В соответствии с НК РФ (ст. 12) на территории России могут взиматься федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, совокупность которых образует систему налогов и сборов Российской Федерации.
Структуру системы налогов и сборов в Российской Федерации определяют ст. 13—15 НК РФ. В настоящее время система налогов и сборов, а также порядок установления федеральных, региональных и местных налогов и сборов регламентируются гл. 2 НК РФ, установившей налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, единый сельскохозяйственный налог, транспортный налог.
В современных условиях становления налоговой системы в Российской Федерации необходимо учитывать структуру налогов и сборов, установленную НК РФ.
Налоговый кодекс РФ предусматривает иной состав налогов и сборов.
Федеральные налоги и сборы (ст. 13):
налог на добавленную стоимость;
акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
|
|
налог на прибыль (доход) организаций;
подоходный налог с физических лиц;
государственная пошлина;
таможенная пошлина и таможенные сборы;
сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
водный налог;
Региональные налоги и сборы (ст. 14):
налог на имущество организаций;
транспортный налог;
налог на игорный бизнес;
Пункт 2 ст. 14 НК РФ устанавливает правило, согласно которому при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ регионального налога на имущество организаций, а также местных налогов — на имущество физических лиц и земельного налога, что объясняется нецелесообразностью одновременного действия налогов со сходными объектами налогообложения.
Местные налоги и сборы (ст. 15):
земельный налог;
налог на имущество физических лиц;
Система региональных и местных налогов (сборов) является составной частью национальной налоговой системы. Однако существование региональных и местных налогов (сборов) должно отвечать в первую очередь интересам субъекта РФ или местного сообщества, поскольку региональные или местные налоги (сборы) являются самостоятельными источниками доходной части их бюджетов.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Федерации (п. 3 ст. 12 НК РФ). Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
|
|
К особенностям региональных и местных налогов и сборов относится следующее: во-первых, поступления по этим платежам используются на нужды того субъекта РФ или муниципального образования, в пределах которых они собраны; во-вторых, для региональных и местных налогов (сборов) предусмотрены особые процедуры их установления; в-третьих, органы государственной власти субъектов РФ обладают более широкой компетенцией по правовому регулированию региональных налогов (сборов), а органы местного самоуправления — по правовому регулированию местных налогов (сборов); в-четвертых, налоги (сборы) субъектов РФ и муниципальных образований позволяют более полно учитывать разнообразные региональные и местные потребности.
Распределение налогов и сборов между федеральным, региональным или местным уровнями должно исходить из принципа целесообразности отнесения какого-либо налога или сбора к определенной территории. Налоговая система должна строиться не механически, исходить не только из потребности в доходах определенной территории, а прежде всего из соображений — какие налоги, на каком уровне будут работать более эффективно. В международной практике правового регулирования налоговых отношений применяются следующие основные критерии для отнесения налога или сбора к определенному уровню управления.
Во-первых, критерий, основанный на учете степени мобильности налогов. При прочих равных условиях чем выше степень мобильности доходности каких-либо объектов, тем выше должен быть уровень власти, получающей доходы с этих объектов, поскольку особую актуальность приобретает равномерность распределения налоговых источников в территориальном аспекте. Достаточно высокой степенью мобильности обладают труд и капитал (в первую очередь в денежной форме), а самой низкой — имущество (в виде недвижимости) и природные ресурсы.
Во-вторых, критерием закрепления того или иного налога за определенным уровнем власти является его экономическая эффективность. При налогообложении некоторых объектов на федеральном уровне может сказываться эффект масштаба, при налогообложении объектов на региональном и местном уровнях может возникать экономия за счет приближения уровня налогообложения к объекту обложения.
В-третьих, в качестве критерия отнесения налогов и сборов к федеральному уровню выступает необходимость обеспечения государственной целостности, что объективно требует закрепления за федеральным центром налогов, носящих перераспределительный характер. Это касается в первую очередь всех категорий подоходных налогов (особенно личных подоходных налогов и налога на прибыль).
В-четвертых, критерий бюджетной ответственности, т. е. сборы, представляющие собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет, который финансирует соответствующие услуги.
В настоящее время указанные критерии не всегда соблюдаются, что свидетельствует о несоответствии структуры налоговой системы РФ мировой практике финансово-правового регулирования налоговой сферы. Перечень и налогооблагаемая база региональных и местных налогов и сборов заведомо недостаточны для финансирования расходов регионального и местного характера, поскольку их собственные налоги и сборы покрывают менее 15% расходных потребностей. Таким образом, территории в Российской Федерации не обладают налоговой самодостаточностью, в связи с чем основная часть доходов региональных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов, а местных — за счет отчислений от федеральных и региональных налогов.
|
|
Для региональных и местных налоговых систем характерно наличие в их составе «расщепляющихся» налогов, т. е. налогов, поступающих в распоряжение субъектов РФ или муниципальных образований не в полном объеме, а только в определенной части. Частичное закрепление налогов осуществляется методом квотирования ставок или методом присоединения ставок. Метод квотирования заключается в том, что доход в определенной процентной доле остается в распоряжении того субъекта РФ или муниципального образования, на территории которого он собран. Метод присоединения ставок заключается в наличии у территорий права введения надбавок к федеральным налогам. Размеры надбавок ограничены законодательством.
Особенностью налоговых систем субъектов РФ и муниципальных образований является особый порядок установления и введения региональных и местных налогов и сборов.
Необходимость разграничения процедуры установления налогов (сборов) и процедуры введения налогов (сборов) объясняется тем, что именно они отражают специфику в правовом регулировании региональных и местных налогов и сборов. Механизм поэтапного взимания налогов и сборов на территориях связан с установленным объемом налоговой компетенции как субъектов РФ, так и муниципальных образований. Четкое разграничение процедур установления и введения налогов (сборов) необходимо для определения конкретных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Однако несмотря на то что Конституция РФ, Закон об основах налоговой системы, НК РФ, решения Конституционного Суда РФ используют наименования данных процедур, их нормативное определение отсутствует, что делает их толкование различным.
Конституция РФ оперирует понятием «законно установленные налоги и сборы» (ст. 57) и понятием «законопроекты о введении или отмене налогов» (ч. 3 ст. 104). Закон об основах налоговой системы также не позволяет уяснить суть рассматриваемых понятий: «органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги...» (п. 2 ст. 18), «налоги... устанавливаются законодательными актами Российской Федерации...» (п. 2 ст. 20).
|
|
Конституционный Суд РФ в отношении содержания данных понятий отметил: «Принцип установления налогов законами закреплен в статье 57 Конституции Российской Федерации. Применительно к налогам субъектов Российской Федерации с учетом изложенных конституционных положений «законно установленными» могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом»; «установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений...».
Процедуру установления налога следует рассматривать в конституционно-правовом и в финансово-правовом (технико-юридическом) смысле.
Установление регионального или местного налога (c6opa); конституционно-правовом смысле более широкое и охватывает такие технико-юридические понятия, как само непосредственное установление налога субъекта РФ или муниципального образования и введение регионального и местного налога (сбора). При этом налог может считаться законно установленным в смысле ст. 57 Конституции РФ только в случае одновременного выполнения всех юридических требований.
Особенностью установления налогов (сборов) субъектов РФ и муниципальных образований является прохождение двух этапов: первичное (базовое) установление налогов (сборов) и вторичное (производное) установление налогов (сборов).
Первичное (базовое) установление региональных и местных налогов (сборов) осуществляется на федеральном уровне. Оно подразумевает перечисление федеральным законом (НК РФ) исчерпывающего перечня налогов и сборов субъектов РФ и муниципальных образований, а также описание основных элементов их юридического состава (элементов налогообложения) — налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога.
Конституционным Судом РФ сформирована позиция, согласно которой перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться федеральным законом, с тем, чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов РФ о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов РФ за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств.
Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие данный налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом на региональном уровне правовое регулирование налога субъекта РФ может осуществляться при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.
Вторичное (производное) установление региональных и местных налогов и сборов осуществляется на соответствующих территориях субъектами Федерации или муниципальными образованиями самостоятельно в определенных федеральным законом пределах. Компетенция субъектов РФ и муниципальных образований по установлению налогов включает полномочие самостоятельно определять наименование налога, подлежащего взиманию на территории субъекта РФ или муниципального образования, из перечня, утвержденного федеральным законом, а также возможность конкретизации некоторых элементов налогообложения. При установлении регионального или местного налога представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления могут уточнять такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, определять формы отчетности налогоплательщиков. В необходимых случаях при установлении налога могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком по соответствующим налогам (п. 2 ст. 17).
Необходимо подчеркнуть, что представительные органы субъектов РФ не вправе устанавливать местные налоги и сборы. В абз. 2 п. 4 ст. 12 НК РФ установлено исключение для двух субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории данных субъектов местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами Москвы и Санкт-Петербурга. Исключение вызвано особым устройством данных городов и их особым статусом.
При этом из смысла ст. 17 «Общие условия установления налогов и сборов» НК РФ следует, что региональные и местные налоги признаются установленными лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (п. 1). Пока остается неопределенным хотя бы один из указанных элементов, региональный или местный налог не может считаться установленным и не может взиматься с налогоплательщиков. По отношению к сборам предъявляются менее жесткие требования, чем к налогам. Следует учитывать, что правовое регулирование налогов и сборов не во всем одинаково. В связи с тем что налоги и сборы как обязательные платежи имеют различную правовую природу, это предопределяет и различный подход к установлению этих обязательных платежей в бюджет. При установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17). «...Вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора». Сбор считается установленным, если определены плательщики данного сбора, а также те, элементы, которые должны обеспечить реальность его взимания, такие, как плательщики, сумма сбора, порядок и сроки его уплаты.
Таким образом, особенностями установления региональных и местных налогов (сборов) являются следующие:
— субъекты РФ и муниципальные образования могут устанавливать только те налоги и сборы, которые закреплены в федеральном законе в качестве региональных или местных;
— установление региональных и местных налогов и сборов должно осуществляться в рамках, определенных федеральным законодательством;
— вторичное (производное) установление региональных и местных налогов (сборов) оформляется законом субъекта РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые должны содержать все необходимые элементы налогообложения;
— субъекты РФ и муниципальные образования могут конкретизировать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, а также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Для возникновения налогового правоотношения, связанного с взиманием региональных и местных налогов (сборов), необходимо не только их установить, т. е. определить все элементы налогообложения, но и ввести в действие налоги (сборы) субъектов РФ и муниципальных образований.
Введение регионального или местного налога (сбора) охватывает следующие действия органов государственной власти субъектов РФ и органов власти местного самоуправления: во-первых, придание обязательной силы описанию элементов налогообложения, а во-вторых, введение налога (сбора) включает и сам факт принятия уполномоченным региональным либо местным органом решения о взимании соответствующего налога или сбора.
Введение регионального или местного налога (сбора) придает юридическую силу установленным элементам налогообложения, вследствие чего и возникает налоговое правоотношение, а также достигается цель налога. Причем если установление налога (сбора) субъекта РФ и муниципального образования ограничивается федеральным законодателем, то его введение находится в исключительной компетенции субъекта РФ или муниципального образования, представительные органы которых самостоятельно осуществляют непосредственное введение регионального или местного налога (сбора). Согласно НК РФ налоги и сборы субъектов РФ вводятся в действие законами субъектов РФ (п. 3 ст. 12), а местные налоги и сборы — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (п. 4 ст. 12).
Процедура введения региональных и местных налогов (сборов) может осуществляться одновременно с установлением налога (сбора), а может и различаться во времени. Установление налога (сбора) субъектами РФ или муниципальными образованиями может быть осуществлено независимо от его последующего введения, однако в данном случае не возникнет налоговое правоотношение. Таким образом, процедуре введения регионального и местного налога (сбора) обязательно предшествует его установление, что объясняет производность введения налога (сбора) от его установления.