Вычисляются:
Проверка однородности дисперсий внутри комплексов по критерию Ливена
1. Суммы квадратов (SS);
2. число степеней свободы (df)
3. средние квадраты (MS)
4. F-отношение
5. р - уровни значимости
Параметрическим аналогом ANOVA являются такие многомерные методы как множественный регрессионный анализ и дискриминантный анализ. Отличие модели множественного регрессионного анализа в том, что все переменные – и зависимая и независимые представлены в метрической шкале. В модели дискриминантного анализа – зависимая переменная является классифицирующей (номинативной), а независимые переменные метрическими.
Непараметрическими аналогами ANOVA являются критерии Крускала-Уоллиса и χr2-Фридмана.
Задания для самостоятельной работы
№ 11.1. Для четырех испытуемых проведено четыре независимых теста, результаты тестирования (в баллах) представлены в таблице. Установить на уровне статистической значимости р=0,05, что: а) между результатами тестирования совокупности испытуемых нет различия от типа текста; б) результаты тестирования совокупности испытуемых не зависят от индивидуальности испытуемого.
|
|
Участники испытания | тесты | ||
I | II | III | |
№ 11.2. От учеников шестого – одиннадцатого классов получены оценки по тесту «числовые ряды».
классы | |||||
13,5 | |||||
9,5 | 18,5 | 19,5 | 19,5 | 18,5 | |
12,0 | 18,5 | 23,5 | 18,5 | ||
14,0 | 13,5 | 14,5 | 16,5 | 16,5 | |
12,0 | 17,5 | 19,5 | |||
18,5 | |||||
14,5 | 14,5 | 18,5 | |||
15,5 | 19,5 | 21,5 | |||
18,5 | 17,5 | 19,5 | |||
16,5 | 15,5 | 16,5 | |||
14,5 | 17,5 | 20,5 | |||
14,5 | 11,5 | 16,5 | 19,5 | 20,5 | 17,5 |
16,5 | 11,5 | 22,5 | |||
18,5 | 14,5 | 13,5 | 15,5 | 21,5 | |
10,5 | 13,5 | ||||
15,5 | 16,5 | 13,5 | 17,5 | ||
20,5 | 10,5 | ||||
16,5 | 13,5 | ||||
16,5 | 18,5 | 16,5 | |||
12,5 | 13,5 | 14,5 | 20,5 | 19,5 | |
12,5 | 21,5 | ||||
22,5 | |||||
22,5 | 20,5 | 17,5 | 20,5 | ||
11,5 | 16,5 | 20,5 | 16,5 | ||
14,5 | 18,5 | 16,5 | |||
Определить: А) изменяется ли дисперсия оценок при переходе от младших классов к старшим, то есть определить однородность дисперсий.
Б) влияет ли уровень образования (и возраста) школьников 6-11 классов на результаты по тесту «числовые ряды».
№ 11.3. Три различные группы из шести испытуемых получили списки из 10 слов. Первой группе слова предъявлялись с низкой скоростью – 1 слово в 5 секунд, второй группе со средней скоростью – 1 слово в 2 секунды, и третьей группе с большой скоростью – 1 слово в секунду (Сидоренко Е.В, 2003). Зависит ли воспроизведение слов от скорости их предъявления?
|
|