Педагогического процесса

Принцип индивидуализации требует: а) воздействия на каждого человека (даже тогда, когда работаешь с коллективом); б) учета его индивидуальных особенностей. Если он нарушается, то педагогический процесс будет неэффективным. К сожалению, педагогами не всегда соблюдается данный принцип. «Серьезной проблемой современной школы является недостаточный учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, - говорил бывший президент Республики Башкортостан М. Рахимов. – …Мы все еще не можем отойти от модели 70-80 годов, основанной на принципах уравниловки и принудиловки, одинакового подхода ко всем учащимся… Считаю, что в нашей школе учителя должны не на словах, а на деле индивидуально подходить к каждому ребенку, выявлять, что ему интересно и что по силам» [169, c. 5].

Для эффективной реализации данного принципа необходимо хорошо знать воспитанника. Поэтому его надо постоянно изучать (см.: глава I, §1).Каждый человек индивидуален и не повторим. Люди отличаются друг от друга по многим параметрам: темпераментом, природными задатками, способностями, здоровьем, памятью, мышлением, характером, уровнем развития и т.д. «Некоторые дети учатся наилучшим образом, когда в ходе усвоения учебного материала им предоставляют возможность самим «открывать» основные законы и фундаментальные обобщения. Другие дети учатся лучше, когда учебный материал структурирован дедуктивно, а не индуктивно, когда они переходят от общего к частному, а не наоборот. Некоторые школьники учатся лучше в ходе приобретения прямого и конкретного опыта приобщения к различным вещам, другие - предпочитают опосредованный опыт или вербальный метод, когда им просто «говорят». Некоторые школьники учатся лучше, когда их познавательный опыт разбит на короткие блоки, усваиваемые за определенный продолжительный отрезок времени. Другие – в условиях полного погружения в опыт познавательного учения без каких-либо кратковременных интервалов. Некоторые школьники учатся лучше, находясь под прямым руководством и контролем со стороны более зрелого человека, такого, как учитель; другие – будучи полностью предоставлены сами себе. Некоторые ученики успевают лучше, «видя» стимул; другие - когда могут его реально «ощутить»; третьи – воспринимая информацию в устном изложении. Не существует раз и навсегда заданного оптимального подхода в процессе обучения в силу того, что сами дети отличаются друг от друга» [27, с. 199-200].

При педагогическом воздействии на воспитанника необходимо учитывать все его особенности. Одинаковое, шаблонное воздействие на всех не приводит к хорошим результатам.

Принцип индивидуализации направляет ПП к объекту. Начинается изучение его уровня развития, особенностей. «Просыпается» принцип поэтапности. Он устанавливает предполагаемый уровень развития объекта, куда надо поднимать его сегодня, завтра, послезавтра, определяет цель. Все другие компоненты педагогического процесса соответствуют цели – начинает действовать принцип целостности. Принцип саморегулируемости «заводит» систему педагогического процесса, регулирует ее функционирование. Объект и другие компоненты ПП начинают развиваться - принцип развития срабатывает. Такова схема функционирования педагогического процесса и роль принципа индивидуализации в этом.

Принцип индивидуализации является не компонентным, а общим принципом. Он распространяется на весь педагогический процесс. Поэтому индивидуализируются все его компоненты.

Индивидуализируются цели. В зависимости от объекта они могут быть направлены на: а) устранение пробелов; б) усвоение новых знаний, умений, навыков, черт характера, отношений, эмоций и т.д. Например, в начале урока выяснилось, что Иванов не знает букву К, Петров – Р, Сидоров – У. Педагог в зависимости от этих обстоятельств индивидуализирует цели педагогического процесса. На этом «уроке» он решает такие цели, как формирование у Иванова знаний о букве К; у Петрова – Р; у Сидорова – У. Число целей может достигнуть до 25-50.

Индивидуальные цели требуют индивидуализации содержания. Она осуществляется, например, путем выполнения индивидуальных заданий. Во время эксперимента, проведенного на базе общеобразовательной школы №13 г. Сибая Республики Башкортостан, индивидуальные задания для учащихся I класса мы определяли следующим образом. В сентябре работу с учебниками начали не с первой, а с последней страницы. Если ученик не справлялся с заданиями, текстами этой страницы, мы открывали предыдущую. Так делали до тех пор, пока не нашли соответствующую его уровню страницу. И с нее началось изучение учеником предмета. У каждого учащегося на каждом уроке была своя страница. Если страницы закончились до конца учебного года, он начал осваивать учебники следующего класса.

На уроках математики отказались от дозированного изучения чисел. Т.е. не стали, как принято повсеместно, сначала изучать двухзначные, затем трехзначные, четырехзначные… числа. Мы изучали всех чисел одновременно, не ограничивая их объемы. Кто сколько может. Для этого использовали ксерокопии денежных купюр. Дети любят считать денег и поэтому с их помощью легко и быстро учатся счету. И сложение, вычитание, умножение, деление проводились на больших числах. Обоснованное неограничение учебной нагрузки помогает успешно индивидуализировать содержание педагогического процесса.

В целях индивидуализации содержания «уроков чтения» мы велели учащимся принести художественные книги для детей и, выбрав текст, читать самостоятельно вслух на уроке. Читали все одновременно, продвигая линейку по тексту. А учитель при этом беспрерывно ходил по классу: подходил к каждому ученику, слушал, одобрил, «проявил внимание». Дети очень быстро научились читать. Читали, как было отмечено проверяющими в конце учебного года, на уровне учащихся четвертого класса. А ведь обучение чтению по «традиционной методике»: один читает вслух у доски, остальные следят по тексту - не дает таких результатов. Поэтому некоторые школьники даже в средних классах читают плохо.

Индивидуализируя содержание педагогического процесса, можно рассматривать на уроке 25-50 тем. В.Ф. Шаталов, например, проводил «уроки открытых мыслей», где учащиеся рассказывали и обсуждали любые вопросы по любому предмету, ответы на которые получали самостоятельно из дополнительных источников, занимаясь во внеурочное время.

Индивидуализируются движущие силы. Движущих сил педагогического процесса много. Выбирать соответствующую движущую силу помогает принцип индивидуализации. Если воспитанник инертный, равнодушный, пассивный, то есть все основания утверждать, что у него нет движущей силы. В таком случае надо «ввести» его снаружи. Для этого субъект заставляет его учиться, совершенствоваться. Над ним ведется постоянный контроль, наказывает, поощряет… Это продолжается до тех пор, пока у него не появятся интерес, желание, стремление, активность. А если объект педагогического процесса активный, старательный, то «внешняя» движущая сила ослабевает. Деятельность субъекта ограничивается одобрениями, консультациями, «снабжением» его соответствующим содержанием. Такое положение свидетельствует о появлении у объекта «внутренней» - добровольной движущей силы. Для быстрого и качественного формирования у воспитанника движущей силы, необходимо своевременно выявлять его способности, интересы. Например, выявив желание ученика стать педагогом, можно у него успешно формировать интерес к какому-либо учебному предмету или в целом к познанию. С появлением добровольной движущей силы содержание педагогического процесса начинает автоматически и более эффективно индивидуализироваться. Постоянно занимаясь познавательной деятельностью, человек пополняет свою психику новыми знаниями, умениями, навыками, чертами характера, отношениями, эмоциями.

Принцип индивидуализации влияет и на формы. Например, на консультации человек задает свои вопросы и получает на него ответы. При этом учитель объясняет ему с учетом его индивидуальных особенностей. После этого часто спрашивает: «Тебе понятно?», «Доступно я тебе объяснил?» и т.д. Во время индивидуальной беседы субъект вообще работает только индивидуумом. Домашняя работа, как правило, выполняется индивидуально. При этом применяется форма, которую мы условно называем «сам». Зачеты, экзамены также индивидуализируют содержание педагогического процесса. Каждый готовится самостоятельно, отвечает за себя и оценивается отдельно (даже одни и те же оценки отличаются друг от друга).

Средства также подчиняются принципу индивидуализации. Человек воспринимает содержание ПП своими глазами, ушами и т.д. Поэтому, если ребенок плохо видит или слышит, надо посадить его ближе к доске, говорить погромче. Парты должны соответствовать росту и другим физическим данным ученика. Школа, сама являясь средством, индивидуализируется. Человек в зависимости от своих способностей, желаний выбирает тот или иной вид учебного заведения: гимназию, лицей, профильный класс и т.д. «Дидактическая система, основанная на математических машинах, позволяет максимально индивидуализировать обучение. Прежде всего, она дает возможность контролировать работу каждого учащегося не только в любом классе, но и в большой школе и даже в нескольких школах. Компьютер содержит всевозможные решения и реакции учащихся в ходе решения поставленных задач и при этом выбирает на основе ответа (правильного или неправильного) дальнейшие задания, которые наиболее полезны данному учащемуся» [142, c. 303].

Методы индивидуализируются. Метод выбирается с учетом индивидуальных особенностей воспитанника. Если у человека, например, плохое зрение, то вместо метода зрительного восприятия применяется другой метод. Если у него появилось высокомерие, то часто поощрять его не следует, наоборот, надо не замечать (метод «слепого человека»), предъявлять высокие требования (метод требования), даже, если есть повод, наказывать (метод наказания). А если он не уверен, стеснителен, подавлен, то необходимо его одобрять (метод одобрения), поощрять любые, даже незначительные успехи (метод поощрения).

Продолжительность педагогического процесса индивидуализируется. У нас, к сожалению, продолжительность учебных: часа (урока), дня, недели, четверти, полугодия, года, а также сроки обучения для всех одинаковы. А ведь это – нарушение принципа индивидуализации. В зависимости от способностей, самостоятельности, активности учащихся можно и нужно индивидуализировать продолжительность обучения. Иногда некоторые учителя с последнего занятия, не дожидаясь звонка, отпускают домой учащихся, которые выполнили задания раньше других. То же самое наблюдается на контрольных уроках, на экзаменах. Это правильно. Такая организация стимулирует самостоятельную работу учащихся над собой. У каждого ученика должен быть свой темп обучения. Для того чтобы усвоить содержание ПП общеобразовательной школы, необязательно учиться каждому индивидууму 11 лет. Некоторые могут закончить ее за 8, кое-кто за 13 лет. Ученика, досрочно освоившего программный материал данного класса, в любое время учебного года надо перевести в следующий класс. В этом отношении заслуживает внимания экстернат. Он позволяет индивидуализировать продолжительность педагогического процесса. Его надо внедрять повсеместно.

Результат всегда индивидуален. Объем, прочность и другие параметры усвоенного содержания у каждого человека отличаются.

После получения результата объект ПП начинает покорять новые высоты: новые знания, умения, навыки, отношения, черты характера, эмоции. И каждый раз надо руководствоваться принципом индивидуализации педагогического процесса.

Как видно, сколько учащихся в классе, столько и педагогических процессов, что похоже на одновременную игру гроссмейстера с несколькими шахматистами. Работа с классом – это работа педагога с каждым учеником.

Такая организация педагогического процесса для неподготовленного педагога довольно-таки сложная. Тем более объект ПП постоянно меняется. В зависимости от этого надо менять и педагогический процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: