Федеративная Республика Германия

В Германии органы внешней политики имеют следующую специфику. Полномочия федеральных земель в области внешней политики достаточно ограничены. Федеральными органами внешних сношений являются двухпалатный парламент, президент, федеральный канцлер и правительство, министр иностранных дел. Двухпалатный парламент состоит из бундестага и бундесрата.

Высшим органом внешних сношений является президент, но почти вся реальная власть находится в руках исполнительной власти - прави-тельства и его главы - канцлера. За это немецкую систему иногда даже называют диктатурой канцлера.

Парламент решает все вопросы внешних сношений, требующие законодательного оформления. Обе палаты имеют свои комиссии по иностранным делам. Вся область внешних сношений фактически находится в руках президента, федерального канцлера, федерального правительства и министерства иностранных дел.

Расширение прав исполнительной власти в Германии долгое время шло по линии федерального канцлера.

Главное оперативное звено - министерство иностранных дел во главе с федеральным министром (http:// auswaertiges-amt.de). Кроме того, в качестве заместителей министра работают два государственных министра, один из которых по европейским делам. Работают также два статс-секретаря, один из них возглавляет коллегию министерства, которая называется конференцией директоров. В структуре МИДа имеются европейский и западный отделы, отдел Востока, торгово-политический и правовой отделы, отделы кадров и управления делами, культуры.

В миссиях Германии за рубежом кроме политических шделов, как правило, имеются значительные экономические отделы, а также отделы информации, культуры, Работают референты по финансовым, страховым, социальным вопросам. Всего в германском дипломатическом ведомстве работает около 5600 человек (3200 за рубежом).

Французская Республика

Особенности и традиции имеет и французская система управления внешней политикой.

События 1958 г. и последующих лет превратили Францию в президентскую республику. Как известно, это связано с именем генерала Ш. де Голля.

Парламент состоит из двух палат: национального собрания и сената. Национальное собрание избирай гея пря мым голосованием, сенат - косвенным. В сенам: пред ставлены территориальные единицы и французы, проживающие за границей. В конституции раздел о парламенте, как любят говорить французы, расположен «на задворках». Но именно за парламентом закреплено решение такого важного вопроса, как объявление войны. Национальное собрание обладает также правом высказывать доверие или недоверие правительству, в том числе одобрение или неодобрение внешней политики. Некоторые международные договоры могут быть одобрены только парламентом.

Главные функции - назначать собственных и аккредитовывать иностранных послов, вести переговоры о заключении договоров и ратифицировать их, гарантировать национальную независимость и быть главой вооруженных сил - находятся в руках президента.

Роль премьер-министра значительно ниже, чем в Великобритании. Вместе с тем премьер руководит правительством, а значит, повседневно занимается и вопросами внешней политики.

Существует также конституционный совет. Он контролирует внешнеполитическую деятельность и состоит из девяти членов, имеющих полномочия на девять лет. В этот совет пожизненно входят все бывшие президенты страны.

Главное звено внешней политики - МИД, который ведет свою историю с 1628 г. (http://www.france.diplomatie.fr).

С 1853 г. он располагается на знаменитой набережной Кэ д"Орсе. Его возглавляет министр, при нем работает канцелярия. Имеются также два заместителя по европейским и франкофонным делам. К органам внешних сношений относятся и центральные органы так называемого Франкофонного сообщества.

Декретом от 19 сентября 1952 г. дипломатическая служба Франции была отделена от служащих общей администрации и дипломатический и консульский персонал был разделен на четыре группы чиновников: посланников, советников и секретарей по иностранным делам, специа-листов по Востоку и делопроизводителей. Также имеются референты по экономическим делам, атташе и т.д.

В зарубежных представительствах обычно создаются политический, торгово-политический, консульский, протокольный отделы, а также отделы печати, культуры.

Япония

Структура японского МИДа (http://www.mofa.go.jp) включает секретариат министра, или секретариат, который занимается вопросами координации и администрирования, протокольными вопросами и связями с прессой и общественностью; бюро внешней политики, занятое стратегическим планированием, вопросами международной безопасности, сотрудничеством Японии с ООН, гуманитарными проблемами и политической координацией деятельности других бюро; бюро Азии и Океании; бюро Северной Америки; бюро Латинской Америки и Карибов; бюро по европейским делам; бюро ближневосточных и африканских дел; бюро по экономическим вопросам, а также бюро экономического сотрудничества, занимающееся программами экономической и технической помощи, грантами, исследованиями и статистикой; договорное бюро, занятое международно-правовыми проблемами; бюро анализа и разведки.

Практически во всех странах министерство иностранных дел - это основное звено внешнеполитического аппарата, орган, который осуществляет внешнюю политик.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите структуру центральных органов внешних сношений?

2. Перечислите категории зарубежных органов внешних сношений?

3. Специфика органов внешней политики Германии?

4. Перечислите структуру Японского МИДа?

Рекомендуемая литература

1. Вознесенская Л.О., Марчук. Н. Основы международного общения. М., 1997

2. Ковалев Ан. Азбука дипломатии. М.,1998

3..Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М.,1996


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: