Заключение

Ожидание... самая существенная черта нашей веры... Мы, христиане,- наследники Израиля, и мы обязаны хранить пламя своего ожидания, покуда мы живы в мире. Тейяр де Шарден Итак, после Эзры мудрецы, раввины и книжники окончательно приходят насмену пророкам, миссия которых в истории как бы завершается (1). Но то, чтопоследующие поколения будут бережно хранить книги пророков, указывает на ихнепреходящее значение для ветхозаветного сознания. Пророки займут почетноеместо в Писании рядом с Законом. И действительно, именно профетизм заложилсамые основы библейской веры, принес свет Слова Божия в темные массы народа.Борясь против язычества и суеверного магизма, ханжества и деспотизма,пророки провозгласили чистый этический монотеизм, учили о действующем вистории Боге, о Божественной святости, о правде и любви, о вечноммессианском Царстве. Но прежде, чем их предвидение сбылось, прежде, чем это Царство былоосновано среди людей, требовалось время для усвоения и практическогоприложения идеалов веры. Этой цели и посвящают себя новые духовныеруководители Израиля. Их харизма, духовное дарование, безусловно, отличаетсяот харизмы пророческой. Профетизм навсегда останется уникальным явлениемдаже в самом Ветхом Завете. Пророки поистине были "боговидцами" и "друзьями Божиими", трепетблизости Неисповедимого пронизывает каждое их слово. Между тем преемники ихсознают себя уже в ином положении. Мудрецы опираются на повседневныйчеловеческий опыт, а толкователи Закона кладут в основу внешний авторитетписьменной Торы (2). Это может показаться снижением религиозного уровня, и вкаком-то смысле так оно и было. Но следует помнить, что призвание учителейсостояло в пастырстве, в постоянном наставлении рядового человека (3). Приэтом эпоха Мудрости и Закона-лишь диалектический момент в целостном потокебиблейской истории. Харизма мудрецов отвечала потребностям определенногоэтапа становления веры. И поэтому, хотя она и была иной, нежели дар пророка,в существе своем она не противоречила профетизму. Но здесь возникает важный вопрос: не крылось ли все же противоречие восновной направленности Закона и пророков? Ведь Закон озабочен жизньючеловека в настоящем, в то время как профетизм весь ориентирован наГрядущее. Не является ли переход к новому периоду полным отрицаниемпророчества? Прежде всего нужно сказать, что и в годы господства книжников ираввинов мессанские чаяния не угасли. Об этом свидетельствуют иудейскиеапокалиптики. Пусть писания их порой отмечены пылкой необузданностьюфантазии, но страстное ожидание Свершения роднит их с мессианской веройпророков. Этот эсхатологический порыв не ослабевал в еврейском мире досамого явления Христа. Но главное заключается в том, что пророки, при всей остроте своегоощущения динамики истории, никогда не пренебрегали задачами сегодняшнегодня. Они были убеждены в возможности для человека согласовать свою волю сВолей небесной. В противном случае все их призывы к нравственному очищениюнарода были бы бессмысленны. Вначале, как мы видели, само теократическое царство Израиля казалось имтой формой, в которой осуществится на земле владычество Ягве. Но горькийопыт разочарования в земной монархии помог им отделить подлинное БожиеЦарство от человеческого Града. Первое, как они поняли, не может бытьдостигнуто только усилиями людей; венец истории есть спасительное деяниеПредвечного. Хотя человек и должен стремиться к праведности, но он не всостоянии избавить сам себя от зла и несовершенства. Это избавление наступитлишь в Новом Иерусалиме, в Царстве Божием, которое есть новое Небо и новаяЗемля. Между тем гармоническое общество есть нечто подобное Земле Обетованной,которую человек должен завоевывать неустанно, стремясь осуществлять Божиюправду в отношениях между людьми. Пророки не предлагали конкретных планов социального устройства, ибо онибыли учителями веры. Но именно вера должна была, по их мысли, служитьглавным ориентиром в поисках Земли Обетованной. Человек должен стремиться кней, не отрывая, однако, взора от духовного идеала, начертанного перед ним. Справедливость и мир, человечность и сострадание-все это, по учениюпророков, является прямым требованием Бога, Его призывом к людям, живущим наземле: Тебе сказано, человек, что есть добро и чего Ягве требует от тебя. Только поступать справедливо, и любить милосердие, и в смирении ходитьперед Богом твоим. (Мих 6, 8) Отказавшись от мысли, будто справедливое общество есть же само ЦарствоБожие, пророки тем не менее остались поборниками социальной правды. Для нихона была земным воплощением веры, признаком готовности людей встретитьГрядущего. Предреченное свершится: Бог явится в мир, чтобы обновить и очиститьего. Но каким будет Его пришествие? Если человек не окажется подготовленнымк нему, оно станет страшным Судом миру... Первый суд свершился на Голгофе. "Суд же состоит в том, что свет пришелв мир, но люди более возлюбили тьму, нежели гвет" (Ин 3, 19). Но Евангелие-только начало Царства; Сам Христос говорит о Своем второмявлении во славе. И это ставит христианский мир в положение, близкое кпозиции людей Ветхого Завета, людей, чаявших Богоявления. Мы так же, как иони, устремлены к новой Земле и новому Небу, и так же, как и к ним, обращенк нам призыв Господень: взыщите правды! Слово Божие вдохнуло в христианские народы мощный импульс, жаждусозидания. Вся двадцативековая история их есть поиски Земли Обетованной,вдохновленные Библией. Надо признать, что в этой истории темных страниц былоне меньше, чем в истории народа Божия; она знала не меньше ошибок и взрывовзлой воли, чем Ветхий Завет. Теократические иллюзии не один раз замутнялихристианское понимание истории. Народам казалось, что Царство Божиедостижимо земными средствами. Но действительность, как это было и во временапророков, неизменно разоблачала утопии, обнаруживая бессилие человека в том,что может сделать только Бог. Все усилия людей бесплодны, если они не связаны с верой в Божий замысело творении, но в то же время пассивное ожидание Царства, отказ от земногоделания-означают глухоту к Божественному зову. Именно потому, что пророкиожидали конечного Богоявления, они были неустрашимыми поборниками земнойправды. "Пророки" нового времени Николай Федоров и Тейяр де Шарден верили в то,что человечество в процессе своего возрастания безболезненно перейдет отЗемли Обетованной к Царству Божию. Если оставаться в реалистических рамках,это весьма маловероятно. Но кто решится диктовать истории и огульно отрицатьэту, пусть даже столь сомнительную, перспективу? Не уподобится ли он, посправедливому сравнению Федорова, Ионе, который упрекал Бога в том, что Тотне разрушил Ниневию? Не ведет ли это отрицание к мстительному нигилизму иустранению человека от его прямого назначения в мире? История-это не рок, носвобода, а где свобода - там до конца остаются альтернатива и выбор путей... Человечество, идущее из тьмы веков к "жизни будущего веса", может вконце концов оказаться достойным встретить ее, даже если сейчас, втермоядерный век, это кажется нам немыслимым. Но столь же, если не более,вероятно, что оно придет к рубежу истории обанкротившимся, погрязшим в злобеи безумии. Тогда прольются апокалиптические "чаши гнева", и рождение новогоэона бытия станет мировой катастрофой, о которой говорит Библия. Но каков бы ни был исход человеческой истории, перед всеми, чающими"нового неба и новой земли", стоит задача трудиться в мире, укрепляя себяпророческим видением Царства. Жизнь и служение библейских провидцев являют вэтом смысле великий пример. По-еврейски "давар" означает и слово, и дело. В разделении того идругого была ошибка Фауста, который хотел оставить только "дело". Но стольже опасно заблуждение тех, кто, пытаясь парить в безвоздушном пространстве,опускает руки, все предоставляя сверхчеловеческим силам. У пророков воля к борьбе укреплялась в богообщении и молитве, питаласьих доверием к Творцу. В этом их исключительное значение в истории духа.Великие мудрецы древнего мира совершили подвиг, отвергнув старое пониманиерелигии, согласно которому отношение человека к Высшему было сделкой. Нобиблейским учителям открылось нечто бесконечно большее: глубочайшая связьчеловека с Сущим, единение, которое не только приносит мир и свет, норождает потребность в деятельном добре. Им открылась тайна Творца,страждущего за мир, чудо Божественной Любви. И теперь, после них, когдаЛюбовь Бога явлена на Кресте с предельной полнотой, она бесконечно углубляетнаш союз с Ним, Источником неиссякаемой духовной силы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: