Этапы работы | Речевой материал |
I этап | Формы мужского и женского рода прилагательных: папин, мамин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный (мышиная), лосиный (лосиная), гусиный (гусиная), голубиный (голубиная), лебединый (лебединая) |
II этап | Лисий (лисья), коровий (коровья), бараний (баранья) |
III этап | Беличий (беличья), волчий (волчья), медвежий (медвежья), собачий (собачья), овечий (овечья), заячий (заячья) |
Образование качественных прилагательных
При образовании качественных прилагательных на I этапе отрабатываются формы с продуктивным суффиксом -н-. На II этапе закрепляются формы с менее продуктивным суффиксом -лив-.
Глава 1 V. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
В ходе коррекционно-логопедического воздействия может быть использован следующий речевой материал (прилагательные): сильный (сильная, сильное), жадный (жадная, жадное), морозный (морозная, морозное), холодный (холодная, холодное), радостный (радостная, радостное), красный (красная, красное), голодный (голодная, голодное), грязный (грязная, грязное), длинный (длинная, длинное) (I этап); дождливый (дождливая, дождливое), трусливый (трусливая, трусливое), непоседливый (непоседливая, непоседливое), жалостливый (жалостливая, жалостливое), заботливый (заботливая, заботливое), завистливый (завистливая, завистливое) (II этап).
|
|
Образование относительных прилагательных
В ходе коррекционной работы выделяется несколько этапов с учетом продуктивности той или иной модели, а также наличия или отсутствия чередования з в у к о в в основе производного слова.
I этап — словообразовательные модели с продуктивным суффиксом -ов-/-ев- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).
II этап — словообразовательные модели с менее продуктивным суффиксом -н- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).
III этап — словообразовательные модели с суффиксами -енн-, -ск-, -ян-, -ан-.
На каждом этапе формы прилагательных отрабатываются в таком порядке: формы мужского рода, формы женского рода, формы среднего рода. Значительное внимание уделяется среднему роду прилагательных, в связи с поздним его усвоением в онтогенезе, а также большим количеством ошибок у дошкольников с ЗПР.
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи Примерный речевой материал
Этапы работы Речевой материал | |
I этап. Словообра | Формы мужского и женского рода прилага |
зование с суффик | тельных: шелковый (шелковая), резиновый |
сами -ов/-ев без че | (резиновая), вишневый (вишневая), меховой |
редования звуков | (меховая), березовый (березовая), кленовый |
в корне | (кленовая), рябиновый (рябиновая), пуховый |
(пуховая), малиновый (малиновая), дубовый | |
(дубовая) | |
IIэтап.Словообра- | Кирпичный (кирпичная), ватный (ватная), |
зование с суффик | зимний (зимняя), лимонный (лимонная), кар |
сом -н- без чередо | тофельный (картофельная), грибной (гриб |
вания звуков | ная), хрустальный (хрустальная) |
в корне | |
С чередованием | Снежный (снежная), воздушный (воздуш |
звуков | ная), речной (речная), бумажный (бумаж |
ная), брусничный (брусничная), клубничный | |
(клубничная) | |
III этап. Словооб | Шерстяной (шерстяная), глиняный (глиня |
разование с суф | ная), соломенный (соломенная), матросский |
фиксами -енн-, | (матросская), кожаный (кожаная), масля |
-ск-, •ан-, -ян- | ный (масляная), утренний (утренняя) |
Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления словообразования прилагательных от существительных Речевой материал для каждой игры подбирается с учетом этапа работы, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова.
|
|
а) Игра «Угадай, кто хозяин». (Образование притяжательных прилагательных.)
Дидактический материал — картинки (например, сумка мамы; платок бабушки; рога лося; хвост лисы; рог коровы;
лапа тигра; мордочка белки; нос собаки; уши зайца; ухо медведя и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
б) Игра «Найди ошибки Незнайки». (Образование качественных прилагательных.)
Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).
в) Лото «Назови предмет». (Образование относительных прилагательных.)
Дидактический материал — картинки и словосочетания (например, халат из шелка; лодка из резины; гвоздь из железа; ложка из дерева; одеяло из пуха; дом из снега; стена из кирпича; крыша из соломы; стакан из хрусталя; кувшин из глины; ведро из железа и т. д.).
У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (например, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой.
г)Игра «Деревья».
Дидактический материал — картинки (например, лист дуба — дубовый лист; лист осины; лист березы; лист клена; лист липы; лист яблони; лист рябины; лист вишни;
шишка сосны; иголка ели и т.д.).
словообразование глаголов
Образование возвратных глаголов
Работа над возвратными глаголами начинается с закрепления их понимания в импрессивной речи. С этой целью используется игра «Чем отличаются слова?».
Логопед просит ребенка внимательно посмотреть на картинки и показать на картинках, кто умывает, а кто умывается; кто прячет, а кто прячется (обувает — обувается;
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
купает — купается; качает — качается; вытирает — вытирается и т. д.).
После завершения игры логопед делает вывод, что слова умывается, обувается, купается, качается, прячется, вытирается и т. д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой.
После уточнения понимания возвратных глаголов в импрессивной речи проводится формирование правильного употребления возвратных глаголов в экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по картинкам, а затем составить с возвратными глаголами предложения.
|
|
Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
В работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить 2 этапа:
I этап — образование глаголов с помощью приставок;
II этап — образование глаголов с помощью суффиксов. Для закрепления понимания данных глаголов предлагалось: показать картинку, которую называет логопед; выбрать картинку по заданию логопеда.
Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов совершенного и несовершенного вида
а) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью приставок).
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем логопед задает вопрос, а ребенок отвечает. Например:
Что делает мальчик? — Мальчик пишет. Что сделает мальчик? — Мальчик напишет и т. д.
Примерный речевой материал: пишет — напишет; красит — закрасит; ставит — поставит; несет — принесет;
видит — увидит; думает — придумает и т. д.
б) Образование глаголов совершенного и несовершенного вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью суффиксов).
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал мальчик? — Мальчик писал. Что сделал мальчик? — Мальчик написал и т. д.
Примерный речевой материал: умывается — умылся;
одевается — оделся; решает — решил; прыгает — прыгнул и т. д.).
образование И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРИСТАВОЧНЫХ ГЛАГОЛОВ (ПРИСТАВКИ: В; ВЫ-, ПРИ-, ОТ-, У; ПЕРЕ-)
Последовательность работы над приставками определяется временем их появления в онтогенезе.
Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану:
1) усвоение значения приставки (выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой и разными корнями (например, влетел, внес, вбежал);
|
|
2) сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например, влетел — вылетел);
3) усвоение соотношения приставки и соответствующей предлога (например, вылетает из клетки [вы — из] влетает в клетку [в — в});
4) дифференциация приставок с разным значением.
С целью уточнения понимания приставок в импрессив^ ной речи рекомендуются задания: показ картинки по зада^ нию логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу; отойди от стола).
Для закрепления правильного употребления приставочных гл лов в самостоятельной речи используются следующие виды
ражнений:
а) Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок (с опорой на картинки), например, с помощью приставок в-, вы-, при-, от", у-, пере- образовать однокоренные слова от глагола нести и т. д.
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
б) Исправить словосочетание с неправильным приставочным глаголом, например, (улетел к клетке; пришла в магазина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает от дерева и т. д.).
в) Составить предложение с приставочным глаголом.
методика РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА И ПРОИЗВОДИТЬ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ
Система словообразовательных моделей языка усваивается на основе выделения словообразовательных аффиксов, соотнесения их со значением, следствием чего является овладение словообразовательной моделью — типом и словообразование по аналогии. Формирование моделей словообразования и уточнение значений аффиксов осуществляется: а) через сравнение слов с одинаковым аффиксом, что дает возможность выделить общее значение, присущее данному аффиксу; б) через сравнение родственных слов, что позволяет дифференцировать значение слово-образующих аффиксов.
В связи с этим, развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов является необходимым условием дифференциации словообразовательных моделей, формирования морфологических обобщений. Работа над родственными словами способствует подготовке к школьному обучению и овладению грамотой детьми с ЗПР.
Дети уже в дошкольном возрасте способны на неосознанном уровне усваивать некоторые грамматические закономерности. В это же время происходит и формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).
Сравнивая лексическое и грамматическое значение словоформ, дошкольники способны определить (выделить) «похожие» и «разные» слова.
С учетом закономерностей онтогенеза и особенностей усвоения детьми с ЗПР грамматических умений и навыков
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
в процессе коррекционной работы выделяются следующие направления: а) развитие умения определять «лишнее» слово из группы слов; б) развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов; в) развитие умения подбирать родственные слова; г) развитие умения находить в словах общую морфему.
Работе по развитию умений производить морфологический анализ слов предшествует работа по формированию у детей представления о родственных словах, их сходстве
по лексическому значению. >
Примерные задания для развития умения определять родственные слова
а) Определение среди группы сходных по звуковой структуре слов «лишнего» по значению (например, лес, лесной, лесник, лестница; вода, водяной, водный, водить; осина, оса, подосиновик; гора, горный, горе; рис, рисовый, рисунок и т. д.).
б) Определение среди группы слов «лишнего» слова (например, дом, доска, домашний; бег, бегать, брат и т. д.).
в) Определение и называние среди группы слов похожих слов (например, лес, влез, лесник; сахар, лисица, сахарница; море, моряк, морщины, морской; боль, болеть, большой, больница и т. д.).
г) Подбор родственных слов.
Дидактический материал — сюжетные картины «Лес», «Река», «Зима».
Предварительно на занятиях уточняется, какие слова могут называться родственными. Проводится подбор родственных слов с опорой на картинки. Логопед предлагает ребенку посмотреть на сюжетную картинку и подобрать родственные слова к слову лес (гриб, вода, еж, снег и т. д.).
д) Подбор родственных слов с опорой на вопросы. Речевой материал — группы слов (например, боль, соль, цвет, зелень и т. д.).
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
Логопед предлагает ребенку образовать новые слова, отвечая на вопросы. Например: боль (что делает?) — болит;
боль — (какой?) — больной и т. д.
е) Образование родственных слов по аналогии.
Речевой материал — группы слов (например, сахар, мыло, суп, хлеб, ворона, гусь, утка и т. д.).
Дидактический материал — предметные картинки (например, сахарница, мыльница, супница, хлебница, вороненок, утенок, гусенок и т. д.).
Логопед предлагает ребенку образовать новые слова с опорой на образец (например, сухарь — сухарница, суп —...;
аист — аистенок, утка —... и т. д.). В случае затруднений можно использовать картинки.
В процессе коррекционного воздействия для развития умения производить морфологический анализ слов проводится работа по развитию умения выделять в качестве общей морфемы: а) окончание; б) корень; в) приставку; г) суффикс.
Примерные виды заданий
а) Нахождение в словах общего окончания. Речевой материал — группы слов (коты, столы, вазы, дома; ведра, зеркала, гнезда, собаки; мальчики, лошади, клены, скамейки; мыло, стулья, платья, листья; большой, синий, голубой, дорогой; кот, дом, белка, сок и т. д.).
Логопед просит ребенка внимательно прослушать группу слов и сказать: какие слова похожи друг на друга; какое слово «лишнее» (например, в группе слов: коты, столы, вазы, дома, «лишнее» слово — дома).
б) Нахождение в словах общего корня.
Речевой материал — группы слов (винт, завинтить, пингвин; снег, снеговик, снимать; унес, шел, принес; книжка, книжный, скинул; унес, вынес, пришел; плыл, отплыл, перешел и т. д.).
Логопед просит ребенка внимательно прослушать слова и сказать, какие слова похожи друг на друга.
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
в) Нахождение в словах обшей приставки. Речевой материал — группы слов (пришел, перелил, прилетел; отполз, отбежал, зашел; прибежал, зашел, принес;
выкинул, вошел, выпрыгнул и т. д.).
Задание выполняется аналогично предыдущему.
г) Нахождение в словах общего суффикса.
Речевой материал — группы слов (столик, печка, домик;
каменщик, сахарница, носильщик; носище, водичка, домище; беловатый, зеленый, сероватый; печка, дочка, носик, кочка; бабушкин, дедушкин, дубовый, папин и т. д.). Задание выполняется аналогично предыдущему.
§ 5. Методика развития языкового анализа и синтеза
В МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Логопедическую работу по развитию языкового анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР следует проводить по следующим направлениям:
1) развитие анализа предложений на слова;
2) развитие слогового анализа и синтеза;
3) развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие анализа предложений на слова
Для развития умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания:
1) составление предложения по сюжетной картинке и определение количества слов в нем;
2) придумывание предложений с определенным количеством слов;
3) распространение предложения путем увеличения количества слов;
4) составление предложений из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме);
5) составление предложения с определенным словом;
6) составление графической схемы предложения;
7) придумывание предложения по графической схеме;
8) определение последовательности слов в предложении;
9) выбор карточки с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.
Развитие слогового анализа и синтеза
Слоговой анализ помогает в дальнейшем более эффективному овладению фонематическим анализом слова. Слово делится на слоги, затем, в свою очередь, слог, как более простая речевая единица, делится на звуки.
Глав а 1 V. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
Логопедическая работа по развитию слогового анализа слова осуществляется с учетом характера затруднений у дошкольников с ЗПР. Дети с ЗПР легче выделяют прямые открытые слоги. В закрытых слогах, особенно со стечением согласных, звуки в меньшей степени слиты в произношении, что приводит к ошибочному делению слов на слоги.
Коррекционное обучение проходит с учетом теории о поэтапном формировании умственных действий (по П. Я. Гальперину). На первом этапе работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию производимых действий. Затем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах коррекционной работы происходит перенос производимых действий во внутренний план, выполнение слогового анализа и синтеза на основе слу-хопроизносительных представлений.
В процессе подготовительной работы уточняются сведения о гласных и согласных звуках, их основных признаках,! о правилах деления слов на слоги. |
Для выделения гласных звуков из слова предлагаются) сначала односложные слова, представляющие собой слоги| различной структуры (ум, да, кот, танк, стул и т. д.). Дети| определяют гласный звук в слове и его место (начало, сере-| дина, конец слова). Составляется графическая схема слова.| В зависимости от места гласного звука в слове ставится кру-| жочек в начале, в середине или в конце предлагаемой гра-| фической схемы. |
Далее проводится работа на материале двухсложных| и трехсложных слов. |
На начальных этапах работы используется прием утри-| рованного произнесения звука, что облегчает его выделе-| ние. В дальнейшем этот прием исключается.
Примерные виды упражнений
а) Называние гласных звуков слова. Для этого задания| подбираются слова, произношение которых не отличается] от написания (рука, маки и т. д.); |
б) выделение гласных звуков из слова, с использованием) соответствующих букв разрезной азбуки;
§ 5. Методика развития языкового анализа и синтеза
в) раскладывание картинок под гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова (например, дом, мак, сук и т. д.).
г) раскладывание картинок под определенным сочетанием гласных букв. Предлагаются картинки на двухсложные слова (например, рука, окно, утка, рама и т. д.). Записываются схемы слов у__а, о__а, а __ а.
На начальном этапе обучения работа строится с опорой на наглядные средства обучения, осуществляется материализация действий слогового анализа. Дети отхлопывают, отстукивают слово по слогам, определяют количество слогов в произнесенном слове, прижав ладонь к нижней челюсти. В дальнейшем слоговой анализ осуществляется в речевом плане. На заключительных этапах у дошкольников создаются предпосылки для выработки умения перевода действия слогового анализа во внутренний план, выполнения действия на основе слухового восприятия.
Примерные виды упражнений для закрепления действия слогового анализа и синтеза
а) Повторение заданного слова. Определение количества слогов с опорой на вспомогательные приемы. Сначала предлагаются двухсложные и трехсложные слова с прямыми слогами (например, вода, рука, папа, дома, машина, дорога, волосы}. В дальнейшем в работу включаются слова с закрытыми слогами и слова со стечением согласных (например, кошка, чулок, ангина, рукав, кровать}. Дети слушают слово, протяжно его повторяют и, отхлопав, называют количество слогов;
б) деление слов на слоги после их повторения. Логопед предлагает повторить слово нараспев и выставить соответствующее количество фишек. Речевой материал — группы слов (банан, репка, ромашка, шуба и т. д.);
в) определение количества слогов в названиях картинок с помощью схем или цифр. Дети рассматривают картинки (собака, майка, брюки, лопата, кукла и т. д.) и выкладывают под каждой картинкой схему или цифру, соответствующую количеству слогов в слове;
г) раскладывание картинок в два ряда под соответствующими схемами в зависимости от количества сло-
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
гов (2-3) в их названии (воробей, конфеты, сова, репа, паук, цыплята, дятел, капуста и т. д.);
д) составление слова из записанных на карточке слогов, данных вразбивку, с опорой на соответствующие картинки (ха, му; ми, по, дор; ка, ут; тя, у, та и т. д.).
На заключительном этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
Примерные виды заданий
а) Придумывание слов с одним, двумя, тремя слогами;
б) придумывание слов с определенным слогом в началеЙ
слова; 1
в) придумывание слов с определенным слогом в конце!
слова; |
г) определение количества слогов в названиях картинок! (без предварительного воспроизведения слова). |
Развитие фонематического анализа и синтеза представ-| лено в разделе «Методы коррекции нарушений фонетике фонематической стороны речи».
Вопросы и задания
1. Раскройте общие особенности коррекции нарушений речевого развития у детей с ЗПР.
2. Опишите особенности коррекции нарушений фонети-1 ко-фонематической стороны речи у детей с ЗПР.
3. Дайте характеристику содержания и методов коррем ции нарушений лексики у детей с ЗПР. |
4. Каковы особенности коррекции нарушений грамма-] тического строя речи у дошкольников с ЗПР?
§ 5. Методика развития языкового анализа и синтеза
Рекомендуемая лмтерату