Структура профессионально-педагогического общения

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Педагогическая деятельность — одна из них.

Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений.

Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания),

имеющее определенные педагогические функции и

направленное (если оно полноценно и оптимально) на создание благоприятного психологического климата,

а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива

(А. А. Леонтьев).

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

ñ познание личности

ñ обмен информацией

ñ организация деятельности

ñ обмен ролямисмена социальных ролей способствует многосторонним проявлениям личности - «сбрасыванию масок», возможности войти в роль другого...

ñ подключение учащихся к ведению отдельных элементов урока; возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.

ñ сопереживаниеобеспечивает условия для формирования способности стать на точку зрения другого человека...

ñ самоутверждениеспособствует осознанию школьником своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки...

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

В.А.Кан-Калик выделяет следующие этапы:

ñ Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап). Требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Мвсленно представить ситуацию предстоящего взаимодействия.

ñ Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака). Нужна техника быстрого включения класса в работу — для этого необходимо владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.

ñ Управление общением в ходе педагогического процесса. Поддержка инициативы учащихся, организация диалогического взаимодействия, коррекция замысла с поправкой на реальные условия.

ñ Анализ общения и моделирование ее на предстоящую деятельность. Соотнесение цели, средств и результата.

++++++++++


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: