Глоссарий по теме

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри ведущей деятельности происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности.

Значение ведущей деятельности для психического развития зависит прежде всего от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения. Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности.: 1) непосредст­венное общение младенца с взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложив­шиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность младших школьников; 5) общественно полезная деятельность подростков в процессе общения; 6). профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности; в ходе ее происходит подготовка к будущей профессии.

Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания.

Возникновение в каждом периоде психического развития новой ведущей деятельности не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов дея­тельности, но в этой сложной системе ведущая деятельность занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе.

ВОЗРАСТ – в психологии – категория, означающая качественно специфическую ступень развития онтогенетического – временные характеристики индивидуального развития (возраст хронологический; возраст психологический). Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития – в рамках отдельных процессов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности.

Возрастные ступени относительны и условно усреднены, но это не исключает индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом человеку на конкретном этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение.

ВОЗРАСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – в отличие от возраста хронологического это понятие означает определенную, качественно своеобразную ступень развития онтогенетического, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Первая попытка анализа системного категории возраста психологического принадлежит Л. С. Выготскому. Ключевыми характеристиками он считал: «социальную ситуацию развития», отражающую место ребенка в системе общественных отношений; деятельность ребенка; новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных компонент возраста и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами и противоречиями (кризис возрастной). В нормативно-ценностном плане, особо значимым за пределами детства, каждый возраст характерен специфическими жизненными задачами, от своевременного решения коих зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап. С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения, но совпадения во времени тесно взаимосвязанных линий физического (физиологического), психического и социального развития индивида не происходит. Неравномерность темпа развития этих сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической или социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, психофизического и личностного инфантилизма, задержки психического развития и пр. Хронологические границы возрастов психологических заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов.

ИНФАНТИЛИЗМ ЛИЧНОСТНЫЙ – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, коему свойствен инфантилизм – инфантил – при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы, что выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и пр.).

СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной с другими людьми. Понятие введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка – совокупности законов, определяющих появление и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Это понятие было направлено на преодоление представлений о среде как факторе, механически определяющем развитие личности. Представления о ситуации развития социальной в изучении детства позволяют органично вписать онтогенез личности ребенка в социально-исторический контекст.

Ситуация развития социальная обусловливает образ жизни ребенка, его бытие социальное, в обстановке коего приобретаются новые свойства личности и психические новообразования. Как продукт возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований – особый знак распада старой ситуации развития социальной и складывание новой, что сопровождается кризисами возрастными.

Ситуация развития социальная представляет собой историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта в обществе, включающий такие составляющие:
1) объективные, условия онтогенеза и социогенеза – социальные, политические, экономические, правовые и прочие предпосылки развития личности;
2) статус социальный детства – историко-культурные и хронологические характеристики возраста детского в данном обществе; 3) роли социальные, реализующие общую социальную позицию ребенка – систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражаемую в его установках, в готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы.

Выводы

Существует много теорий, объясняющих человеческую натуру, но ни одна из них не рассматривает развитие личности во всей ее сложности разнообразии.Знание разнообразных подходов позволяет лучше познать сущность основных новообразований и проблем, возникающих в личностном развитии и наметить пути преодоления возрастных кризисов.

Список литературы по теме

1. А.Л.Венгер, В.И.Слободчиков, Б.Д. Эльконин. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина. Учеб. Пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В.Бурменская. – М.: Институт практической психологии, 1996.- С. 100-108.

2. Возраст в рефлексии людей незаурядных и дневниках развития ребенка. /Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр Академия», 2001. – 11-105.

3. Гальперин П.Я. К проблеме биологического в психическом развитии человека. / Хрестоматия по детской психологии. Учеб. пособие для студентов: Сост. и ред. Г.В. Бурменская. – М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 34-48.

4. Запорожец А.В. Условия и движущие силы психического развития ребенка. /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – Изд-во Моск. Ун-та, 1981. С.7-13. (конспект)

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агенство. 1996. С.79-102, 162-180.

6. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе \Под ред. А. Коссаковски и др.; Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1981. – 17-44.

7. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991. – С.9 -16.

8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопросы психологии. 1971, № 1. – С.6-20.

Вопросы для самостоятельного повторения по теме

1. Чем теория развития личности Э.Эриксона отличается от теории З.Фрейда?

2. Перчислите конфликты развития, которые согласно теории Э.Эриксона становятся критическими в определенных точках жизненного цикла. Каковы могут быть исходы этих конфликтов?

3. Как связаны между собой физический и психологический возраст?

4. Каковы причины акселерации и инфантилизации в развитии?

6. Каковы ограничения возрастных периодизаций З.Фрейда, Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина?

7. Какова роль кризисов в развитии? Можно ли выделить основные стратегии в разрешении кризисов в детском возрасте и во взрослости?

8. В чем отличие кризисов детства и взрослости?

11. Назовите факторы, определяющие несоответствие биологического и психологического возраста.

12. Оцените высказывания:

.. Б.Ю. Крутиер

Возраст - это все что накопил за прожитые годы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: