У-; пере-)

В целом, в процессе логопедической работы связь значе­ния и звукового выражения закрепляется с помощью опре­деления звукового сходства, выделения общей морфемы из группы словообразовательных форм, самостоятельного конструирования словообразовательных форм на основе об­щей выделенной морфемы. Особое внимание уделяется диф­ференциации словообразовательных форм одного значения, так как преобладающей ошибкой в процессе словообразова­ния у дошкольников с ЗПР является смешение словообра­зовательных форм со сходными значениями.

Методы логопедической работы по формированию словообразования существительных, глаголов и прилагательных

словообразование СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ *

Образование существительных при помощи уменьшительно- лас­кательных суффиксов

В процессе коррекционной работы в первую очередь от­рабатывается продуктивный суффикс -ик-; затем проводит­ся работа с менее продуктивными суффиксами: -чик-; -очк";

-ечк-; -ц-.


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования уменьшительно-ласкательных существительных в экспрессивной речи

а) Образование уменьшительно-ласкательных форм су­ществительного по опорным словам с помощью картинок. Дидактический материал — парные картинки. Логопед обращает внимание ребенка на разложенные картинки, например, нос—носик; рот—ротик; назьгвет 2-3 пары картинок, четко выделяя голосом суффикс -ик-. Затем предлагает ребенку самому образовать новые сло­ва, например, таз — тазик; сад — садик; лоб — лобик;

клюв — клювик; гвоздь — гвоздик; куст — кустик; ка­рандаш — карандашик; хвост — хвостик; халат — хала­тик; лист — листик и т. д.

б) Образование уменьшительно-ласкательных форм су­ществительного с помощью суффикса -чик-.

Дидактический материал — парные картинки (шкаф — шкафчик; стул — стульчик; чемодан — чемоданчик; ва­гон — вагончик; диван — диванчик; суп — супчик; попу­гай — попугайчик; помидор — помидорчик; портфель — портфельчик и т. д.).

Логопед просит ребенка назвать картинки.

в) Образование уменьшительно-ласкательных форм су­ществительных при помощи суффиксов -ц"; -иц-.

Дидактический материал — парные картинки (дерево — деревцо; платье — платьице; окно — оконце; одеяло — оде­яльце; кресло — креслице; зеркало — зеркальце и т. д.).

Логопед называет большой предмет, а ребенок — малень­кий.

г) Образование уменьшительно-ласкательных форм су­ществительных при помощи суффикса -очк-/-ечк-.

Дидактический материал — парные картинки (ваза — вазочка; юбка — юбочка; бочка — бочечка; лапа — лапоч­ка; вилка — вилочка; чашка — чашечка; тарелка — та­релочка; ложка — ложечка; лента — ленточка; клетка — клеточка; кружка — кружечка; куртка — курточка; по-


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

душка — подушечка; стена — стеночка; почка — почеч­ка и т. д.).

Логопед предлагает ребенку назвать только маленькие предметы.

Образование существительных с помощью суффикса -ниц-

со значением вместилища

Коррекционная работа по образованию данных форм проходит в два этапа. На I этапе отрабатываются сло­вообразовательные формы без чередования звуков в основе производного слова. На II этапе — словообразователь­ные формы с чередованием звуков в основе производного слова.

Для закрепления употребления суффикса -ниц- (со значе­нием вместилища) может быть использован следующий при­мерный речевой материал: соус — соусница; сахар — сахар­ница; суп — супница; пепел — пепельница; хлеб — хлебница;

чай — чайница; сухари — сухарница; чернила — чернильни­ца; салат — салатница; мыло — мыльница и т. д.

Примерные виды заданий и игровых упражнений

а)Игра «Назови предмет».

Логопед предлагает ребенку назвать предметы на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло и т. д.) и спрашивает, где они хранятся: хлеб — в хлебнице, конфеты — в конфетнице;

сахар — в сахарнице, мыло в мыльнице и т. д. Затем логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ниц-, и про­сит ребенка определить общую часть. Делается вывод, что предметы, в которых что-то лежит, обязательно включают в свое название частичку -ниц-. После этого логопед снова задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например:

Как называется то, куда кладут салат? Сухари? Налива­ют суп? Держат чай? и т. д.

б)Игра «Что для чего?».

Логопед просит ребенка посмотреть на предметы, кото­рые находятся перед ним, и сказать, что для чего. Напри­мер: для чая нужна чайница; для соуса — соусница; для са­лата —... и т. д. При затруднениях логопед произносит 1-2


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

слога слова, а ребенок его заканчивает, например, для чая нужна чай... (ница), для салата — салат (ница).

Образование существительных с помощью суффикса -инк-Образование существительных с помощью суффикса -инк- проходит с учетом наличия чередования звуков в основе про­изводного слова.

На I этапе отрабатываются словообразовательные фор­мы с суффиксом -инк- без чередования звуков, на II э т а -п е проходит работа над формами с чередованием звуков в ос­нове производного слова.

В ходе обучения может быть предложен следующий при­мерный речевой материал: пыль — пылинка, дождь — дождин­ка, виноград — виноградинка, солома — соломинка, бусы — усинка, изюм — изюминка, град — градинка, икра — икрин­ка, роса — росинка, хворост — хворостинка; горох — горо­шинка, чай — чаинка, снег — снежинка, песок — песчинка.

Вышеназванные словообразовательные формы отрабаты­ваются в процессе игр и игровых упражнений.

В качестве примера предложим игру «Измени слово». Речевой материал подбирается в зависимости от этапа работы. Логопед предлагает ребенку послушать, как гово­рит Буратино, и изменить названное слово по его образцу:

Виноград — виноградинка, солома —... и т. д.

Образование названий детенышей животных и птиц Логопедическая работа по данному направлению осуще­ствляется с учетом наличия или отсутствия чередования зву­ков в основе слова и проходит в три этапа.

I этап — работа над словообразовательными формами без чередования звуков в основе производного слова.

II этап — работа над словообразовательными формами с чередованием звуков в основе производного слова.

III этап — работа над словообразовательными форма­ми, в основе которых лежит явление супплетивизма (заме­на корня производного слова).


Глава 1 V. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Этапы работы Речевой материал
1этап Лиса (лисенок), гусь (гусенок), ворона (вороненок), еж (ежонок), лось (лосенок), тигр (тигренок), слон (слоненок),олень (олененок)
II этап Индюк (индюшонок), орел (орленок), белка (бельчонок), волк (волчонок), кошка (котенок), медведь (медвежо­нок), заяц (зайчонок), лев (львенок), кролик (крольчо­нок), галка (галчонок)
III этап Овца (ягненок), корова (теленок), лошадь (жеребе­нок), свинья (поросенок), курица (цыпленок), собака (щенок)

Для закрепления словообразовательной формы в импрес-сивной речи ребенку предлагается принести картинку, по­казать картинку, соединить пары картинок.

Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования названий детенышей животных и птиц в экспрессивной речи

а)Игра «Собери семью».

Дидактический материал — предметные картинки (иг­рушки) взрослых животных, птиц и их детенышей.

Речевой материал подбирается с учетом этапа работы над словообразовательной формой.

Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки), со­единить их по парам и назвать животного и его детеныша.

б)Игра «Помоги Незнайке».

Логопед говорит, что невнимательный Незнайка перепу­тал, кто с кем живет, и неправильно соединил взрослых животных и их детенышей. Далее он показывает картинки, которые соединил Незнайка: корова и жеребенок, еж и уте­нок и т. д. Логопед просит ребенка исправить ошибки, кото­рые допустил Незнайка, и назвать, кто с кем живет.

Речевой материал используется с учетом этапа работы над словообразовательными формами.


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

в) Игра «Гости». (Закрепление названий детенышей животных и птиц в единственном и множественном числе.)

Игра проводится с мячом. Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Пришел котенок». Ребенок ловит мяч и, воз­вращая его, отвечает: «Ушли котята» и т. д.

г) Понимание грамматического значения суффиксов существительных.

Логопед читает рассказ: «Жил в лесу Прук. Вместе с ним жила Прукиха. У них был Прукенок. Рядом жила еще одна прукиная семья». Затем логопед просит ребенка объяснить, кто такие Прук, Прукиха и Прукенок. В случае трудностей при объяснении ребенку предлагаются картинки сказочных зверей (Прука, Прукихи, Прукенка).

Образование существительных, обозначающих профессии В образовании существительных, обозначающих профес­сии, участвуют суффиксы -щик-; -чик-; -иц-; -ниц-. Поэтому работа проводится именно над этими суффиксами с учетом последовательности появления их в онтогенезе. Работа осу­ществляется в два этапа. На I этапе отрабатываются слово­образовательные формы с суффиксами -щик-; -чик-, обозна­чающие мужские профессии. На II этапе — словообразова­тельные формы с суффиксами -иц-; -ниц-, обозначающие женские профессии.

Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования

существительных, обозначающих профессии

а) Игра «Как назвать того, кто...». (Образо­вание существительных с суффиксом -щик- по картинкам и опорным словам.)

Дидактический материал — картинки. Например: Свар­щик сваривает трубы. Стекольщик вставляет стекла. Крановщик работает на кране. Часовщик чинит часы и т. д.

Логопед говорит ребенку, показывая соответствующую картинку: «Это упаковщик. Он упаковывает вещи. Это танцовщик. Он танцует на сцене». При этом логопед инто­национно выделяет голосом суффикс -щик-. Затем логопед


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

просит ребенка показать, кто работает на кране и назвать его профессию (крановщик). В случае затруднений логопед называет одну из профессий: «На сцене танцует танцов­щик, а кто работает на кране?»

б) Игра «Кто ты?».

Логопед говорит ребенку: «Посмотри на картинку. Это танцовщик. Он танцует на сцене. А теперь давай с тобой поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию. Например, ты свариваешь тру­бы. Кто ты? (Сварщик.)»

в)Образование названий профессий с помо­щью суффикса -чик-.

Дидактический материал — картинки (летчик, резчик, грузчик, переплетчик, переводчик, перевозчик, водопровод­чик, докладчик и т. д.).

Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки и назвать того, кто грузит грузы; переплетает книги; чи­нит водопровод и т.д.

г) Образование названий женских профес­сий при помощи суффиксов -ниц-; -иц-.

Дидактический материал — картинки (воспитатель — воспитательница; учитель — учительница; художник — художница; певец — певица; писатель — писательница ит.д.).

Логопед называет мужскую профессию, например, ху-^ дожник и предлагает ребенку назвать соответствующую жен| скую профессию (художница).

словообразование ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Данная работа проходит с учетом появления прилагатель| ных в онтогенезе по плану:

1) образование притяжательных прилагательных (снача ла — с суффиксом -ин-, затем — с суффиксом -]-);

2) образование качественных прилагательных;


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

3) образование относительных прилагательных (сначала — с суффиксом -ов-, затем — с суффиксом -н-).

Образование притяжательных прилагательных Образование притяжательных прилагательных проводит­ся в следующем порядке.

I этап — образование прилагательных с суффиксом

-ин-.

II этап — образование прилагательных с суффиксом

-]- без чередования звуков в основе производного слова.

III этап — образование прилагательных с помощью суф­фикса -]- с чередованием звуков в основе производного слова.

Особое внимание уделяется на всех этапах коррекцион-ного воздействия формированию среднего рода прилагатель­ных, которое начинается после усвоения мужского и жен­ского рода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: