Для госов

Психологическая помощь.
1. Психологическая помощь в системе практической психологии. Теоретические основы и методология психологической помощи. Виды и формы психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия.
Практическая психология - отрасль психологии, предмет которой -психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т.п. Психологическая помощь - система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление психологических трудностей, решение психологических проблем, возникающих у человека или группы людей, средствами практической психологии.
Теоретические основы и методология психологической помощи.
Методологические основы психологического консультирования связаны с проблемой выбора и принятия консультантом той или иной психологической модели человека, движущих сил и механизмов развития психического. Теория помогает формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие эту проблему и указывающие эффективные методы ее разрешения. С накоплением опыта каждый психолог создает, «конструирует» свою собственную теорию, которая, отражая индивидуальный опыт взаимодействия с клиентом, опирается на уже известные теоретические ориентации и направления.
Характеристика возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время психологии, учитывает следующие основания для их выделения:
- обще психологическое понимание личности и движущих сил её развития;
- детерминация психологических проблем человека.
Так, по первому основанию выделяются следующие основные направления:
1. Глубинная психология. К нему относятся психоанализ (З.Фрейд), индивидуальная психология (А.Адлер), аналитическая психология (К.Юнг), трансанктный анализ (Э.Берн) и д.р.
2. Бихевиоральное направление включает социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально – эмоциональное терапия (А.Эллис) и др.
3.Гуманистическое направление представлено гештальттерапией (Р.Перлз), личностно – центрированной терапией (К.Роджерс), логотерапией (В.Франкл), психодрамой (Морено).
Описание каждого направле6ния будет представлять собой краткую аннотацию, позволяющую выделить основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента.
Глубинная психология (психодинамическое направление). Сегодня психодинамическая теория, созданная З. Фрейдом, существует во множестве
Модификаций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Райха и др. Популярные сегодня транзактный анализ Э. Берна, гештальттерапия Р. Перлза, биоэнергртика А. Лоуэна родились на основе работы их авторов в классической теории З. Фрейда.
Как известно, концепция бессознательного - основной пункт теории З. Фрейда. Понятие бессознательного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека. Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои бессознательные процессы и научился воздействовать на них. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.
Эта теория предполагает, что устойчивые личностные характеристики, стереотипы поведения формируются в раннем детстве и впоследствии в разных вариантах воспроизводятся во взрослом поведении. Содержание стереотипов во многом определяется содержанием и динамикой периодов, реализующих различные задачи личностного развития, и кризисами, через которые проходит человек. То есть жизнь человека в этом смысле определяется его прошлым.
Психолог, работающий с клиентом с клиентом, должен выделить содержание кризисов, способствующих возникновению проблем. Осознание истоков проблем самим клиентом ставит в центр всей работы, а ключевым моментом в этом процессе выступает инсайт как момент для начала личностного изменения. Кроме этого, консультант выделяет преобладающие эмоциональные и поведенческие стереотипы, характеризующие адаптивную активность человека к социальному окружению, устанавливает их связь друг с другом и с прошлым опытом человека. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно осуществить через изучение защитных механизмов личности.
Бихевиоральное направление в психологическом консультировании. Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б.Скиннера. Исходная методологическая позиция психологов этого направления заключается в следующем:
1) отношение психолога и клиента (психолог-бихевиорист делится своими планами с клиентом, надеясь на активность клиента во взаимодействии с собой);
2) определение проблем через операционализацию поведения. Цель операционализации поведения - перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. При этом психолог-бихевиорист задает и решает вопрос: «Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, которые употребляет мой клиент?»;
3) понимание контекста проблемы через функциональный анализ. Функциональный анализ предполагает исследование событий, предшествующих поступку и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно- следственные связи в последовательности событий, определяющих внешнее поведение клиента;
4) установление социально важных целей для клиента. Психолог совместно с клиентом выбирает и вырабатывает достижение для него целей, предполагающих конкретный план действий на будущее.
Гуманистическое направление в психологическом консультировании. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое, направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом, Ф.Маслоу.
Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека - жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении. Действуя в мире, человек должен ясно осознавать воздействие мира на него.
Виды и формы психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия.
К видам психологической помощи относятся:
1) психологическое консультирование;
2) психотерапию;
3) психокоррекцию.
Понятие о психологическом консультировании
В жизни каждого человека бывают такие критические моменты, проблемные ситуации, когда собственных психических сил не хватает для их решения. Спектр таких проблем может быть очень широк. Это и неприятности на работе, и неустроенность личной жизни, и неурядицы в семье, и трудности выбора профессии, и многое другое. Помочь в такой ситуации может квалифицированный специалист, осуществляющий психологическое консультирование.
Консультирование, как вид психологической помощи человеку, тесно связано с развитием психологии как науки и практической деятельности.
Реально существовавшие формы и элементы консультирования намного старше "научного" существования психологии.- знахари, ведуны, шаманы, служители церкви осуществляли свои психологические предвидения и прогнозы, давали объяснения различным событиям, предлагали нуждающимся решения и пути выхода из трудных ситуаций.
Эволюция консультативных услуг тесно связана с развитием психотерапии. Применение психологических методов в лечении различного рода недугов постепенно упрочило позиции психотерапии, выведя ее тем самым из-под "крыла" медицины. Начало немедицинской психотерапии совпало с появлением в начале XX в. первых психологических и психотерапевтических школ, и в первую очередь, психоанализа. Поистине революционным тогда было признание того, что причины многих болезней вообще лежат за пределами медицины и могут быть преодолены сугубо психологическими методами.
Позднее, в 50-х гг., содержательно и организационно оформляется консультативная психология - отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии.
Организационной формой реализации консультативных услуг является психологическая консультация - психологический центр, укомплектованный специалистами-психологами, имеющими профессиональные знания и навыки в области психологического консультирования. Взаимодействие консультанта и клиента психологической консультации (т.е. человека, получающего психологическую помощь от психолога-консультанта) происходит, как правило, в форме консультативной беседы. Консультативная беседа — это основная форма психологического консультирования, процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении.
Основные аспекты консультирования:
1. Оно помогает клиенту осознать свою роль в возникновении проблемы.
2. Помогает человеку выбрать вариант решения этой проблемы.
3. Акцентируется ответственность и способность самого клиента к принятию самостоятельных решений в дальнейшем.
4. Способствует развитию личности и помогает обучаться новому поведению.
5. Непременным залогом успешности консультирования является эффективное консультативное взаимодействие между клиентом и консультантом.
Таким образом, психологическое консультирование - это вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении клиенту психологической консультации его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личностного развития и решения психологических проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях.
Психокоррекция как один из видов психологической помощи.
Термин "коррекция" буквально означает "исправление". Психологическая коррекция - направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.
Психокоррекционные мероприятия можно классифицировать по определенным критериям. \
Например, по характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую (предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений) и каузальную (причинную, более длительную по воздействию и более эффективную).
По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную, недирективную.
Психологами используются различные психокоррекционные методы: индивидуальная и групповая терапия, семейная работа, психодинамическая психотерапия, игровая, поведенческая и когнитивная психотерапия.
Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности пациента, снимает у него психологические барьеры, которые с трудом преодолеваются в присутствии других людей.
Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие: добровольное согласие на получение такой помощи, доверие клиента к психологу, активность его, право клиента принимать или не принимать оказываемую ему помощь.
Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, представляет лишь специфическую форму, при использовании которых основным инструментом воздействия выступает группа, в отличие индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является сам психолог. Группа выступает как модель реальной жизни.
Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей участнику адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.
Основные психотерапевтические приемы и методы.
Психотерапия - система лечебного воздействия психологическими средствами на психику, а через нее на весь организм и поведение пациента.
Впервые термин психотерапия ввел в конце XIX в. Тьюк (Tuke D. Н.). В опубликованной им в 1872 г. книге "Иллюстрации влияния разума на тело" одна из глав так и названа: "Психотерапия". Общеупотребительным термин психотерапия становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза. Психотерапия, рассматриваемая как часть медицины, претендует на оплату расходов по лечению больных через органы здравоохранения и медицинские страховые компании.
Согласно декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г.:
1)психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию;
2)психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности;
3)гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов;
4)образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах;
5)доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.
Психотерапия тесно связана с общей и медицинской психологией, социологией, социальной психологией. В психотерапевтической работе с группами пациентов особое значение имеют феномены и закономерности социальных интеракций, коммуникации, групповой динамики. Этим обусловлено тесное сотрудничество в лечебной практике врача-психотерапевта и психолога, в свою очереди психотерапия способствует развитию социальных наук благодаря исследованиям, опирающимся на специфический научный подход. Ввиду включения в психотерапию все большего числа специальных конкретных приемов, расширяются ее связи с искусством, музыкой, лингвистикой и с другими областями знаний.
Поле действия психотерапии достаточно широкое, психотерапевтические методы могут быть использованы для решения психогигиенических, психопрофилактических задач.
Общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач: психотерапевт
1)помогает пациенту лучше понять свои проблемы;
2)устраняет эмоциональный дискомфорт;
3)поощряет свободное выражение чувств;
4)обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
5)помогает пациенту в выработке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.
При решении этих задач психотерапевт прибегает к трем основным методам.
1.Обеспечивает психологическую поддержку пациенту. Прежде всего,
это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в
кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь
пациенту осознать и использовать свои силы и умения.
2.Способствует устранению дезадаптивного поведения и формированию
новых, адаптивных поведенческих стереотипов.
3.Содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию
(самоэксплорации), в результате чего пациенты начинают лучше понимать
свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: