Организация маркетинговой службы

Как уже ранее отмечалось, у руководства маркетингового отдела достаточно много функций и задач, которые, к тому же, могут изменяться в зависимости от размера предприятия, природы его деятельности и того, какое внимание уделяется дирекцией предприятия маркетингу. Поэтому в практике может существовать несколько вариантов внутренней организации отдела маркетинга. Это, например, организация по специализированным отделам (или подфункциям), по группам товаров, по географическим зонам, по связкам «товар-рынок» и т.п.

Если отдел маркетинга организован по специализированным отделам (или подфункциям), то тогда в его составе создаются следующие подотделы (или подфункции): отделы маркетинговых исследований, продажи, продвижения продаж, а также магазины. Причем, отдел продаж, в свою очередь, может состоять из двух отделов – усиления продаж и руководства продажами.

Если вышеуказанный отдел организован по группам товаров, то в этом случае каждый отдел или руководитель одной группы товаров решает все задачи, относящиеся к его группе товаров.

Организация по географическим зонам заключается в создании в указанных зонах соответствующих отделов, занятых реализацией там выпущенной предприятием продукции, например, во Франции или Германии, в Нигерии или в Танзании, в США или в Канаде, то есть в Европе, Африке или Америке соответственно.

Организация по сетям распространения связана с выделением отделов, осуществляющих реализацию продукции в розничной или оптовой сети или в универсамах. При организации по географическим зонам или по сетям распространения, так же как и по группам товаров, руководитель географической зоны или сети распространения берет на себя решение связанных с зоной или сетью всех коммерческих задач.

Организация по связкам «товар-рынок» предполагает организацию по группам товаров в определенной географической зоне или сети распространения.

Кроме того, на крупных предприятиях можно найти и другие формы организации, среди которых, например, организация по операционным центрам, то есть здесь речь идет об объединенных центральных отделах по функциям, например, продвижение-реклама. При этом отметим, что совершенной модели организации предприятия, как и его функций, не существует, следовательно, нужно остерегаться при оценке структуры маркетинговой службы, как, впрочем и других служб предприятия, всяких намеков на нормативы, нужно учитывать влияние конкурентной среды, а также размера анализируемого предприятия, так как размер последнего во многом определяет масштабы деятельности и структуру отдела маркетинга.

В качестве примера предложим схему организации отдела маркетинга по специализированным отделам (подфункциям), представленную в табл. 6.10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: