Охота на рабов

Рабский труд в бывшем СССР уже не сенсация. О рабстве писали газеты и даже снят фильм <Камышовый рай>.

Рабство появилось в конце 50-х гг. Первыми на охоту за рабами отправились дети сосланных в Казахстан чеченцев. На сибирских вокзалах обещаниями сладкой жизни они заманивали бичей в Казахстан. Бичи попадали в настоящий концлагерь в тростниковых пампасах, удаленных на тысячи километров от жилья. Они изготовляли из тростника строительные блоки. Затем появились рабы на чабанских стоянках Северного Кавказа, на хлопковых плантациях Узбекистана и Туркмении. Конец 80-х гг. - рабский труд применяется на выращивании наркотиков. Сегодня использование рабского труда становится массовым. По данным красноярских социологов, ежегодно только из Восточной Сибири похищатся несколько тысяч человек. Появляются новые отрасли: рабыни-проститутки, рабы-доноры для трансплантации органов. Невольничьи поселения сегодня называют семейными фермами. Постороннему вход туда заказан. А коррумпированные местные власти определяют их как возврат к исконным национальным традициям.

Московские новости. 1991. № 42. С. 15.

Специалисты выделяют шесть видов институционального группового рабства:

1. Женское рабство: из числа завоеванных иноплеменников в живых оставляли только женщин, используя их в качестве жен, наложниц, прислуги.

2. Домашнее рабство: покоренных иноплеменников держали в качестве младших членов семьи.

3. Ремесленное рабство: из покоренного племени отбирали только квалифицированных людей, используя их в качестве рабов-ремесленников, привозивших товары для рынка и тем самым доставлявших хозяину прибыль.

4. Рабство-солдатчина - из покоренного племени отбирали здоровых, умелых, воинственных мужчин, превращая их в <пушечное мясо>.

5. Административное рабство - специально обученный контингент рабов использовался в качестве управляющих имениями.

6. Аграрное рабство: подневольный труд на латифундиях и плантациях. Иначе оно называлось крепостничеством1.

Крепостничество трактуют двояко: 1) как разновидность рабства, 2) как специфический, более мягкий тип рабства.

Крепостничество, или крепостное право, - это форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права. Здесь крепостное право отменено в ходе буржуазных реформ конца XVIII-XIX в. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497 г., указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением 1649 г. В XVIII-XIX вв. все несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Крепостное право было отменено в 1861 г.

Хотя понятия рабства и крепостничества похожи, раб и крепостной не одно и то же. Крепостной (serf) обладает не только обязанностями, но и правами. В отличие от них рабы, в частности в Риме, были лишены всех прав. В других странах наделение рабов правами зависело от желания рабовладельца, а права крепостного устанавливались законом. Крепостной владел собственностью, мог жениться и завести семью. Так формировалась наследственная страта крепостных.

Рабство означало принудительный труд в любой сфере экономики, а крепостничество - только в сфере сельского хозяйства. Крепостной - подчиненный кому-то крестьянин. Раб - личная собственность господина. Он - чаще всего иностранец. Крепостной - из местных. Рабовладелец мог продать своего раба, но европейский феодал, по мнению Е.Бергеля, не мог продать крепостного. Как правило, он продавал землю вместе с крестьянами, если, конечно, разорялся.

Теоретически крепостничество - менее мучительная форма зависимости. Но так было не всегда. Судьба раба зависела от субъективного расположения к нему господина. Последний, по желанию, мог облегчить положение раба. Но феодал не мог облегчить положение своих крестьян, поскольку оно регулировалось общим для всех законодательством. Таким образом, рабство - система личных отношений, а крепостничество - юридических. Те и другие строились на отношениях зависимости.

Статус крепостного предписывается, наследуется от родителей и передается детям. Крепостные составляли самостоятельную страту. Сменялись династии королей и роды феодалов, завоевывались и отвоевывались страны, но положение крепостного не изменялось. Он оставался крепостным, как и земля, с которой он был связан.

Как и рабство, кастовый строй характеризует закрытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Так, у народа Фульбе в Западной Африке выделяются группы-касты мастеров по металлу, по дереву, горшечников, кожевников, ткачей и мастеров <словесного и музыкального ремесла> - гриотов1. Таким образом, термин <кастовая система> применим не только к Индии, являющей классический пример кастового общества, но и к другим странам, где существуют иерархически ранжированные группы людей.

Между историками нет единства во мнении о том, на основе какой стратификационной системы возникла кастовая стратификация. Одни полагают, что касты возникли на развалинах рабовладельческого строя в первые века новой эры. Другие утверждают, что кастовая система Индии - всего лишь модификация более ранней сословной системы, возникшей в этой стране. Если быть точным, полагает Е.Бергель, то в Индии, кастовая система возникла уже после того, как здесь появилась сословная система. Четыре главные касты соответствуют четырем сословиям. Кастовая система сформировалась после завоевания Пенджаба, когда индо-арианцы не смогли защитить южную Индию.

Первая сословная система возникла в конце неолитического и в начале железного века. По своей структуре она напоминала кастовую с четырьмя варнами: аристократия, священники, простые люди, зависимые. Этот костяк оставался долгое время неизменным, хотя к нему то и дело добавлялись новые страты, в то же время исчезали старые, например рабство. Неизмененной сохранялась троичная система наследуемых страт: привилегированные, простые и непривилегированные люди. Изменялся круг прав и обязанностей каждой страты. Подобные системы устанавливались силой, но и изменялись они также силой.

Термин <каста> позаимствован из португальского и испанского языков, где он обозначает <расу>, <имидж> и <потомство>. Впервые этот термин использовал португальский путешественник в ХVI в., наблюдавший обычаи индийского общества. В самой Индии используется другое слово - <джати> (jati), обозначающее <расу> или любую другую группу, связанную кровными узами и единством происхождения1.

В современной социологической литературе касты трактуются следующим образом.

Каста - группа людей, имеющих особый социальный ранг, характеризуемых общим происхождением, браком и профессией. Распространенная в Индии, кастовая система берет начало в античности. Каждая каста имеет собственные обычаи, которые диктуют выполнение профессиональных обязанностей, питание, одежду и социальные контакты с представителями других каст.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Каста представляет собой наименьшую эндогамную социальную общность местного населения. Представители каждой касты женятся и выходят замуж только за <своих>. Согласно этой традиции, сексуальные связи женщины с представителями низшей касты караются изгнанием из касты, а половые связи мужчины - снижением социального ранга.

Касты можно рассматривать как экстремальную форму сословной системы, полагает Хагопьян1. Каста - это малая группа, имеющая собственное имя, характеризующаяся эндогамией, наследуемым членством, специфическим стилем жизни, который чаще всего подразумевает неукоризненное соблюдение традиций определенного вида занятий2.

Система каст - это на самом деле разветвленная и очень сложная иерархия, образованная сотнями каст, точнее подкаст, в которой только главные касты сохраняют в течение столетий свой статус, а все другие, называемые региональными, могут с течением времени несколько смещаться относительно друг друга. В Индии насчитывается около 3000 каст и более 25000 субкаст, численность которых может варьироваться от нескольких сот человек до нескольких миллионов.

По традиции 3000 каст, или джати, группируются в четыре основные варны (на санскрите слово <варна> обозначает <цвет>):

? брахманы (священники),

? кшатрии (воины),

? вайшьи (купцы),

? шудры (рабочие и крестьяне).

Таким образом, на вершине пирамиды расположены брахманы (священники и ученые), за ними идут кшатрии (воины и правители), вайшьи (купцы и фермеры), шудры (ремесленники, рабочие, слуги и рабы). Представители каждой варны, или класса, считаются ритуально загрязненными. Каждая каста соблюдает очистительные ритуалы, совершаемые в случае нарушения профессиональных, пищевых или социальных табу.

Те, кто загрязнен благодаря своему занятию в наибольшей степени, находится ниже последней варны и называется <неприкасаемыми> (современные названия: Harijans, или). Поэтому неприкасаемые стоят в системе стратификации на особом месте - они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В Индии в 1991 г. численность касты неприкасаемых равнялась 55,3 млн человек.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой.

Касты возникли в то время, когда не было городов или они только зарождались. Члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, отправляют ритуальные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые погребению) в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом.

Касту в течение многих веков определяла прежде всего профессия. Она переходила от отца к сыну, не меняясь на протяжении жизни десятков поколений. Из века в век земледельческие касты обрабатывали землю и снабжали общину зерном; скотоводческие касты разводили скот и обеспечивали всех молочными продуктами; ремесленные касты изготовляли в обмен на продукты утварь, одежду, украшения; члены низших каст убирали деревенские улицы и дома, вывозили трупы животных, обдирали их и изготовляли обувь, стирали на всех и стригли всех; члены самых высоких каст были жрецами, учителями, руководителями духовной жизни, бдительно следившими за соблюдением всех кастовых предписаний.

Каждый ремесленник, как и брахман, обслуживал только определенный круг семей. Если эти семьи принадлежали к высоким кастам, то ремесленник считался членом более высокой подкасты - группы внутри своей касты. И наоборот. Незримая нить связывала семьи обслуживаемых с семьями обслуживающих. Ни та, ни другая сторона не могла беспричинно порвать ее и вступить в деловые отношения с другими семьями. Если такое случалось, то сразу же вмешивался кастовый панчаят - выборное правление касты - и привлекал виновных к самой строгой ответственности. Панчаят, элемент формальной организации, служит отличительной чертой кастовой системы. В сословной системе только высшие страты имеют эффективную формальную организацию, у низших сословий она практически отсутствует. Напротив, в кастовой системе каждая каста имеет свой административный орган управления. Если в сословной системе стратификации хорошо организованы лишь высшие сословия, то в кастовой это можно сказать буквально обо всех стратах.

Связывая людей сотнями нерасторжимых уз, каста превращалась в замкнутый социальный организм, который мало изменялся в течение столетий. Кастовый строй придавал обществу незыблемость и социальную гармонию, упорядоченность и смысл жизни. Будучи членом определенной касты, индиец обладает рядом неотъемлемых прав, в том числе правом на поддержку со стороны всей касты, на ее участие в семейных праздниках и событиях1.

Загрязнение и очищение - ключевые понятия в кастовой системе. Оба понятия базируются на вере индусов в то, что каждая каста может сохранить свой статус только при условии жесткого регулирования контактов с представителями других каст или объектами, которые могут быть нечистыми в ритуальном смысле. Как полагает М. Хагопьян, понятие чистоты и оскверненности наиболее ярко отличает кастовую систему Индии от сословной системы Западной Европы2.

Представление о телесной и пищевой чистоте появилось еще в ранней санскритской литературе. В ранних брахманских циклах уделялось большое внимание физической гигиене и пищевым ограничениям. Чистота и ограничения позволяли достичь высоких духовных целей и самопознания. Они являлись обязательным моментом переселения души (transmigration, реинкарнация). В дополнение к тому позже появился запрет убивать животных, первым среди которых была корова, если это не делается со священными целями, но предпринимается ради продажи.

Индуистская доктрина кармы и реинкарнации устанавливает серию уровней чистоты сверху вниз от высшей касты браминов через низшую касту шудр до внекастовой страты неприкасаемых. Таков религиозный фундамент крайне ограниченной социальной мобильности, резко отличающей кастовую систему от сословной: отдельному индивиду практически невозможно подняться сверху вниз.

Кастовая чистота должна соблюдаться потому, что некоторые профессии связаны с нарушением священных табу, в частности, кожевники и сапожники, использующие кожу убитых коров для целей продажи, а также воины и охотники, участвующие в убийстве людей или животных.

Что воспрепятствовало возникновению кастовой системы в Европе? Прежде всего христианское учение о равенстве всех людей перед Богом. Кроме него немалое значение имели два других фактора: достижимость высших статусов и практика целибата (безбрачия), существующая среди высшего сословия - священников, позволившая им сохраниться в качестве носителей высокой культуры и быть недоступной для новобранцев на манер касты1.

Формой стратификации, предшествующей классовой, являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по ХIV в., люди разделялись на сословия.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Термин estate (`etat) официально употреблялся в дореволюционной Франции, обозначая высшую страту. Сходная ситуация сложилась в других странах Европы. В Британии с конца XVIII в. в ходу был термин order.

В появлении сословий огромную роль сыграли опять же завоевания, начавшиеся еще в неолитическую эпоху - эпоху, когда было изобретено колесо. Мирные землевладельцы оказались беззащитными перед неожиданно нагрянувшей на них хорошо вооруженной конницей кочевников. Кочевники-завоеватели постепенно оседали на покоренных землях и превращались в высшее сословие, управлявшее закрепощенными земледельцами.

Со временем на этих территориях возникли четыре страты: короли и высшая аристократия; низшее дворянство и военные генералы; священники; простые люди. Статус священника мог быть, а мог и не быть наследуемым. Экономической опорой групповой стратификации выступала собственность на землю, которая зависела от статуса владельца, но не наоборот. Размер владения зависел от места той или иной страты в военной иерархии. Крупными землевладельцами становились лишь те, кто являлся крупными военачальниками. Солдаты превращались в мелких независимых землевладельцев.

В нижней части социальной лестницы располагались беззащитные крестьяне. Их статус, как и статус илотов в Спарте, зависел от того, как они относились к завоевателям. В истории рабами становились целые племена, на которых возлагались те или иные трудовые повинности, например, заготавливать лес для кораблей. Захватчики тянулись к земле как неиссякаемому источнику доходов, но никто из них не желал трудиться на ней. Покоренные земледельческие племена часто лишались всех прав и становились рабами, но иногда они сохраняли часть прав и превращались в крепостных-сервов. В эпоху Каролингов колоны были свободными в том смысле, что могли жениться и владеть частью имущества, но не имели права покидать землю. В их обязанности входили полевые и ручные работы. В первом случае они три дня в неделю трудились на феодала, во втором - занимались иными работами: строительством, разгрузкой, транспортировкой, сбором плодов. По мере развития общества сложился круг постоянных работ, за выполнением которых закреплялось зависимое население. Строительство (жилые дома, замки, фортификация, дороги), домашние работы, ремесла приобрели разный статус и постепенно стали наследственными. Разделение общественного труда завершилось появлением различных страт.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже ХIV-ХV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в Х-ХIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, допускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась и в современной Англии.

В своем классическом трехчастном виде сословная система в Западной Европе оформилась приблизительно около тысячного года. Христианское общество описывалось по тройной схеме: священники, воины, крестьяне. Трехчастная схема символизировала триединство божественной сущности и основанную на ней социальную гармонию. С одной стороны, она была призвана закрепить подчиненность трудящихся двум другим классам, с другой - делала воинов защитниками церкви и религии, подчиняя их тем самым священникам. В позднее средневековье во Франции эта схема ляжет в основу деления на духовенство, дворянство и третье сословие.

Со второй половины XII в. трехчастная схема общества разрушается и уступает место более сложной и гибкой схеме. Трехчастное общество сменяется обществом, т.е. категорий, определяемых по социально-профессиональному положению. Их число могло варьироваться. Гонорий Августодунский сравнивал общество с церковью, колоннами которой служат епископы, витражами - магистры, сводом - князья, черепичной крышей - рыцари, вымощенным полом - народ, поддерживающий и питающий своим трудом весь христианский мир.

В XIII в. саксонский популярный проповедник-францисканец Конрад отождествлял алтарь с Христом, башни - с папой и епископами, хоры - с ириками, неф - с мирянами. Тогда же Бертольд Регенсбургский различал 10 социальных классов, соответствующих 10 чинам ангельским. Немецкий сборник проповедей, составленный около 1220 г., перечисляет 28: 1) папа; 2) кардиналы; 3) патриархи; 4) епископы; 5) прелаты; 6) монахи; 7) крестоносцы; 8) послушники; 9) странствующие монахи; 10) секулярные священники; II) юристы и медики; 12) студенты; 13) странствующие студенты; 14) монахини; 15) император; 16) король; 17) князья и графы; 18) рыцари; 19) дворяне; 20) оруженосцы; 21) бюргеры; 22) купцы; 23) розничные торговцы; 24) герольды; 25) крестьяне послушные; 26) крестьяне мятежные; 27) женщины 28) братья-проповедники. По существу, это были две параллельные иерархии клириков и мирян, возглавляемые соответственно папой и императором1.

Картина расположенных друг над другом вытесняется изображением, идущих друг за другом. Разрушение трехчастной схемы общества было связано с расцветом городов в XI-XIII вв., который, как мы убедились, в свою очередь следует рассматривать в контексте роста общественного разделения труда. Трехчастная система дала трещину одновременно с системой <семи свободных искусств> тогда же, когда были наведены мосты между дисциплинами гуманитарными и техническими. Городская стройка была перекрестком, где разрушалось трехчастное общество и где вырабатывался новый его образ.

Завершением признания было включение их в практику исповеди и покаяния. Учебники для исповедников XIII в., определяя грехи и спорные случаи, стали в конце концов каталогизировать грехи по социальным классам. Каждому отводились собственные грехи и пороки. Моральная и духовная жизнь социализировалась по законам общества.

Иоанн из Фрейбурга в книге <Исповедальное> распределяет грехи по 14 pyбрикам-; 1) епископы и прелаты; 2) клирики и владельцы бенефициев; 3) священники приходские, викарии и исповедники; 4) монахи; 5) судьи; 6) адвокаты и прокуроры; 7) медики; 8) доктора и магистры; 9) князья и прочие дворяне; 10) супруги; 11) купцы и буржуа; 12) ремесленники и работники; 13) крестьяне; 14) <пахари> ().

Сословная система просуществовала более 5000 лет. Специалисты перечисляют огромное количество ее модификаций. Она была в каждой стране, достигшей высокого уровня цивилизации. Вплоть до XVIII века не было другой системы, способной бросить вызов сословной. По мере того как новая система набирала силу, старая, сословная, система быстро сходила на нет. За короткий срок - всего за 150 лет - она почти везде исчезла.

В эволюции сословной системы специалисты, в частности Е.Бергель2, выделяют несколько исторических этапов. Великое переселение народов началось во II в. н.э. Этой датой обозначается первый период развития сословной системыв Европе. Переселение народов послужило причиной дезурбанизации Римской империи. Второй период отмечен господством франков, третий - становлением феодализма, а четвертый знаменует современную эпоху. Так, нынешняя Англия представляет собой смесь сословной и кастовой систем. С исчезновением всех форм крепостничества нижняя часть сословной иерархии стала разрушаться. В результате верхние этажи системы стратификации в Англии представлены сословиями, а нижние - классами, одна ее часть отражает прошлое, а другая - настоящее. Но строго говоря, осталось лишь одно сословие - аристократия, которая стратифицируется согласно титулам. Его общая численность - около 800 семей, главы которых являются членами Палаты лордов. В 1950 г. это 26 герцогов, 38 маркизов, 138 графов, 99 виконтов, 453 барона. Титулы наследуемы, но ими владеют только главы семейств.

Британская аристократия считается относительно молодой. Только 2% аристократов восходят своими корнями к 1485 г., 6% - к 1689 г., более половины - к 1906 г. В свое время война Красной и Белой Розы разрушила старые фамилии. Иначе говоря, возраст этой структуры около тысячи лет, хотя состав ее все время менялся.

Низшее дворянство Англии включает два ранга: баронетов и рыцарей. Оба ранга имеют один общий титул - сэр. Но баронетство наследуемо, а титул рыцаря умирает вместе с его обладателем. Иных привилегий у носителей этих титулов нет. Термин <джентри> обозначает мелкопоместное дворянство. Ниже находятся простые люди, не обладающие никакими групповыми привилегиями, равные перед законом. Из них формируется классовая система стратификации британского общества.

Сословия могут быть открыты для рекрутов из низших страт, а могут практиковать эндогамию и исключительность, принимая определенные черты кастовой системы. Для тех одиночек, кто смог добраться из низов до вершин общества, обязательным вступительным взносом служит принятие на себя сословного стиля жизни - <дворянского> во Франции и <джентльменского> в Англии. Должно пройти немало времени, в течение которого индивид обязан соблюдать все правила этикета и быть принятым в число <своих> прежде, чем ему позволят некоторые вольности в поведении.

Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. А в феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию - дворянству.

Титулы - установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового положения их обладателей, кратко определявшие правовой статус. В России в ХIХ в. существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосходительство, светлость и др. Мундиры - официальная форменная одежда, соответствовавшая титулам и визуально выражавшая их. Ордена - вещественные знаки отличия, почетные награды, дополнявшие титулы и мундиры. Орденское звание (<кавалер ордена>) представляло собой частный случай титула, особое орденское одеяние - частный случай мундира, а собственно орденский знак - обычное дополнение любой форменной одежды.

В Европе и в России титулом могли владеть только дворяне, представители благородного сословия. Дворянство могло быть поместным и служилым. То и другое являлось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии.

Верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворянство, т.е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжеские и иные родовые титулы. В Европе они обозначали разные степени вассальной зависимости. До ХVIII в. в России существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом княжения (государственного управления) на определенной территории. При Петре I впервые введены родовые титулы западных государств: граф и барон.

Князья и графы могли быть: 1) владетельными (действительными), имеющими земельный участок, 2) титулярными, не обладающими земельным владением. В России графских родов в конце ХIХ в. насчитывалось 310, баронских - 240, княжеских - 250 (из них 40 вели родословную от потомков Рюрика и Гедимина). Родовые титулы были пожалованными и полученными по наследству. Высшей степенью княжеского титула был титул великого князя, который мог принадлежать лишь членам императорской фамилии. Великий князь - наследник престола (обычно старший сын императора) имел еще титул <цесаревич>. Император обладал общим титулом <ваше императорское величество>, а наследник и прочие великие князья - <ваше императорское высочество>. В 1914 г. императорская фамилия насчитывала более 60 человек1.

Дворянское звание, или титул, оформлялось в виде родословной, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в сознании постепенно формировалось чувство преемственности поколений, гордость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие <дворянской чести>, важной составляющей которой являлось уважение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Общая численность дворян и чиновников (с членами семей) равнялась в середине ХIХ в. одному миллиону.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин - ранг каждого государственного служащего (военного, штатского или придворного). До Петра I понятие <чин> обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. 24 января 1722 г. Петром I в России введена новая система титулов, правовой основой для которой послужила <Табель о рангах>. С тех пор <чин> получил более узкое значение, относящееся только к государственной службе. <Табель> предусматривала три основных рода службы: воинскую, штатскую и придворную. Каждая делилась на 14 рангов, или классов.

К государственному правлению в России, как и во всех других странах, допускалось только благородное сословие. Считалось, что управлять государством должны люди образованные, честные и опытные. Руководящий опыт дворянин приобретал во время управления своим поместьем, а честность являлась наследуемой чертой. Ему несложно было переключиться впоследствии на управление государственными делами.

Государственная служба строилась на принципе, согласно которому служащий должен был пройти всю иерархию снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. В каждом классе надо было прослужить известный минимум лет (в низших 3-4 года). Высших должностей было меньше, чем низших. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование <чиновник>.

В сословной иерархии России очень сложно переплетались достигаемый и предписываемый (прирожденный) статусы. Наличие родословной указывало на предписываемый, а ее отсутствие - на достигаемый. Во втором поколении достигаемый (пожалованный) статус превращался в предписываемый (наследуемый).

В период существования Советской России (1917-1922) и СССР (1922-1991) основу теории социальной структуры составляла схема В.И. Ленина, описанная им в работе <Государство и революция> (август-сентябрь 1917 г.).

Классы - это большие группы людей, различающихся по: а) их месту в исторически определенной системе общественного производства, б) по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, в) по их роли в общественной организации труда, г) по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. Благодаря четырем критериям классов они получили название <ленинской четырехчленки>.

Поскольку работа <Государство и революция> была написана до Октябрьской революции, Ленин не мог знать, какие именно классы должны существовать при социализме. Впервые их обозначил в ноябре 1936 г. И.В.Сталин в докладе <О проекте Конституции Союза ССР>. Сталин заявил, что эксплуататорские классы ликвидированы, но остались <в корне изменившиеся рабочий класс, класс крестьян и интеллигенция>. Далее было сказано, что <расстояние между этими социальными группами сокращается>, что <падают и стираются экономические и политические противоречия между ними>1. Так на свет появилась знаменитая трехчленная формула: социалистическое общество состоит из двух дружественных классов - рабочих и крестьян и рекрутируемой из них прослойки - трудовой интеллигенции (синоним специалистов и служащих). Она получила краткое выражение как <2+1>.

Идея об интеллигенции как прослойке принадлежит, оказывается, вовсе не большевикам. В 1907 г. известный литературовед и публицист Иванов-Разумник писал: <...интеллигенция есть этически - антимещанская, социологически - внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому и умственному, общественному и личному освобождению личности>1. Русская интеллигенция в те годы действительно не числилась в списке сословий, не принадлежала она и ни к какому классу, поскольку рекрутировалась из представителей всех классов. Отсюда ее второе наименование - разночинцы. В советское время она оставалась по-прежнему разночинной, поскольку формировалась из рабочих, крестьян и собственных представителей.

Разумеется, ни о каком коренном изменении сущности социального класса, тем более сразу нескольких, за одно-два десятилетия речи быть не может. В данном случае желаемое выдавалось за действительное. Члены ликвидированных классов продолжали ощущать себя бывшими кулаками, нэпманами и даже дворянами. Спустя десятилетия их потомки возродят Дворянское общество, станут раздавать графские титулы, бороться за возвращение имен и имений своих предков, создавать монархические партии и клубы, восстанавливать родословные. А еще раньше, во время Великой Отечественной войны они десятками тысяч переходили на службу оккупантам, организовывая добровольческие армии, карательные экспедиции, фронты сопротивления.

Однако идеологическая уловка имела огромное политическое значение. Акцент на стирании всех и всяческих противоречий между классами, установка на развитие между ними дружественных отношений реализовывались на практике с завидной последовательность. Лозунги новой социальной структуры не остались лишь политической формулой, они овладели широкими массами, создававшими новую индустрию, боровшимися с неграмотностью, отстаивавшими принципы нового быта, покорявшими Антарктику. Трудовой энтузиазм, духовный подъем и осознание единства коренных интересов рабочих, крестьянства и интеллигенции позволили наращивать промышленность темпами, которых тогда не знала ни одна страна мира.

Таким образом, переход от капитализма к социализму наша страна переживала на пике социально-политического и духовного подъема. Напротив, обратный переход от социализма к капитализму в 90-е годы происходил в атмосфере всеобщей подавленности и ощущения социальной катастрофы. Обвальный спад промышленности, обнищание широких масс народа, рост преступности, падение рождаемости и рост смертности, ухудшение здоровья нации не могли интегрировать общество в единое целое. На смену однородной социальной структуре пришла социальная поляризация. Появление богатых и сверхбогатых, снижение жизненного уровня среднего класса и расширение слоя бедных не объединили, а раздробили нацию.

Оба исторических перехода наша страна совершала с одной и той же стратегической целью - ликвидировать многовековое отставание и догнать передовые страны Запада. И.В. Сталин в 1931 г. отмечал: <Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут>1. В 1991 г. российские руководители не произносили подобных фраз, но признание отставания и необходимости его ликвидировать звучало и в их выступлениях.

Новый этап в изучении социальной структуры отмечен созданием в 60-70-е годы теории развитого социализма. Социологи провели множество исследований и, как им казалось, обнаружили следующее:

? существуют внутри- и межклассовые слои, различающиеся характером труда, жизненным уровнем и образом жизни;

? межклассовые различия стираются, а внутриклассовые различия (дифференциация) возрастает;

? слои не тождественны прослойке. Слоев много, а прослойка только одна;

? во всех классах и слоях возрастает доля умственного труда и снижается доля физического.

В начале 60-х годов появился термин <рабочие-интеллигенты>. Он обозначал пограничный с интеллигентами (специалистами) слой рабочего класса, наиболее квалифицированных работников, занятых особо сложными и общественными видами труда. В разные годы в него входило от 0,5 до 1,0 млн. человек.

В росте численности и удельного веса этого слоя советские социологи видели успехи социализма, признак зарождения новых социальных общностей. К специфическим социальным группам относили военнослужащих, служителей религиозных культов и работников аппарата управления.

В концепции развитого социализма получила теоретическое обоснование двухступенчатая схема эволюции советского общества:

1)преодоление различий между классами и построение бесклассового общества произойдет в основном в исторических рамках первой фазы - социализма;

2)полное преодоление классовых различий и построение социально однородного общества завершится на второй, высшей фазе коммунизма.

В результате построения вначале бесклассового общества, а затем социально однородного общества должна сложиться принципиально новая система стратификации: на смену <антагонистической>, вертикальной системе неравенства постепенно (в течение жизни нескольких поколений) придет <горизонтальная> система социального равенства.

В конце 80-х годов среди социологов растет критическое отношение к официальной теории стратификации. Обнаруживается, что социальные различия в обществе не исчезли, напротив, они все более усиливаются. Некоторые специалисты даже утверждают, что степень неравенства при социализме выше, чем при капитализме.

Обобщая 70-летний опыт строительства социализма, известный советский социолог Т.И. Заславская в 1991 г. обнаружила в его социальной системе три группы: высший класс, низший класс и разделяющую их прослойку. Основу высшего составила номенклатура, объединяющая высшие слои партийной, военной, государственной и хозяйственной бюрократии. Низший класс образуют наемные работники государства: рабочие, крестьяне, интеллигенция. Социальную прослойку между ними составили те социальные группы, которые обслуживали номенклатуру: руководители, журналисты, пропагандисты, преподаватели, медперсонал спецполиклиник, водители персональных автомашин и другие категории обслуги элиты.

Таким образом, советское общество никогда не было социально однородным, в нем всегда существовала социальная стратификация, представляющая собой иерархически упорядоченное неравенство. Социальные группы формировали подобие пирамиды, в которой слои различались объемом власти, престижа, богатства.

Поскольку отсутствовала частная собственность, то не было экономической базы для возникновения классов в западном понимании. Общество являлось не открытым, а закрытым, наподобие сословно-кастового. Сословий в привычном смысле в советском обществе не было, поскольку не было правового закрепления социального статуса.

Вместе с тем в советском обществе реально существовали классоподобные и сословноподобные группы. Рассмотрим, почему это было так.

Правильнее Россию относить к смешанному типу стратификации. Правда, в отличие от Англии и Японии, сословные пережитки не существовали в советский период как живая и высокочтимая традиция, они не добавились к классовой структуре, ее не было, никакой исторической преемственности не существовало.

Хотя сословный строй был подорван капитализмом, а зарождающиеся классы добиты большевиками, те и другие были уничтожены окончательно. В модифицированном виде остатки той и другой системы стратификации возродились в новом обществе, которое, по замыслу, должно быть лишено всякой стратификации, всякого неравенства. В России возник новый уникальный тип смешанной стратификации.

Но вот в конце 80-х годов Россия повернула к рыночным отношениям, демократии и классовому обществу по западному типу. В течение пяти лет сформировался высший класс собственников, составляющий около 3% всего населения, и образовались социальные низы общества, уровень жизни которых находится за чертой бедности. Они составляли в 1991-1992 гг. около 70% населения. А середину социальной пирамиды пока никто еще не занимает.

По мере повышения жизненного уровня населения средняя часть пирамиды станет пополняться все большим числом представителей не только интеллигенции, но всех слоев общества, ориентированных на бизнес, профессиональный труд и карьеру. Из нее родится средний класс России. Но пока его нет.

А что есть? Есть все та же номенклатура, которая к началу экономических реформ успела занять ключевые посты в экономике и политике. Приватизация пришлась как нельзя кстати. По существу, номенклатура лишь легализовала свою функцию реального распорядителя и собственника средств производства.

Два других источника пополнения высшего класса - дельцы теневой экономики и научно-инженерная прослойка интеллигенции. Первые являлись фактически пионерами частного предпринимательства в период, когда занятие им преследовалось законом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: