Микротехники (навыки) внимания и слушания

Микротехники (навыки) внимания и слушания: вопросы (открытые, закрытые); поддержка; повтор, пересказ; рефлексия чувств; избирательная рефлексия содержания; осознание смысла; резюме.

Открытые вопросы – приглашение к разговору, трудно ответить «да» или «нет». Начинаются слов «что», «как», «почему», «могли бы», «а если».

Закрытые вопросы – включают частицу «ли», могут иметь ответ «да/нет». Используются для сбора информации и уточнения, мешают клиенту уклониться от темы. Вопрос «почему?» вызывает у клиента тревогу, поэтому его используют меньше (хотя в психоанализе и рационально-эмоциональной терапии используется).

Повтор, поддержка – прямое повторение сказанного клиентом, либо короткий комментарий к тому, что он говорит. Характерен для преуспевающих психологов, помогает разговорить клиента.

Пересказ – сжатое изложение основных слов и мыслей клиента, при пересказе используются ключевые слова и обороты клиента.

Отражение чувств – в отличии от пересказа, который обращается к фактам, эта микротехника обращается к эмоциям, которые связаны с этими фактами. Следовательно, важно разбираться в эмоциях. В отражении чувств можно выделить несколько частей:

· произносится имя клиента, следовательно, идет персонализация;

· эмоциональное произнесение слов: предложения-штампы «Похоже, вы чувствуете...», «Мне кажется, вы чувствуете...»;

· добавление контекста: «Вы сердитесь, когда ваш сын бунтует».

Осознание значения – когда отразите переживания, полезно понять, что для клиента значит ситуация, в нее включаются разнообразные приемы. При осознании смысла идентифицируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует свои переживания.

Резюме – их может быть несколько, но встреча обязательно должна заканчиваться резюме. Здесь подводится итог, и все это высказывается клиенту. Резюме собирает воедино мысли клиента, факты, чувства, смысл и все это предоставляется клиенту в законченной форме.

Фокус анализа – анализ возможных направлений беседы полезен тем, что позволяет убедиться, что мы рассматриваем различные проблемы клиента.

1. Фокус на клиенте (произносится имя, местоимение Вы и т.д.) — самый конструктивный фокус: «Вы чувствуете себя одиноко...»

2. Фокус на проблеме: «Как часто это бывает...»

3. Фокус на другой личности: «Расскажите побольше о Вашей жене...»

4. Фокусирование на психологе (собственный опыт): «Мне вспоминается собственное одиночество...».

5. Фокусирование на общности (мы-фокус): «Итак, чего же мы достигли...»

6. Культурно-контекстный фокус: «Это тревожит многих молодых людей...»

Эффективное слушание.

Н е р е ф л е к с и в н о е слушание – или внимательное молчание — применяется на этапах постановки проблемы, когда она только формулируется говорящим, а также в ситуации, когда цель разговора со стороны говорящего – «излияние души», эмоциональная разрядка. Внимательное молчание – это слушание с активным использованием невербальных средств – кивков, мимических реакций, контакта глаз и поз внимательного интереса. Используются также и речевые приемы типа повторения последних слов говорящего («Зеркало»), междометий («Угу-поддакивания»).

Р е ф л е к с и в н о е слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов по беседе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: