Примерный речевой материал для образования притяжательных прилагательных

Этапы работы Речевой материал
I этап Формы мужского и женского рода прилагательных: папин, мамин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный (мышиная), лосиный (лосиная), гусиный (гусиная), голубиный (голубиная), лебединый (лебе­диная)
II этап Лисий (лисья), коровий (коровья), бараний (баранья)
III этап Беличий (беличья), волчий (волчья), медвежий (мед­вежья), собачий (собачья), овечий (овечья), заячий (за­ячья)

Образование качественных прилагательных

При образовании качественных прилагательных на I эта­пе отрабатываются формы с продуктивным суффиксом -н-. На II этапе закрепляются формы с менее продуктивным суф­фиксом -лив-.


Глава 1 V. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

В ходе коррекционно-логопедического воздействия мо­жет быть использован следующий речевой материал (при­лагательные): сильный (сильная, сильное), жадный (жад­ная, жадное), морозный (морозная, морозное), холодный (холодная, холодное), радостный (радостная, радостное), красный (красная, красное), голодный (голодная, голодное), грязный (грязная, грязное), длинный (длинная, длинное) (I этап); дождливый (дождливая, дождливое), трусливый (трусливая, трусливое), непоседливый (непоседливая, не­поседливое), жалостливый (жалостливая, жалостливое), заботливый (заботливая, заботливое), завистливый (за­вистливая, завистливое) (II этап).

Образование относительных прилагательных

В ходе коррекционной работы выделяется несколько эта­пов с учетом продуктивности той или иной модели, а также наличия или отсутствия чередования з в у к о в в основе производного слова.

I этап — словообразовательные модели с продуктивным суффиксом -ов-/-ев- (без чередования звуков в основе про­изводного слова; с чередованием звуков в основе производ­ного слова).

II этап — словообразовательные модели с менее продук­тивным суффиксом -н- (без чередования звуков в основе про­изводного слова; с чередованием звуков в основе производ­ного слова).

III этап — словообразовательные модели с суффикса­ми -енн-, -ск-, -ян-, -ан-.

На каждом этапе формы прилагательных отрабатывают­ся в таком порядке: формы мужского рода, формы женско­го рода, формы среднего рода. Значительное внимание уде­ляется среднему роду прилагательных, в связи с поздним его усвоением в онтогенезе, а также большим количеством ошибок у дошкольников с ЗПР.


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи Примерный речевой материал

Этапы работы Речевой материал
I этап. Словообра­ Формы мужского и женского рода прилага­
зование с суффик­ тельных: шелковый (шелковая), резиновый
сами -ов/-ев без че­ (резиновая), вишневый (вишневая), меховой
редования звуков (меховая), березовый (березовая), кленовый
в корне (кленовая), рябиновый (рябиновая), пуховый
  (пуховая), малиновый (малиновая), дубовый
  (дубовая)
IIэтап.Словообра- Кирпичный (кирпичная), ватный (ватная),
зование с суффик­ зимний (зимняя), лимонный (лимонная), кар­
сом -н- без чередо­ тофельный (картофельная), грибной (гриб­
вания звуков ная), хрустальный (хрустальная)
в корне  
С чередованием Снежный (снежная), воздушный (воздуш­
звуков ная), речной (речная), бумажный (бумаж­
  ная), брусничный (брусничная), клубничный
  (клубничная)
III этап. Словооб­ Шерстяной (шерстяная), глиняный (глиня­
разование с суф­ ная), соломенный (соломенная), матросский
фиксами -енн-, (матросская), кожаный (кожаная), масля­
-ск-, •ан-, -ян- ный (масляная), утренний (утренняя)

Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления словообразования прилагательных от существительных Речевой материал для каждой игры подбирается с уче­том этапа работы, а также наличия или отсутствия чередо­вания звуков в основе производного слова.

а) Игра «Угадай, кто хозяин». (Образование притяжательных прилагательных.)

Дидактический материал — картинки (например, сумка мамы; платок бабушки; рога лося; хвост лисы; рог коровы;

лапа тигра; мордочка белки; нос собаки; уши зайца; ухо медведя и т. д.).

Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

б) Игра «Найди ошибки Незнайки». (Образо­вание качественных прилагательных.)

Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложе­ния, но допустил ошибки. Послушай внимательно предло­жения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).

в) Лото «Назови предмет». (Образование относи­тельных прилагательных.)

Дидактический материал — картинки и словосочетания (например, халат из шелка; лодка из резины; гвоздь из же­леза; ложка из дерева; одеяло из пуха; дом из снега; стена из кирпича; крыша из соломы; стакан из хрусталя; кув­шин из глины; ведро из железа и т. д.).

У ребенка находятся картинки с изображением различ­ных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (напри­мер, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой.

г)Игра «Деревья».

Дидактический материал — картинки (например, лист дуба — дубовый лист; лист осины; лист березы; лист кле­на; лист липы; лист яблони; лист рябины; лист вишни;

шишка сосны; иголка ели и т.д.).

словообразование глаголов

Образование возвратных глаголов

Работа над возвратными глаголами начинается с закреп­ления их понимания в импрессивной речи. С этой целью используется игра «Чем отличаются слова?».

Логопед просит ребенка внимательно посмотреть на кар­тинки и показать на картинках, кто умывает, а кто умыва­ется; кто прячет, а кто прячется (обувает — обувается;


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

купает — купается; качает — качается; вытирает — вы­тирается и т. д.).

После завершения игры логопед делает вывод, что слова умывается, обувается, купается, качается, прячется, вы­тирается и т. д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

После уточнения понимания возвратных глаголов в им­прессивной речи проводится формирование правильного употребления возвратных глаголов в экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по картинкам, а затем составить с возвратными глаголами пред­ложения.

Образование и дифференциация глаголов совершенного и несо­вершенного вида

В работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить 2 этапа:

I этап — образование глаголов с помощью приставок;

II этап — образование глаголов с помощью суффиксов. Для закрепления понимания данных глаголов предлага­лось: показать картинку, которую называет логопед; выб­рать картинку по заданию логопеда.

Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов совершенного и несовершенного вида

а) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью при­ставок).

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки. За­тем логопед задает вопрос, а ребенок отвечает. Например:

Что делает мальчик? — Мальчик пишет. Что сделает мальчик? — Мальчик напишет и т. д.

Примерный речевой материал: пишетнапишет; кра­сит — закрасит; ставит — поставит; несет — принесет;

видит — увидит; думает — придумает и т. д.

б) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью суф­фиксов).


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и за­дает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал маль­чик? — Мальчик писал. Что сделал мальчик? — Мальчик написал и т. д.

Примерный речевой материал: умывается — умылся;

одевается — оделся; решает — решил; прыгает — прыг­нул и т. д.).

образование И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРИСТАВОЧНЫХ ГЛАГОЛОВ (ПРИСТАВКИ: В; ВЫ-, ПРИ-, ОТ-, У; ПЕРЕ-)

Последовательность работы над приставками определя­ется временем их появления в онтогенезе.

Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану:

1) усвоение значения приставки (выделение общего эле­мента в глаголах с одной приставкой и разными корня­ми (например, влетел, внес, вбежал);

2) сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например, влетел — вылетел);

3) усвоение соотношения приставки и соответствующей предлога (например, вылетает из клетки [вы — из] влетает в клетку [в — в});

4) дифференциация приставок с разным значением.

С целью уточнения понимания приставок в импрессив^ ной речи рекомендуются задания: показ картинки по зада^ нию логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу; отойди от стола).

Для закрепления правильного употребления приставочных гл лов в самостоятельной речи используются следующие виды

ражнений:

а) Образовать от данных слов однокоренные слова с по­мощью приставок (с опорой на картинки), например, с по­мощью приставок в-, вы-, при-, от", у-, пере- образовать од­нокоренные слова от глагола нести и т. д.


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

б) Исправить словосочетание с неправильным приставоч­ным глаголом, например, (улетел к клетке; пришла в ма­газина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает от дерева и т. д.).

в) Составить предложение с приставочным глаголом.

методика РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА И ПРОИЗВОДИТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ

Система словообразовательных моделей языка усваива­ется на основе выделения словообразовательных аффиксов, соотнесения их со значением, следствием чего является ов­ладение словообразовательной моделью — типом и словооб­разование по аналогии. Формирование моделей словообразования и уточнение значений аффиксов осуществляется: а) через сравнение слов с одинаковым аф­фиксом, что дает возможность выделить общее значение, присущее данному аффиксу; б) через сравнение родствен­ных слов, что позволяет дифференцировать значение слово-образующих аффиксов.

В связи с этим, развитие умения определять род­ственные слова и производить морфологи­ческий анализ слов является необходимым условием дифференциации словообразовательных моделей, формиро­вания морфологических обобщений. Работа над родствен­ными словами способствует подготовке к школьному обуче­нию и овладению грамотой детьми с ЗПР.

Дети уже в дошкольном возрасте способны на неосоз­нанном уровне усваивать некоторые грамматические зако­номерности. В это же время происходит и формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).

Сравнивая лексическое и грамматическое значение сло­воформ, дошкольники способны определить (выделить) «по­хожие» и «разные» слова.

С учетом закономерностей онтогенеза и особенностей ус­воения детьми с ЗПР грамматических умений и навыков


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

в процессе коррекционной работы выделя­ются следующие направления: а) развитие уме­ния определять «лишнее» слово из группы слов; б) развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов; в) разви­тие умения подбирать родственные слова; г) развитие уме­ния находить в словах общую морфему.

Работе по развитию умений производить морфологичес­кий анализ слов предшествует работа по формированию у детей представления о родственных словах, их сходстве

по лексическому значению. >

Примерные задания для развития умения определять родствен­ные слова

а) Определение среди группы сходных по звуковой струк­туре слов «лишнего» по значению (например, лес, лесной, лес­ник, лестница; вода, водяной, водный, водить; осина, оса, по­досиновик; гора, горный, горе; рис, рисовый, рисунок и т. д.).

б) Определение среди группы слов «лишнего» слова (на­пример, дом, доска, домашний; бег, бегать, брат и т. д.).

в) Определение и называние среди группы слов похожих слов (например, лес, влез, лесник; сахар, лисица, сахарни­ца; море, моряк, морщины, морской; боль, болеть, большой, больница и т. д.).

г) Подбор родственных слов.

Дидактический материал — сюжетные картины «Лес», «Река», «Зима».

Предварительно на занятиях уточняется, какие слова могут называться родственными. Проводится подбор род­ственных слов с опорой на картинки. Логопед предлагает ребенку посмотреть на сюжетную картинку и подобрать род­ственные слова к слову лес (гриб, вода, еж, снег и т. д.).

д) Подбор родственных слов с опорой на вопросы. Речевой материал — группы слов (например, боль, соль, цвет, зелень и т. д.).


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

Логопед предлагает ребенку образовать новые слова, от­вечая на вопросы. Например: боль (что делает?) — болит;

боль — (какой?) — больной и т. д.

е) Образование родственных слов по аналогии.

Речевой материал — группы слов (например, сахар, мыло, суп, хлеб, ворона, гусь, утка и т. д.).

Дидактический материал — предметные картинки (на­пример, сахарница, мыльница, супница, хлебница, вороне­нок, утенок, гусенок и т. д.).

Логопед предлагает ребенку образовать новые слова с опо­рой на образец (например, сухарь — сухарница, суп —...;

аист — аистенок, утка —... и т. д.). В случае затруднений можно использовать картинки.

В процессе коррекционного воздействия для развития умения производить морфологический анализ слов прово­дится работа по развитию умения выделять в качестве об­щей морфемы: а) окончание; б) корень; в) приставку; г) суф­фикс.

Примерные виды заданий

а) Нахождение в словах общего окончания. Речевой материал — группы слов (коты, столы, вазы, дома; ведра, зеркала, гнезда, собаки; мальчики, лошади, кле­ны, скамейки; мыло, стулья, платья, листья; большой, си­ний, голубой, дорогой; кот, дом, белка, сок и т. д.).

Логопед просит ребенка внимательно прослушать груп­пу слов и сказать: какие слова похожи друг на друга; какое слово «лишнее» (например, в группе слов: коты, столы, вазы, дома, «лишнее» слово — дома).

б) Нахождение в словах общего корня.

Речевой материал — группы слов (винт, завинтить, пин­гвин; снег, снеговик, снимать; унес, шел, принес; книжка, книжный, скинул; унес, вынес, пришел; плыл, отплыл, пе­решел и т. д.).

Логопед просит ребенка внимательно прослушать слова и сказать, какие слова похожи друг на друга.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

в) Нахождение в словах обшей приставки. Речевой материал — группы слов (пришел, перелил, при­летел; отполз, отбежал, зашел; прибежал, зашел, принес;

выкинул, вошел, выпрыгнул и т. д.).

Задание выполняется аналогично предыдущему.

г) Нахождение в словах общего суффикса.

Речевой материал — группы слов (столик, печка, домик;

каменщик, сахарница, носильщик; носище, водичка, доми­ще; беловатый, зеленый, сероватый; печка, дочка, носик, кочка; бабушкин, дедушкин, дубовый, папин и т. д.). Задание выполняется аналогично предыдущему.


§ 5. Методика развития языкового анализа и синтеза

В МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНА­ЛИЗА И СИНТЕЗА

Логопедическую работу по развитию языкового анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР следует проводить по сле­дующим направлениям:

1) развитие анализа предложений на слова;

2) развитие слогового анализа и синтеза;

3) развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа предложений на слова

Для развития умения определять количество, последо­вательность и место слов в предложении предлагаются сле­дующие задания:

1) составление предложения по сюжетной картинке и оп­ределение количества слов в нем;

2) придумывание предложений с определенным количе­ством слов;

3) распространение предложения путем увеличения коли­чества слов;

4) составление предложений из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме);

5) составление предложения с определенным словом;

6) составление графической схемы предложения;

7) придумывание предложения по графической схеме;

8) определение последовательности слов в предложении;

9) выбор карточки с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.

Развитие слогового анализа и синтеза

Слоговой анализ помогает в дальнейшем более эффек­тивному овладению фонематическим анализом слова. Сло­во делится на слоги, затем, в свою очередь, слог, как более простая речевая единица, делится на звуки.


Глав а 1 V. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Логопедическая работа по развитию слогового анализа сло­ва осуществляется с учетом характера затруднений у дош­кольников с ЗПР. Дети с ЗПР легче выделяют прямые открытые слоги. В закрытых слогах, особенно со стечением согласных, звуки в меньшей степени слиты в произношении, что приводит к ошибочному делению слов на слоги.

Коррекционное обучение проходит с учетом теории о по­этапном формировании умственных действий (по П. Я. Галь­перину). На первом этапе работа ведется с опорой на вспомога­тельные средства, материализацию производимых действий. Затем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане гром­кой речи. На последующих этапах коррекционной работы происходит перенос производимых действий во внутренний план, выполнение слогового анализа и синтеза на основе слу-хопроизносительных представлений.

В процессе подготовительной работы уточняются сведе­ния о гласных и согласных звуках, их основных признаках,! о правилах деления слов на слоги. |

Для выделения гласных звуков из слова предлагаются) сначала односложные слова, представляющие собой слоги| различной структуры (ум, да, кот, танк, стул и т. д.). Дети| определяют гласный звук в слове и его место (начало, сере-| дина, конец слова). Составляется графическая схема слова.| В зависимости от места гласного звука в слове ставится кру-| жочек в начале, в середине или в конце предлагаемой гра-| фической схемы. |

Далее проводится работа на материале двухсложных| и трехсложных слов. |

На начальных этапах работы используется прием утри-| рованного произнесения звука, что облегчает его выделе-| ние. В дальнейшем этот прием исключается.

Примерные виды упражнений

а) Называние гласных звуков слова. Для этого задания| подбираются слова, произношение которых не отличается] от написания (рука, маки и т. д.); |

б) выделение гласных звуков из слова, с использованием) соответствующих букв разрезной азбуки;


§ 5. Методика развития языкового анализа и синтеза

в) раскладывание картинок под гласными буквами. Пред­варительно дети называют картинки. Предлагаются картин­ки на односложные слова (например, дом, мак, сук и т. д.).

г) раскладывание картинок под определенным сочетани­ем гласных букв. Предлагаются картинки на двухсложные слова (например, рука, окно, утка, рама и т. д.). Записыва­ются схемы слов у__а, о__а, а __ а.

На начальном этапе обучения работа строится с опорой на наглядные средства обучения, осуществляется материа­лизация действий слогового анализа. Дети отхлопывают, отстукивают слово по слогам, определяют количество сло­гов в произнесенном слове, прижав ладонь к нижней челюс­ти. В дальнейшем слоговой анализ осуществляется в рече­вом плане. На заключительных этапах у дошкольников создаются предпосылки для выработки умения перевода дей­ствия слогового анализа во внутренний план, выполнения действия на основе слухового восприятия.

Примерные виды упражнений для закрепления действия слогово­го анализа и синтеза

а) Повторение заданного слова. Определение количества сло­гов с опорой на вспомогательные приемы. Сначала предлага­ются двухсложные и трехсложные слова с прямыми слогами (например, вода, рука, папа, дома, машина, дорога, волосы}. В дальнейшем в работу включаются слова с закрытыми слога­ми и слова со стечением согласных (например, кошка, чулок, ангина, рукав, кровать}. Дети слушают слово, протяжно его повторяют и, отхлопав, называют количество слогов;

б) деление слов на слоги после их повторения. Логопед предлагает повторить слово нараспев и выставить соответствующее количество фишек. Речевой материал — группы слов (банан, репка, ромашка, шуба и т. д.);

в) определение количества слогов в названи­ях картинок с помощью схем или цифр. Дети рассматрива­ют картинки (собака, майка, брюки, лопата, кукла и т. д.) и выкладывают под каждой картинкой схему или цифру, соответствующую количеству слогов в слове;

г) раскладывание картинок в два ряда под соот­ветствующими схемами в зависимости от количества сло-


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

гов (2-3) в их названии (воробей, конфеты, сова, репа, паук, цыплята, дятел, капуста и т. д.);

д) составление слова из записанных на карточке слогов, данных вразбивку, с опорой на соответствующие кар­тинки (ха, му; ми, по, дор; ка, ут; тя, у, та и т. д.).

На заключительном этапе предлагаются задания по фор­мированию действия слогового анализа и синтеза в умствен­ном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

Примерные виды заданий

а) Придумывание слов с одним, двумя, тремя слогами;

б) придумывание слов с определенным слогом в началеЙ

слова; 1

в) придумывание слов с определенным слогом в конце!

слова; |

г) определение количества слогов в названиях картинок! (без предварительного воспроизведения слова). |

Развитие фонематического анализа и синтеза представ-| лено в разделе «Методы коррекции нарушений фонетике фонематической стороны речи».

Вопросы и задания

1. Раскройте общие особенности коррекции нарушений речевого развития у детей с ЗПР.

2. Опишите особенности коррекции нарушений фонети-1 ко-фонематической стороны речи у детей с ЗПР.

3. Дайте характеристику содержания и методов коррем ции нарушений лексики у детей с ЗПР. |

4. Каковы особенности коррекции нарушений грамма-] тического строя речи у дошкольников с ЗПР?


§ 5. Методика развития языкового анализа и синтеза

Рекомендуемая лмтерату


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: