Безопасность в толпе

Основным правилом является исключение вероятности вовлечь себя в толпу. Выжить в экстремальной ситуации поможет соблюдение определенных правил поведения в толпе:

- нельзя поддаваться общему психозу и стремиться спастись любой ценой.

- не следует слепо подчиняться мнению толпы, сколь бы верным оно ни казалось, нужно принимать самостоятельное решение;

- не рекомендуется высказывать или каким-либо образом проявлять свое несогласие с мнением и действиями толпы.

Если находитесь в большой группе людей обязательно, выполняйте следующие правила:

- не берите с собой детей (рекомендация для взрослых, но все дети станут взрослыми, и это пригодится им в будущем);

- не берите с собой острые (колющие, режущие) предметы;

- не надевайте галстук и шарф; лучше не брать сумок, папок, портфелей;

- желательно надеть обувь без шнурков и высоких каблуков;

- одежда должна быть из крепкой ткани, нужно застегнуть ее на все пуговицы (молнии), чтобы она плотно облегала фигуру;

- без крайней необходимости не берите плакаты на шестах – их могут использовать как оружие;

- желательно снять со своей одежды различную символику;

- если вы не корреспондент, то обойдитесь без фотоаппарата и кинокамеры;

- старайтесь находиться в непосредственной близости от выходов из мест большого скопления людей, располагаться с краю, не в гуще;

- возьмите с собой документы, удостоверяющие личность.

При приближении уличной толпы:

- следует быстро уйти в боковые улицы и переулки;

- можно зайти в ближайший подъезд, попросить убежища у его жильцов либо подняться на чердак или крышу дома и переждать беспорядки там;

- можно забраться на козырек капитального строения, другое устойчивое возвышение или через слуховое окно залезть в подвал, спрятаться под стоящим поблизости троллейбусом, тяжелым автомобилем и т. п.;

- нельзя убегать от толпы в сторону ее движения и в неизвестные переулки, так как это, во-первых, может спровоцировать погоню, во-вторых, привести в тупик, где толпа вас настигнет, в-третьих, вы можете оказаться между толпой и силами правопорядка и пострадать от тех и других.

В движущейся толпе:

- необходимо избегать мест соприкосновения толпы со строениями, особенно с витринами, заграждениями, водосточными трубами;

- следует “плыть” в одном направлении, стараясь устоять на ногах;

- рекомендуется снять шарфы, галстуки, цепочки, очки, затянуть пояса, ремни, крепко завязать шнурки;

- нельзя пытаться оказывать сопротивление движению толпы, приближаться к неподвижным предметам, тем более хвататься за них;

- ни в коем случае нельзя нагибаться, поправлять обувь, поднимать потерянные вещи – это может привести к падению, что в толпе равносильно смерти.

Упав в толпе, попытайтесь быстрее подняться. Постарайтесь встать на подошвы или на носки, а затем, резко оттолкнувшись ногами от земли, выныривайте. Если встать невозможно, свернитесь клубком; защитите голову предплечьями, а затылок ладонями.

36. Выживание в экстремальной ситуации: поведение человека в автономной ситуации.

Автономное существование человека в природе – особенно трудная ситуация жизнедеятельности. В ней может оказаться как группа людей – группа туристов, экипаж самолета, экспедиции и т.д., так и отдельный человек – заблудившийся, оторвавшийся от группы. Автономное существование в природе, по каким бы причинам оно не произошло, серьезно влияет на человека. Так, удовлетворение даже самых обычных потребностей в ненаселенной местности, например, в пище и воде, порой превращается в неразрешимую проблему. Жизнь человека при этом зависит не только от образования, профессиональных навыков, материального достатка, а чаще от другого - наличия или отсутствия водоемов, съедобных растений, животных, а так же от температуры воздуха, солнечной радиации и силы ветра. Но главное - многое зависит от того, как человек воспринимает эту ситуацию и насколько он подготовлен к встрече с ней, вынослив и умел Главная задача человека в автономной ситуациивыжить! Слово “выжить” всегда употреблялось в совершенно конкретном смысле – «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Под выживанием понимают активные, разумные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Положение оказавшегося наедине с природой человека сложно еще и потому, что чаще всего ситуация автономии возникает неожиданно. Любая вынужденная автономия сразу же ставит перед человеком задачи, от решения которых зависит его безопасность и спасение:

- преодоление страха и возможного стрессового состояния;

- оказание помощи и самопомощи в случае травмы или ранения;

- спасение имущества и запасов продовольствия;

- установление связи или подача сигналов бедствия;

- построение временного укрытия; добыча воды и пищи;

- ориентирование в пространстве и времени для определения маршрута выхода к людям.

Особую опасность для человека имеет вынужденная автономия. Опасность ее заключается в том, что человек один на один с природой оказывается неожиданно, без предварительной подготовки, без снаряжения. Ситуации вынужденной автономии многообразны и могут встретиться на жизненном пути каждого человека. Наиболее характерными являются: авария транспортных средств (воздушных, морских, сухопутных); потеря ориентировки на местности; потеря коллектива в природной сфере.

Оказавшись в такой экстремальной ситуации далеко не каждый способен к немедленным, энергичным целенаправленным действиям. Большая часть пострадавших (50-70%) оказывается в состоянии своеобразного ошеломления – остаются относительно спокойными, но активных действий не принимают. 15-25% проявляют истерическую реакцию, сильно возбуждены, их действия не соответствуют реальной обстановке или находятся в состоянии «психологического шока» - заторможенность, подавленность, безразличие, неспособность к каким-либо действиям. Только единицы, сохранив самообладание, быстро оценивают сложившуюся обстановку, действуют решительно и разумно. При психологическом стрессе страх является первой опасностью, с которой приходится встречаться человеку. Этот стрессор сильно и болезненно действует на организм, все способности человека внезапно достигают либо крайнего напряжения, либо приходят в полный упадок. «Почуяв опасность», организм становится подобным взведенной пружине. Мозг начинает соображать быстро, зорче становится взгляд, острее слух, а мышцы наливаются неведомой силой. Если научиться подавлять и контролировать страх, он становится своеобразным катализатором энергии и решительности. Но стоит поддаться ему, как он превратиться в опасного врага, подчинив себе все мысли и поступки. Поддавшись страху, человек окончательно утрачивает способность контролировать свои действия, принимать правильные решения. В экстремальных ситуациях важно сохранить максимум хладнокровия, отстраниться от «личного» страха, оценить обстановку в целом, наметить наиболее безопасную линию поведения. Отвлечение от «личного страха» достигается волевым действием – «переключением мозга». Иногда достаточно просто задать себе вопрос или команду, или просто сосчитать до десяти. Желательно выработать своеобразный рефлекс на опасность. Достигается это обучением действий в экстремальных ситуациях.

37. Экстремальные ситуации в быту и обеспечение безопасности человека с этих ситуациях.

38. Охрана труда. Основные положения, правовая база. Аттестация рабочих мест.

Аттестация рабочих мест - это система анализа и оценки всех мест, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя.

Аттестация проводится в целях осуществления оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, а также для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утверждено постановлением Минтруда РФ от 14 марта 1997 г. (Бюлл. Минтруда РФ. 1997, N 5.)

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Положением, используются в целях:

планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

обоснования предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, в предусмотренном законодательством порядке;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;

ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;

составления статистической отчетности о состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу с вредными и опасными условиями труда;

применения административно-экономических санкций (мер воздействия) к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда РФ при выявлении нарушений в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к карте аттестации рабочего места по условиям труда.

Изменения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются специалисты центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лабораторий органов Государственной экспертизы условий труда РФ и других лабораторий, аккредитированных (аттестованных) на право проведения указанных изменений.

Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда РФ на право проведения указанных работ.

Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям труда заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке с целью определения фактических значений их параметров. Для организации и проведения аттестации издается приказ, в соответствии с которым создаются аттестационная комиссия организации и, при необходимости, комиссии в структурных подразделениях, назначаются председатель аттестационной комиссии, члены комиссии и ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, а также определяются сроки и график проведения работ по аттестации.

В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать специалистов служб охраны труда, организации труда и заработной платы, главных специалистов, руководителей подразделений организации, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций, совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива.

Аттестационная комиссия:

осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы на всех ее этапах;

формирует необходимую нормативно-справочную базу для проведения аттестации рабочих мест и организует ее изучение;

составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда;

выявляет на основе анализа причин производственного травматизма в организации наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование;

составляет перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте;

присваивает коды производствам, цехам, участкам, рабочим местам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

аттестует и принимает решения по дальнейшему использованию рабочих мест;

разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда;

вносит предложения о готовности подразделений организации (производственных объектов) к их сертификации на соответствие требованиям по охране труда.

При аттестации рабочих мест проводится оценка условий труда, оценка травмобезопасности оборудования и приспособлений. При этом учитывается обеспеченность работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также эффективность этих средств.

Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации не менее 20% таких рабочих мест.

При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений.

Инструментальные измерения физических, химических, биологических и психофизиологических факторов, эргономические исследования должны выполняться в процессе работы, то есть при проведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты.

Инструментальные измерения уровней производственных факторов оформляются протоколами. Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются: производственное оборудование, приспособления, инструменты, а также обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты оно признается аттестованным. В случаях, когда на рабочем месте фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.

Информация о результатах аттестации рабочих мест доводится до сведения работников организации. Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

Государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы Государственной экспертизы условий труда РФ.
Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

39. Здоровье. Условия, влияющие на здоровье. Здоровый образ жизни.

здоровье ВОЗ: «Здоровье - состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Факторы, влияющие на здоровье. Социальная обусловленность здоровья.

Изучение общественного здоровья проводится на основе разнообразных критериев. Однако одних критериев для изучения общественного здоровья недостаточно. Необходимо их использовать в совокупности с факторами, влияющими на здоровье. Эти факторы можно условно объединить в 4 группы:

1) биологические факторы - пол, возраст, конституция, наследственность,

2) природные - климатические, гелиогеофизические, антропогенное загрязнение и др.,

3) социальные и социально-экономические - законодательство об охране здоровья граждан, условия труда, быта, отдыха, питания, миграционные процессы, уровень образования, культуры и др.,

4) медицинские факторы или организация медицинской помощи.

Составляющими ЗОЖ являются:
1. рациональное питание;
2. полноценный сон;
3. соблюдение режима труда и отдыха;
4. закаливание;
5. соблюдение гигиенических норм и правил;
6. отказ от вредных привычек;
7. дозированные физические нагрузки;
8. сексуальная культура, рациональное планирование семьи;
9. психологический комфорт и др.

40. Безопасное питание. Проблемы качества питания. Рациональное питание и его принципы.

Питание должно быть рациональным, сбалансированным

Рациональное питание должно основываться на теории сбалансированного питания и предусматривать правильный режим потребления пищи. Необходимо знать и соблюдать три принципа рационального питания: умеренность, разнообразие, режим приема пищи. Умеренность в питании не позволяет потреблять с пищей энергии больше или меньше, чем ее расходуется в процессе жизнедеятельности; разнообразие пищи в рационе с наибольшей степенью вероятности гарантирует поступление в организм всех незаменимых компонентов питания; определенный режим питания (время приемов пищи в течение дня, а также количество и качество пищи при каждом ее приеме) поддерживает аппетит в нужных рамках.

41. РСЧС: задачи, функции, структура.

В 1992г. функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и гражданской обороной (ГО): РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО – в военное время. В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Принятый в феврале 1994г. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» стал законодательной основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС России).

Главной задачей МЧС России является организация и обеспечение, выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасностей, возникающих при военных действиях.

В ноябре 1995г. была завершена организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций России.

Основные задачи РСЧС:

· проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а при возникновении ЧС – защита Жизни и здоровья людей, материальных ценностей и окружающей среды;

· формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

· проведение мероприятий по защите населения и территории;

· оповещение и информирование населения о ЧС;

· ликвидация ЧС;

· создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

· выполнение мероприятий гражданской обороны;

· оказание гуманитарной помощи;

· подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;

· обеспечение функционирования объектов и отраслей в ЧС;· пропаганда среди населения значимости РСЧС в общей системе безопасности страны. Структура РСЧС.

Организационная структура системы строится по территориально-производственному принципу, состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Звенья (местный уровень) создаются в муниципальных образованьях (район, населенный пункт) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем и звеньев определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий и катастроф в Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

К федеральному уровню РСЧС относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории России по 7 регионам. В составе РСЧС образованы: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону), Приволжский (г. Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск), и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы.

К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства субъектов Российской Федерации с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на их территориях.

Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый – территорию предприятия, учреждения, организации.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Составной частью РСЧС является Гражданская оборона (ГО), которая входит в нее органически как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени. В мирное время своими постоянно действующими органами управления, силами и средствами ГО участвует в решении отдельных задач РСЧС в соответствии с действующим законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: