Понятие, предмет и метод налогового права

Налоговое право самым тесным образом связано с другими нормами, входящими в предмет финансового права, которые регулируют отношения в сфере налоговой деятельности государства. Отношения, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов, регулируются правовыми нормами. Нормы налогового права в основном определяют поведение субъектов в области управления государственными финансами. В свою очередь в этом отношении субъектами являются налогоплательщики, государственные органы связанные с налоговой деятельностью, налоговые агенты и представители в налоговых правоотношениях. Налоговый кодекс РФ содержит много норм, связанных с особенностями государственного управления доходной частью бюджета. Для целей налогообложения, с точки зрения экономических основ налогообложения, расширительно толкуются нормы традиционного гражданского права. Основные из них это материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы юридически закрепляют комплекс обязанностей, прав и ответственности участников регулируемых налоговым правом финансовых отношений.

Процессуальные нормы определяют порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков, порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, а также регламентируют государственное управление и связанные с ним управленческие отношения. Налоговая норма предусматривает основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений. Без налоговой нормы обязанность уплаты налога не может считаться законно установленной и не влечет для участников налоговых правоотношений никаких юридических последствий.

Предметом налогового права являются общественные отношения, складывающиеся между государством и налогоплательщиками по поводу установления, введения и взимания налогов. Это довольно специфическая сфера связей, обусловленная экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятия в виде обязательных платежей части общественного продукта, что, собственно, и является предметом правового регулирования.

Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых налоговым правом:

1) отношения по установлению налогов и сборов. Установление налога и сбора - это первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта - Налогового кодекса РФ, в котором дается четкий перечень налогов и сборов. Также это законодательное провозглашение налога как обязательного платежа. Все налоги и сборы, которые предусмотрены ст. 13, 14, 15 Налогового кодекса РФ, считаются установленными. Установить новый налог можно только единственным способом - внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ;

2) отношения по введению налогов и сборов, т.е. принятие соответствующего нормативного акта федерального, регионального или местного уровня, где подробно регламентируются условия, порядок и процедура фактического взимания того или иного налога или сбора в бюджет. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств, т.е. для того чтобы конкретный налог был уплачен налогоплательщиком, нужно определить, как он будет взиматься;

3) отношения по взиманию налогов и сборов, которые возникают в процессе исполнения налогового обязательства, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налогов и сборов (раздел IV НК РФ);

4) отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля, т.е. при проведении налоговых проверок, осмотров, получении объяснительных и т.д. (раздел V НК РФ);

5) отношения по привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений (раздел VI НК РФ);

6) отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых органов, органов государственной власти и местного самоуправления (раздел VII НК РФ).

Метод правового регулирования определяет содержание, функции и формы налоговых мер. Существуют три основных метода:

1) административно-правовой;

2) гражданско-правовой;

3) уголовно-правовой метод

Особенности первого метода заметно проявляются в полномочиях и функциях государственных налоговых органов, обязанных давать властные предписания участникам налоговых отношений. Основной чертой этого метода выступают государственно-властные (централизованные) предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства (по другому этот метод называют метод субординации).

Особенности второго метода проявляются в нормах налоговых законов о правовом режиме налогообложения имущества и доходов в процессе осуществления предпринимательской, посреднической, торговой и экономической деятельности. Так, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством РФ, налоговый кредит на основе специального соглашения (по другому он называется метод координации).

Особенности третьего метода проявляются в нормах Уголовного кодекса РФ о умышленной неуплате налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: