Управление качеством продукции

Под управлением качеством продукции понимают постоянный. планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание гродукции оптимального качества и полноценное ее использо­вание1.

До недавнего времени при решении проблем качества пред­приятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка.

Вместе с тем, следует отметить, что отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке между­народных стандартов по системам качества.

Система качества, регламентированная международным стан­дартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие эле­менты системы, как маркетинг, материально-техническое обес­печение, сбыт, обслуживание.

Системный подход к управлению качеством продукции пред­полагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управле­ния предприятием.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продук­ции. Система управления качеством продукции включает следую­щие функции.

1. Функции стратегического, тактического и оперативного
управления.

2. Функции принятия решений, управляющих воздействий,
анализа и учета, информационно-контрольные.

3. Функции специализированные и общие для всех стадий
жизненного цикла продукции.

4. Функции управления по научно-техническим, производ­ственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и непосредствен­но система качества, включающая обеспечение, улучшение и уп­равление качеством продукции.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:

• улучшение экономического положения предприятия;

• расширение или завоевание новых рынков сбыта;

• достижение технического уровня продукции, превышающе­го уровень ведущих фирм;

• ориентацию на удовлетворение требований потребителей
определенных отраслей или регионов;

• освоение изделий, функциональные возможности которых
реализуются на новых принципах;

• улучшение важнейших показателей качества продукции;

• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции:

• увеличение сроков гарантии на продукцию;

• развитие сервиса.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продук­ции, который обозначается как петля качества, включает 11 эта­пов (рис. 12.1).

С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь из­готовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспе­чивающей решение задачи управления качеством продукции.

Таким образом, обеспечение качества продукции - это сово­купность планируемых и систематически проводимых меропри­ятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества», чтобы продукция удовлетворяла треоо ваниям к качеству.



В условиях конкурентной борьбы предприятия смогут успеш­но развиваться, внедряя системное управление качеством продук­ции. В настоящее время растущая требовательность к улучшению качества изделий - одна из характерных черт развития мирового рынка.

Всеобщее (тотальное) управление качеством (TQC), осуществ­ляемое фирмами Западной Европы, США и Японии, предпола­гает три обязательных условия.

1. Качество как основная стратегическая цель деятельности
признается высшим руководством фирм. При этом устанавлива­ются конкретные задачи и выделяются средства для их решения.
Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не
может существовать такого понятия, как постоянный уровень
качества. Качество должно постоянно возрастать, ибо качество -
это постоянно меняющаяся цель.

2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать
все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80-90%
мероприятий не контролируется отделами качества и надежно­сти. Особое внимание уделяется повышению качества на таких
этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением сро­ка создания новых изделий.

3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на
определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.

Современное развитие системы управления качеством полу­чило в результате перехода от тотального управления качеством (ТQС) к тотальному менеджменту качества (ТQМ).

Если ТQС - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то ТQМ - еще и управление целями и самими требованиями. В ТQМ также включается и обеспече­ние качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции.

Система ТQМ является комплексной системой, ориентирован­ной на постоянное улучшение качества, минимизацию производ­ственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология ТQМ базируется на принципе - улучшению нет предела. Приме­нительно к качеству действует целевая установка - стремление к «О дефектов», к «О непроизводительных затрат», к поставкам точ­но в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов не­возможно, однако необходимо постоянно к этому стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин - «постоянное улучшение качества» (quality improvement).

В системе ТрМ используются методы управления качеством, адекватные целям. Одними из ключевых особенностей системы являются использование коллективных форм и методов поиска.

ашализа и решения проблем, постоянное участие в улучшении качества всего коллектива.

Особое место в мировой практике управления качеством про­дукции занимают кружки качества как форма привлечения ра­ботников предприятия к осознанному участию в процессе повы-вения качества продукции, имиджа фирмы и собственного бла­гополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г. • стали важным фактором повышения качества и конкурентос­пособности продукции, что в значительной мере способствова­ла выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке то­варов. С конца 70-х гг. движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (Венгрия, США, Франция, ФРГ, Швеция, Югославия и др.). Их широкому распространению способствовала активная пропаганда, много­численные публикации, устройство конференций и семинаров.

Кружок качества - это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения. которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в тече­ние часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством дилера находят пути решения производственных задач и сами зретворяют их в жизнь или с помощью специалистов.

Основными целями кружков качества являются:

• содействие вкладу в рост и развитие компании;

• создание атмосферы, в которой проявляется уважение к каж­дому члену трудового коллектива;

• активизация использования человеческого фактора.

В последние годы в развитых странах усилилось влияние об­щества на предприятия, а предприятия стали все больше учиты­вать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продук­ции.

Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000. Существенно возросло влияние гуманис­тической составляющей качества. Усиливается внимание руко­водителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: