методов обучения персонала организации. Их преимущества и недостатки

Обучение персонала — целенаправленно организованный, плано­мерно и систематически осуществляемый процесс овладения зна­ниями, умениями, навыками и способами общения под руковод­ством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.

Следует различать три вида обучения.

Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифици­рованных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения. Повышение квалификации кадров — обу­чение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, на­выков и способов общения в связи с ростом требований к про­фессии или повышением в должности. Переподготовка кадров — обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, на­выков и способов общения в связи с овладением новой профес­сией или изменившимися требованиями к содержанию и резуль­татам труда.

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабо­чего места (формы).

Методы обучения персонала на рабочем месте

Метод обучения Характерные особенности метода
1. Направленное приобретение опыта Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуаль­ный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения
2. Производственный инструктаж Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой
3. Смена рабочего места (ротация) Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создает­ся представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)
4. Использование работников в качестве ассистентов, стажеров Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности
5. Подготовка в проектных группах Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач

Преимущества и недостатки обучения на рабочем месте

+ относительная дешевизна места

+ возможность сохранить за сотрудником выполнение служебных обязанностей

+ возможность оперативной проверки достижения результатов

- большая вероятность потери обучающего начала

Методы обучения персонала вне рабочего места

Метод обучения Характерные особенности метода
1. Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется для изло­жения теоретических и методических знаний, прак­тического опыта
2. Программированные курсы обучения Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний
3. Конференции, семинары Активный метод обучения, участие в дискуссиях раз­вивает логическое мышление и вырабатывает спосо­бы поведения в различных ситуациях
4. Метод обучения руководящих кадров, основанный на самосто­ятельном решении кон­кретных задач из произ­водственной практики Моделирование организационной проблемы, кото­рую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и прак­тические навыки, предусматривает обработку ин­формации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений
5. Деловые игры Обучение манере вести себя в различных производ­ственных ситуациях, при ведении переговоров, при­чем обладатели ролей должны вырабатывать аль­тернативные точки зрения
6. Методы решения производственно-эко­номических проблем с помощью моделей Моделирование процессов, происходящих на конку­рирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фик­тивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие реше­ния для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)
7. Рабочая группа («кружок качества» и «вместо учебы») Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организации, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руко­водству организации, которое рассматривает пред­ложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее пред­ложений

Преимущества и недостатки обучения вне рабочего места

+ методическая и дидактическая проработка материалов

+ отсутствие давления дефицита времени при отработке навыков

+ возможность обмена опытом между сотрудниками различных организаций или подразделениями одной организации

- относительно высокая стоимость обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: