Источники и принципы налогового права

Принципы налогового законодательства являются ориентиром, в первую очередь, для государства и законодателя, которые формируют национальную налоговую политику. С принятием первой части НК РФ в российском налоговом законодательстве принципы налогообложения получили полноценное закрепление. Нормативные акты любого уровня, в том числе и федеральные законы, принятые в противоречие с принципами, изложенными в ст. 3 НК РФ, будут незаконными.

Все принципы налогового права можно разделить на две группы:

1) принципы государственных основ конституционного строя;

2) принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков.

Принципы первой группы расписаны в Конституции РФ: ст. 4; ст. 5 пп. 1, 2, 3; ст. 7; ст. 72 пп. «и», «н»; ст. 75; ст. 114; ст. 125; ст. 132.

Вторая группа: принцип всеобщности налогообложения является принципом, согласно которому каждое лицо без каких-либо исключений должно через налоги участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать установленные налоги и сборы.

Принцип равного налогообложения предполагает, в первую очередь, общеобязательность уплаты налогов и равенство всех налогоплательщиков перед налоговым Законом.

Принцип справедливости. Согласно этому принципу, каждый из нас обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. При установлении налогов обязательно должны учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов.

Принцип соразмерности, т.е. экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.

Основными источниками налогового права являются правовые акты, принятые уполномоченными государственными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие налоговые отношения. В налоговом праве законодательные акты подразделяются на:

1) международные налоговые нормативные акты;

2) федеральные налоговые законы;

3) федеральные налоговые законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов федерации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её системы, и которыми провозглашается приоритет международных договоров РФ над внутренним законодательством.

НК РФ также, как и Конституция РФ, является актом прямого действия, но НК РФ, как и любой федеральный закон, содержит в себе лишь общие, наиболее важные и принципиальные правила поведения. Поэтому в Кодексе невозможно предусмотреть все возможные ситуации, в том числе частные вопросы, которые неизбежно будут возникать. Поэтому ст. 4 НК РФ предусматривает возможность издания нормативных актов (постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений) органами исполнительной власти (министерствами, комитетами, департаментами, службами) и исполнительными органами местного самоуправления (администрациями, мэриями), если законодательством о налогах и сборах прямо предусмотрено издание нормативных актов органами исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления. Данные нормативные акты не должны изменять или дополнять существующее законодательство о налогах и сборах. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено издание нормативных актов исполнительных органов по следующим вопросам:

- порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке (ст. 31 НК РФ);

- порядок учёта доходов, расходов и хозяйственных операций предпринимателей без образования юридического лица (ст.54 НК РФ);

- форма требования об уплате налога или сбора (ст. 69 НК РФ);

- форма налоговой декларации (ст. 80 НК РФ);

- инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным, и местным налогам (ст. 80 НК РФ);

- форма заявления о постановке на учёт. (ст. 84 НК РФ);

- форма свидетельства о постановке налогоплательщика на учёт в налоговом органе (ст. 84 НК РФ);

- порядок и условия присвоения, применения, а также изменения индентификационного номера налогоплательщика (ст. 84 НК РФ);

- форма и требования к составлению акта налоговой проверки (ст. 100 НК РФ).

Постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, являются подзаконными актами. В случае противоречия указанных актов Налоговому кодексу или федеральным налоговым законам должны применяться положения Налогового кодекса или федеральных налоговых законов. Территориальные налоговые инспекции не вправе самостоятельно издавать нормативные акты в сфере налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: