ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Существуют виды деятельности, которые принципиально строятся по законам общения. Педагогическая деятельность — одна из них.
Экспериментальные исследования показывают, что среди множества задач, встающих перед педагогом, наиболее сложными оказываются задачи, связанные с общением. Они предполагают, что педагог обладает достаточно высоким уровнем развития коммуникативных умений.
Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знания учителем основ наук и методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания),
имеющее определенные педагогические функции и
направленное (если оно полноценно и оптимально) на создание благоприятного психологического климата,
|
|
а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива
(А. А. Леонтьев).
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
ñ познание личности
ñ обмен информацией
ñ организация деятельности
ñ обмен ролями — смена социальных ролей способствует многосторонним проявлениям личности - «сбрасыванию масок», возможности войти в роль другого...
ñ подключение учащихся к ведению отдельных элементов урока; возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.
ñ сопереживание — обеспечивает условия для формирования способности стать на точку зрения другого человека...
ñ самоутверждение — способствует осознанию школьником своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки...
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
В.А.Кан-Калик выделяет следующие этапы:
ñ Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап). Требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Мвсленно представить ситуацию предстоящего взаимодействия.
ñ Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака). Нужна техника быстрого включения класса в работу — для этого необходимо владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.
ñ Управление общением в ходе педагогического процесса. Поддержка инициативы учащихся, организация диалогического взаимодействия, коррекция замысла с поправкой на реальные условия.
ñ Анализ общения и моделирование ее на предстоящую деятельность. Соотнесение цели, средств и результата.
++++++++++