Этап макета воздушного судна

Этап макета ВС, как правило, проводится в конце эскизного проектирования, когда определены внешний облик и характеристики летательного аппарата, проработаны структуры и расположение основных систем, конкретизированы перечни комплектующих изделий, осуществлены компоновки пассажирской, пилотской, грузовой кабин [56]. Цель этапа – оценить полноту учета требований сертификационного базиса и степень их реализации в конструкции и характеристиках создаваемого ВС.

Это очень ответственный этап сертификации, который чаще всего является первым публичным представлением ВС. С него начинается взаимодействие Разработчика с Сертификационными центрами и экспертами, а по сути, и сама сертификация. При успешном проведении этапа принимается решение о постройке ВС.

Макет воздушного судна выполняется из дерева, в натуральную величину. При необходимости изготовляют также натурные образцы оригинальных элементов конструкции ВС. Макет должен давать достаточно полное представление о внешней конфигурации, компоновках пассажирских салонов, грузовых, багажных отсеков, кабины экипажа, размещении оборудования, доступе к блокам аппаратуры и коммуникациям, размещении эксплуатационных люков и разъемов, аварийном покидании и других свойствах ВС.

Макетируются двигатели (двигатель), воздушные винты, различные элементы оборудования. Систему управления изготовляют действующей. Полностью натуральным является остекление кабины пилотов. Повторяются сложные формы поверхностей фюзеляжа, крыла, оперения. Имеется вход вовнутрь фюзеляжа, где разноцветными линиями показаны трубопроводы гидравлической, воздушной, топливной систем, провода электросистемы. Бобышками обозначено размещение различных элементов этих систем. Фюзеляж опирается на настоящие стойки шасси. Высокое качество макета самолета Ан-10 видно на фотографии, которая приведена в статье [31].

Проведение работ на этапе макета ВС вместе с его компонентами организует Заявитель.

Рассмотрим случай, когда в Украине создается тип ВС транспортной категории. До начала этапа макета ВС Заявитель заблаговременно в письменной форме уведомляет АР МАК, ГАСУ, Сертификационные центры и другие организации, которые будут участвовать в работах на указанном этапе, о своей готовности провести его.

Уведомление должно быть завизировано службой сертификации и Независимой инспекцией в организации Заявителя.

К уведомлению Заявитель прилагает:

– Сертификационный базис ВС, утвержденный АР МАК и ГАСУ;

– проект «Таблицы соответствия ВС требованиям сертификационного базиса», согласованный Независимой инспекцией в своей организации. Проект должен содержать дополнительную графу, в которой по каждому пункту сертификационного базиса Заявитель указывает организации, принимающие участие в соответствующих сертификационных работах;

– проект плана сертификационных работ по ВС, его компонентам первого класса и комплектующим изделиям, который должен содержать сроки поступления перечисленных объектов на испытания, виды проверок и испытаний, сроки завершения работ и сертификации;

– проекты планов испытаний, проверок и сертификации основных функциональных систем ВС;

– перечень комплектующих изделий, предназначенных для установки на ВС и его компоненты первого класса, с классификацией этих изде лий по категориям А и Б, а также перечень КИ, произведенных за пределами стран СНГ.

Выполнение каждого приложения имеет высокую трудоемкость, которую позволяет уменьшить применение информационных технологий.

Работы на этапе макета проводит макетная комиссия, состав которой предлагает Заявитель, а утверждают АР МАК и ГАСУ. Комиссия проводит работы в соответствии с «Положением по этапу макета ВС», которое разрабатывает Заявитель. «Положение» определяет объем макетирования ВС и его компонентов, перечень предъявляемой документации, порядок и методы работ на этапе, структуру протокола макетной комиссии.

«Положение по этапу макета ВС» утверждают АР МАК и ГАСУ.

В состав макетной комиссии входят специалисты АР МАК, ГАСУ, Сертификационных центров, эксперты-аудиторы различных специализаций, а также представители Независимой инспекции в организации Заявителя. От последней в состав комиссии входят Главный конструктор ВС, руководитель отдела сертификации и ведущий летчик-испытатель.

Эксперты группируются по секциям, в которых исследуются соответствующие разделы сертификационного базиса. Для более глубокого анализа разделов СБ секции могут делиться на подсекции. В табл. 7.1 помещен возможный состав секций макетной комиссии для самолета транспортной категории [39].

Таблица 6.1

Состав секций макетной комиссии для самолета

транспортной категории

Секция 1 Полет
Секция 2 Прочность и ресурс, материалы, конструкция самолета, технология изготовления Подсекции: 1) прочность и ресурс; 2) конструкция планера; 3) материалы, технология изготовления
Секция 3 Силовая установка, топливная система и противопожарная защита
Секция 4 Системы самолета Подсекции: 1) система кондиционирования, кислородная система, противообледенительная система; 2) шасси, гидравлика, система управления
Секция 5 Пассажирская и грузовая кабины. Аварийно-спасательное оборудование
Секция 6 Эргономика кабины экипажа
Секция 7 Бортовое оборудование и авионика Подсекции: 1) радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование; 2) системы автоматического управления и БЦВМ; 3) система воздушных сигналов; 4) сигнальная информация
Секция 8 Общие требования летной годности
Секция 9 Эксплуатационная технологичность, эксплуатационно-тех-ническая документация и бортовые самописцы

Председатель ГАСУ своим приказом назначает председателем макетной комиссии представителя Госавиаслужбы Украины. Его первым заместителем является представитель АР МАК, вторым заместителем – Главный конструктор ВС. Председателями секций и подсекций назначают представителей ГАСУ и АР МАК. В состав секций «Полет» и «Эргономика кабины экипажа» должны входить летчики от ГосНИИ ГА и Заявителя.

Количество участников макетной комиссии и продолжительность ее работы зависят от категории ВС. Для воздушного судна транспортной категории количество экспертов по различным направлениям может достигать 30 – 50 человек, а продолжительность работы членов комиссии у Заявителя составляет 5 – 8 дней.

Рекомендуемый график работы комиссии приведен в учебнике [39]. Первый день начинается с пленарного заседания. Его повестка: 1) представление членов комиссии; 2) сообщение ее председателя; 3) доклад Главного конструктора воздушного судна. После перерыва – заседания секций и подсекций, которые проводятся и в последующие дни. В последний день проходит заключительноепленарное заседание с повесткой: 1) сообщения председателей секций; 2) сообщение председателя комиссии, в котором подводятся итоги ее работы.

Доклад Главного конструктора ВС обычно содержит [39]:

– введение, в котором кратко изложены: назначение ВС, занимаемая ниша на рынке авиационной техники мира и / или СНГ, концептуальные особенности ВС и связанные с ними принципы обеспечения безопасности полета и защиты окружающей среды от воздействия данного типа ВС;

– ожидаемые условия эксплуатации ВС;

– эксплуатационные особенности ВС;

– основные летно-технические и весовые характеристики с демонстрацией общего вида ВС, вариантов компоновки;

– краткое описание систем и оборудования, особенностей кабины экипажа, пассажирских салонов, аварийно-спасательных устройств;

– план-график сертификационных работ и испытаний.

В протоколах заседаний секции макетной комиссии следует отразить:

1) состав участников заседания;

2) рассмотренные материалы по тематике секции, в том числе соответствующие разделы приложений к «Уведомлению Заявителя о готовности провести этап макета»;

3) перечень рассмотренных экспонатов и документации, в том числе [39]:

– макет ВС, модели, стенды и другие натурные экспонаты;

– варианты компоновки;

– конструкторская документация;

– технологическая документация;

– планы-проспекты руководства по эксплуатации и инструкции по поддержанию летной годности;

– проект перечня особо ответственных элементов конструкции ВС, разрушение которых может привести к катастрофе;

– рабочие материалы по оценке статической и усталостной прочности, аэроупругой устойчивости и «шимми»;

– исходные данные соответствующих расчетов;

– подходы к защите конструкции ВС и его функциональных систем при нелокализованных разрушениях роторов двигателей и при взрыве пневматика в нише шасси;

4) выводы по результатам работы секции, содержащие:

– оценку достаточности представленных материалов;

– прочие оценки из номенклатуры таковых, которые предписаны для

протокола макетной комиссии (см. далее), но применительно к тематике секции;

5) предложения по организации и проведению сертификационных работ и взаимодействия с АР МАК, ГАСУ и Сертификационными центрами;

6) другие согласованные предложения и замечания.

По результатам работы макетная комиссия оформляет протокол, который должен содержать оценки:

– полноты учета требований летной годности, распространяемых на создаваемый тип ВС;

– необходимости разработки специальных технических условий;

– степени реализации требований сертификационного базиса в конструкции и характеристиках проектируемого ВС;

– проекта «Таблицы соответствия ВС требованиям сертификационного базиса» в части достаточности предлагаемых видов проверок и испытаний;

– достаточности планов сертификационных испытаний ВС и его функциональных систем;

– полноты перечня комплектующих изделий категории А, подлежащих квалификации.

Протокол должен содержать мероприятия по устранению недостатков, связанных с летной годностью ВС и его компонентов, если таковые на этапе макета выявлены.

Указанный протокол подписывают члены макетной комиссии, утверждает ее председатель, согласовывают Заявитель и Независимая инспекция в его организации, после чего документ подлежит одобрению АР МАК и ГАСУ.

Возможны случаи, когда проведение этапа макета соответствует не концу эскизного проектирования, а более позднему этапу создания образца АТ. Например, военно-транспортный самолет АН-124 после ряда изменений в составе бортового оборудования сертифицирован как гражданское ВС транспортной категории Ан-124-100. На этапе макета нужно было рассмотреть тип ВС, уже находящийся в эксплуатации.

В указанных случаях макет не строят, а макетной комиссии предъявляют материалы, отражающие фактическое состояние конструкции типа ВС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: