Налоговое право включает комплекс налоговых норм, которые в совокупности выражаются в системе, которая включает: акты федерального налогового законодательства, налогового законодательства субъектов федерации, налоговые нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также международные соглашения РФ с иностранными государствами в области налогообложения.
Нормы налогового права как отрасли права группируются в различных актах, образуя подотрасли, с учётом:
- их функции;
- направленности (конкретный вид налога);
- территориальной ориентированности;
- отраслевой направленности.
Общее между отраслью и подотраслью заключается в единстве метода и предмета, отличие – в особенностях деятельности субъектов, специфике объекта налогообложения. К подотраслям налогового законодательства относятся налогообложение юридических и физических лиц.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
НК РФ устанавливается система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и органов местного самоуправления состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ и представительными органами местного самоуправления.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Нормативный правовой акт о налогах и сборах не имеют юридическую силу если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей установленные НК РФ;
3) изменяет определенное НК РФ содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;
5) запрещает действия налоговых органов, разрешенные или предписанные НК РФ;
6) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
Признание нормативного правового акта не соответствующим настоящему Кодексу осуществляется в судебном порядке, но правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
Пределы действия налоговых законов и других нормативных актов, содержащих налоговые нормы, определяются по трем основным измерениям во времени, в пространстве и по кругу лиц.
По общему правилу, в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных и конституционных законов», законы вступают в силу по истечении 10 дней после официального опубликования, если иное не установлено законом.
Однако для актов налогового законодательства действуют специальные правила вступления их в силу. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1-го января года, следующего за годом их принятия.
Действие налоговых актов в пространстве означает ограничение налогового закона определенной территорией РФ. Нормативные акты федеральных органов власти действуют на всей территории РФ. Нормативные акты субъектов федерации действуют только на территории данного субъекта, а нормативные акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию.
Действие налоговых актов по кругу лиц обусловлено, в первую очередь, принципом территориальности, в соответствии с которым все лица, имеющие объект налогообложения на территории РФ, подпадают под сферу действия налогового законодательства.
Международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ, являются налогоплательщиками по законодательству РФ. Налогоплательщиками становятся и суда, находящиеся в российских территориальных водах.
Существует также принцип резидентства, в соответствии с которым обязанность по уплате налога распространяется на лиц, находящихся на территории РФ более 183 суток в календарном году. Юридические лица считаются резидентами, если они созданы на территории РФ по российскому законодательству.
Выяснить действие налогового нормативного акта по кругу лиц - значит определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.