Основные принципы организации медицинской помощи в сельской местности:
· Этапность
· Бесплатность
· Общедоступность
· Преемственность медицинской помощи
Однако особенности проживания в сельской местности накладывают отпечаток на всю систему организации медицинской помощи.
Особенности сельского здравоохранения:
- Участковое обслуживание сельского населения (с организацией на участке одного-двух фельдшерских пунктов и аптеки, а в центре каждого участка – больницы с амбулаторией);
- Низкая обеспеченность специалистами;
- Отсутствие права выбора медицинского учреждения, так как в небольших населенных пунктах медицинская помощь оказывается, как правило, одним врачом (фельдшером);
- Низкий уровень (по сравнению с городским) потребления медицинской инфраструктуры коммуникаций значительно снижает доступность медицинской помощи сельским жителям;
- Низкая (по сравнению с городом) плотность населения, располагающегося на большей территории, разбросанность населённых пунктов и их отдалённость;
|
|
Среди обслуживаемого населения преобладают неработающие, пенсионеры.
- Плохое качество, а порой и отсутствие дорог;
- Специфика сельскохозяйственного труда (сезонность полевых работ, зависимость от погодных условий и т. д.);
Особенности условий, образа жизни, национальных традиций и обычаев сельского населения
Структура сельского здравоохранения
Первичное звено оказания медико-санитарной помощи на селе представлено:
- сетью фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП)
- врачебными (фельдшерскими) амбулаториями
- центральными районными поликлиниками (в составе ЦРБ).
В стационарную сеть входят:
· участковые больницы
· центральные районные больницы (ЦРБ)
· краевые (областные) больницы.
Организация медико-социальной помощи на селе, её объём и качество зависят от:
- удалённости медицинских учреждений от места жительства пациентов;
- укомплектованности квалифицированными кадрами, оборудованием;
- возможности получения специализированной медицинской помощи;
- возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения.
Главной особенностью организации медицинской помощи сельскому населению является ЭТАПНОСТЬ её оказания. Условно выделяют три этапа оказания лечебно-профилактической помощи населению.
Первый этап – сельский врачебный участок (СВУ) или, с учетом новых организационных структур - территориальное медицинское объединение (ТМО). Территориальный сельский врачебный участок включает: участковую сельскую больницу или самостоятельную врачебную амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), здравпункты при предприятиях и совхозах, профилактории (они могут организовываться при крупных совхозах), медпункты детских образовательных учреждений, родильный дом.
|
|
Основным учреждением является сельская участковая больница (СУБ) или врачебная амбулатория, где сельские жители получают квалифицированную медицинскую помощь (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).
Второй этап – районные медицинские учреждения.
Основным учреждением является центральная районная больница (ЦРБ), оказывающая специализированную мед.помощь по основным ее видам.
Третий этап – областные (краевые, окружные, республиканские) учреждения. Основным учреждением в областном здравоохранении является областная (краевая, окружная, республиканская) больница – крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать в полном объёме высококвалифицированную специализированную помощь не только сельским, но и всем жителям субъекта РФ по всем основным специальностям.
На этих этапах учреждения могут быть разделены на две группы:
- Учреждения, которые обязательно присутствуют в каждом районе, области (ФАПы, ЦРБ, ЦГСЭН и т. д.)
- Учреждения, которые в зависимости от местных условий могут быть, а могут и не быть в наличии (районные родильные дома, номерные больницы и т. д.) в отдельных регионах.
ПЕРВЫЙ ЭТАП
СЕЛЬСКИЙ ВРАЧЕБНЫЙ УЧАСТОК (СВУ). ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НА УЧАСТКЕ.
Задачи СВУ:
- оказание населению общедоступной квалифицированной врачебной помощи
- проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий
- формирование у жителей установок и навыков здорового образа жизни.
Состав СВУ:
- ФАПы
- сельская участковая больница (СУБ) или врачебная амбулатория
- родильные дома
- медпункты дет.образовательных учреждений
- фельдшерские здравпункты при предприятиях и совхозах
- совхозные профилактории
Структура СВУ формируется в зависимости от численности обслуживаемого населения (5 – 9 тыс. человек), радиуса обслуживания (7 – 10 км), расстояния до ЦРБ и состояния дорог. Однако, в зависимости от природных и экономическо-географических факторов, влияющих на доступность мед.помощи, размеры врачебных участков, численность населения на участке могут быть различными.
Все медицинские учреждения, входящие в состав СВУ, организационно объединены и работают по единому плану под руководством главного врача участковой больницы (амбулатории).
ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИЙ ПУНКТ (ФАП)
Первым учреждением, в которое обычно обращается пациент в сельской местности, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). ФАП организуется в населённых пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние до ближайшего медицинского учреждения превышает 7 км, то ФАП может быть организован и в населённом пункте с числом жителей до 700 человек.
На ФАПе, в зависимости от численности обслуживаемого населения, могут работать:
- фельдшер;
- фельдшер и акушерка;
- фельдшер, акушерка и патронажная сестра.
Функции ФАП:
- Оказание населению первой доврачебной медицинской помощи;
- Обеспечение населения лекарственными средствами (по утверждённой органами управления здравоохранения номенклатуре);
- Своевременное и в полном объёме выполнение назначений врача;
- Организация патронажа детей и беременных женщин, динамическое наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан;
- Проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;
|
|
- Систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов войн и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов);
- Проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности;
- Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения
- Оказание неотложной зубоврачебной помощи (например, снятие острой боли)
Фельдшер ФАПа обязан оказывать первую медицинскую помощь при острых заболеваниях и травмах, проводить прививки, физиотерапевтические мероприятия. Медицинские работники ФАПа непосредственно участвуют в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населённых пунктов, в проведении подворных обходов по эпидемиологическим показаниям, извещают ЦГСЭН об инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваниях, отравлениях, нарушениях санитарных правил. Таким образом, ФАП является учреждением в большей степени профилактической направленности.
СЕЛЬСКАЯ УЧАСТКОВАЯ БОЛЬНИЦА (СУБ)
Сельская участковая больница (СУБ) является ведущим учреждением на СВУ. В своём составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию.
Характер и объём медицинской помощи в участковой больнице определяется мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Однако независимо от мощности она обязана, прежде всего, осуществлять оказание амбулаторной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическую помощь детям, неотложную хирургическую и травматологическую помощь.
В штате СУБ должны быть врачи по основным специальностям: терапия, педиатрия, стоматология, акушерство и гинекология, хирургия.
Задачи СУБ:
- Обеспечение населения закреплённой территории квалифицированной врачебной помощью (амбулаторной и стационарной);
- Планирование и проведение мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма среди различных групп сельского населения;
|
|
- Проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребёнка;
- Внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения, передовых форм и методов организации медицинской помощи;
- Организационно-методическое руководство и контроль над деятельностью ФАПов и других учреждений здравоохранения, входящих в состав врачебного участка.
Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению может оказываться амбулаторией (поликлиникой), входящей в структуру СУБ, или самостоятельной сельской врачебной амбулаторией (поликлиникой). Основные задачи этого учреждения: проведение широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, раннему выявлению больных, диспансеризация, оказание квалифицированной медицинской помощи населению. Врачи ведут приём взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приёме больных могут принимать участие и фельдшера, однако амбулаторная помощь в сельской врачебной амбулатории должна оказываться врачами.
Функции СУБ:
- Проведение мероприятий по приближению внебольничной помощи к работникам сельского хозяйства в период массовых полевых работ;
- Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий (профилактические прививки, текущий санитарный надзор за учреждениями и объектами, водоснабжением и очисткой населённых мест и т. д.);
- Плановые выезды врачей в подчинённые ФАПы и детские образовательные учреждения для оказания практической помощи и проведения контроля над их работой;
- Проведение экспертизы временной нетрудоспособности и, в случае необходимости направление на МСЭК.
ВТОРОЙ ЭТАП
ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА (ЦРБ)
ЦРБ – основное учреждение второго этапа сельского здравоохранения является центральная районная больница, которая осуществляет основные виды специализированной квалифицированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления. ЦРБ служит центром оперативного руководства всеми учреждениями здравоохранения на территории района, отвечает за организацию, постановку и качество медицинской помощи населению, осуществляет организационно-методическую работу.
В различных регионах страны действуют ЦРБ разной мощности, которая зависит от численности населения, обеспеченности больничными учреждениями и других факторов. Оптимальная мощность ЦРБ не менее 250 коек.
Состав ЦРБ:
· Стационар с отделениями по основным специальностям;
· Поликлиника с лечебно-диагностическими кабинетами и лабораторией;
· Отделение скорой и неотложной медицинской помощи;
· Патологоанатомическое отделение;
· Организационно-методический кабинет;
· Структурные вспомогательные подразделения (аптека, кухня, медицинский архив и др.).
Профиль и количество специализированных отделений в составе ЦРБ зависят от её мощности, однако оптимальное число их должно быть не менее пяти:
1) терапевтическое;
2) хирургическое с травматологией;
3) педиатрическое;
4) инфекционное;
5) акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).
Задачи ЦРБ:
- Обеспечение населения района и районного центра квалифицированной специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощью;
- Организация скорой медицинской помощи;
- Оперативное и организационно-методическое руководство всеми учреждениями здравоохранения района, контроль за их деятельностью;
- Планирование, финансирование и организация материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения район;
- Разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обслуживания населения, снижение заболеваемости, младенческой и общей смертности, укрепление здоровья;
- Разработка и осуществление мер по расстановке, рациональному использованию, повышению квалификации и воспитанию медицинских кадров учреждений здравоохранения.
Руководство здравоохранением района осуществляет главный врач ЦРБ, имеющий заместителей по основным направлениям деятельности:
- по медицинской части;
- по поликлинической работе;
- по организационно-методической работе (заведующий организационно-методическим отделом);
- по административно-хозяйственной работе
- по детству и родовспоможению (в районах с численностью населения 70 тыс. и более).
Санитарно-профилактической службой руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом ЦГСЭН.
Врачам сельских врачебных участков для оказания методической, организационной и консультативной помощи ЦРБ выделяет районных специалистов, которые в рамках своей специальности осуществляют организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района. Это, по существу, заведующие отделениями ЦРБ, наиболее опытные врачи.
Функции заведующего отделением ЦРБ:
- возглавляет лечебную работу в районе по своей специальности;
- выезжает для консультаций;
- проводит показательные операции;
- обследование и лечение больных;
- направляет бригады врачей-специалистов в медицинские учреждения сельских врачебных участков;
- заслушивает отчёты врачей участковых больниц, заведующих ФАПов;
- анализирует планы работы, статистические отчёты;
- проводит научные конференции, семинары;
- осуществляет повышение квалификации на рабочем месте и т. д.
Поликлиника ЦРБ
Поликлиника (амбулатория) ЦРБ оказывает квалифицированную медицинскую помощь сельскому населению по 8 – 10 врачебным специальностям.
Задачи поликлиники:
· Обеспечение квалифицированной амбулаторно-поликлинической помощью прикреплённого населения района и районного центра;
· Организационно-методическое руководство амбулаторно-поликлиническими подразделениями района, контроль над их деятельностью;
· Планирование и проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости и инвалидности;
· Своевременное и широкое внедрение в практику работы всех амбулаторно-поликлинических учреждений района современных методов и средств профилактики и лечения заболеваний, передового опыта оказания амбулаторно-поликлинической помощи.
В районную поликлинику обращаются сельские жители по направлениям медицинских учреждений сельских врачебных участков для получения специализированной медицинской помощи, функционального обследования, консультаций у врачей-специалистов.
С целью приближения специализированной медицинской помощи к месту жительства на базе ЦРБ из числа штатных врачей и медсестёр могут создаваться выездные бригады врачебно-амбулаторной помощи.
Важную роль в организации лечебно-профилактической помощи в районе играет организационно-методический кабинет ЦРБ. Он должен быть укомплектован наиболее опытными врачами, и располагать данными об экономике и санитарном состоянии района, о сети и укомплектованности медицинских учреждений кадрами, об обеспеченности населения различными видами медико-социального обеспечения и т. д. Возглавляет организационно-методический кабинет заведующий, который одновременно является заместителем главного врача ЦРБ.
Межрайонные специализированные отделения (МСО)
С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению в районных центрах могут создаваться межрайонные специализированные отделения (центры), оснащённые современным оборудованием.
Функции межрайонных центров выполняют ЛПУ, способные обеспечить население специализированной высококвалифицированной стационарной или амбулаторно-поликлинической медицинской помощью, в случаях, когда ЦРБ окружающих районов не имеют возможности оказывать специализированную помощь по данной специальности.
Наряду с выполнением функции структурного подразделения ЛПУ межрайонные специализированные центры (отделения) осуществляют:
Функции МСО:
- Консультативные приёмы в поликлинике больных по направлению врачей ЛПУ прикреплённых районов;
- Госпитализацию больных из прикреплённых районов;
- Организационно-методическую и консультативную помощь (включая экспертизу трудоспособности) врачам ЛПУ прикреплённых районов, в том числе путём плановых выездов;
- Внедрение в практику работы учреждений здравоохранения современных средств и методов профилактики, диагностики и лечения больных по соответствующей специальности;
- Проведение анализа результатов оказания медицинской помощи жителям прикреплённых районов, представление информации о работе межрайонного медицинского центра;
- Проведение совместных контрольно-экспертных комиссий, тематических конференций, семинаров.
Организации здравоохранения прикреплённых районов обеспечивают транспортировку больных и беременных в межрайонный центр (по договорённости), направление больных на консультацию только при условии полного обследования в соответствии с медико-экономическими стандартами, информируют население о режиме работы специалистов центра. Для координации работы межрайонных медицинских центров и приписанных районов создаются межрайонные медицинские советы.
Служба скорой медицинской помощи
Служба скорой медицинской помощи на селе остается сегодня и наиболее востребованной, и наиболее проблемной.
Задачи:
- оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма;
- доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
В настоящее время четко обозначились основные тенденции, оказывающие влияние на организацию скорой медицинской помощи населению страны.
Они связаны, прежде всего, со следующими факторами:
- увеличение травматизма и других несчастных случаев, связанных с техногенной деятельностью человека;
- ухудшение экономических условий жизни населения, социальная
нестабильность, увеличение стрессовых ситуаций;
- увеличение обращаемости и ухудшение оперативной обстановки;
- утяжеление и хронизация патологий;
- ухудшение материально-технического оснащения выездных бригад службы скорой медицинской помощи, выработанный ресурс оборудования и т. д.;
- отсутствие системы организации оказания первой медицинской помощи на месте происшествия (травмы) до приезда бригады скорой помощи;
- социально-психологические проблемы самого персонала скорой медицинской помощи и вызванные ими конфликты, текучесть кадров, увеличение заболеваемости среди работников службы;
- оказание медицинской помощи жителям большого числа мелких населенных пунктов при их удаленности от основных лечебно-профилактических учреждений, отсутствии коммуникаций и связи.
Вместе с тем сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению, ориентированная на оказание пациентам максимального объема помощи на догоспитальном этапе, не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной.
Для службы скорой медицинской помощи на селе характерны как все вышеперечисленные проблемы, так и свойственные только ей – оказание медицинской помощи жителям большого числа мелких населенных пунктов при их удаленности от основных лечебно-профилактических учреждений, отсутствии коммуникаций и связи.
Одним из следствий социально-экономического кризиса в России стало ухудшение состояния здоровья населения. В течение последнего десятилетия сложилась стойкая тенденция к повышению уровня смертности, обусловленная ростом травматизма, отравлений, заболеваний сердечно-сосудистой системы медицинской профилактики и ограниченная доступность лекарственных препаратов привели к хронизации патологий и росту потребности населения в экстренной медицинской помощи.
Экстренная медицинская помощь является социально значимым видом медицинской помощи, который в новых условиях экономического развития не может быть полностью переведен на рыночные условия хозяйствования. Скорая медицинская помощь стоит на первом месте в «Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью», что предполагает приоритетность ее финансирования.
Станции скорой медицинской помощи в сельской местности, как и городские, подразделяются на категории в зависимости от числа вызовов в год. В сельских районах это в основном станции третьей и четвертой категории, обслуживающие соответственно от 25 тыс. до 50 тыс. и от 10 тыс. до 25 тыс. вызовов в год.
Основной структурно-функциональной единицей станции скорой медицинской помощи является фельдшерская бригада:
- два фельдшера;
- санитар;
- водитель.
Бригада оказывает необходимую медицинскую помощь в пределах компетенции, определенной отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала. Состав и структуру бригады утверждает руководитель станции (отделения) скорой медицинской помощи.
На должность фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «лечебное дело», имеющий диплом и соответствующий сертификат, на должность фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (отделения) скорой медицинской помощи - специалист со средним медицинским образованием по специальности «лечебное дело» или «сестринское дело».
Обязанности и права фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи и фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (отделения) скорой медицинской помощи, а также их ответственность регламентированы приказом Минздрава России от 26.03.99 № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации».
Отделения (филиалы) неотложной медицинской помощи создаются на базе участковых больниц и сельских врачебных амбулаторий с круглосуточным закреплением за ними санитарного транспорта. Такие организационные модели позволяют оказывать скорую и медицинскую помощь гарантированно, круглосуточно и бесплатно в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.
Реализовать поставленные задачи невозможно без принятия действенных мер на региональном уровне, без постоянной и кропотливой работы по подготовке кадров, проведения сертификации и аттестации персонала службы скорой медицинской помощи, особенно фельдшерского состава как основного кадрового звена службы. А также материально-технического обеспечения выездных бригад.
В решениях коллегии Минздрава России от 22 мая 2001 г. «О состоянии медицинской помощи сельскому населению» органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить территориальные планы мероприятий по развитию сельского здравоохранения, в т.ч. и в части разработки территориальных программ развития службы скорой медицинской помощи.
При создании таких программ необходимо учитывать приоритетные направления в развитии экстренной медицинской помощи:
- создание схемы управления экстренной медицинской помощью в субъекте Российской Федерации в целом и в каждом населенном пункте в частности;
- модернизация оборудования. Внедрение информационных технологий диспетчерской службы скорой медицинской помощи и приемных отделений стационаров с четким формированием потоков госпитализации;
- расширение объемов лечебно-диагностической помощи на основе единых медико-экономических стандартов оказания экстренной медицинской помощи и разработанных протоколов ведения больных;
- совершенствование системы оплаты труда и тарифной политики для учреждений, оказывающих экстренную медицинскую помощь в сельской местности.
Оказание экстренной медицинской помощи является одним из факторов национальной безопасности. Уровень ее организации непосредственно влияет на снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью населения. Приоритетом развития службы скорой медицинской помощи на селе должны стать единые станции скорой медицинской помощи с развитой сетью подразделений службы, максимально приближенных к сельскому жителю.
ТРЕТИЙ ЭТАП
ОБЛАСТНЫЕ (КРАЕВЫЕ, ОКРУЖНЫЕ, РЕСПУБЛИКАНСКИЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ
Краевая (областная, окружная, республиканская) больница – крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать высококвалифицированную специализированную помощь не только сельским жителям, но и всем жителям субъекта РФ. Руководит здравоохранением государственный орган управления здравоохранением администрации (правительства) субъекта РФ в соответствии с законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий.
Областная больница является центром организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещёнными на территории области (края, округа, республики), базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.
Мощность больницы определяется численностью населения административной территории (включая административный центр), а штаты, в свою очередь, зависят от мощности. Оптимальной считается мощность областной (краевой, окружной, республиканской) больницы в 700 – 1000 коек.
Задачи краевой (областной) больницы:
- Оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению административной территории в амбулаторных и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий;
- Оказание консультативной и организационно-методической помощи специалистам других ЛПУ административной территории;
- Организация и оказание квалифицированной экстренной и планово-консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта;
- Осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях административной территории;
- Осуществление иных экспертных функций на договорной основе с органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями административной территории, лицензионно-аккредитационными комиссиями, фондами медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и др.;
- Разработка и выполнение по договорам с органами управления здравоохранением мер по реализации целевых программ развития медицинской помощи;
- Внедрение в практику ЛПУ административной территории современных медицинских технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования;
- Участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников.
Структура краевой (областной) больницы:
- организационно-методический отдел;
- консультативную поликлинику;
- диагностический отдел
- стационар с приёмным отделением;
- отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы;
- отдел экспертной и планово-консультативной помощи;
- патологоанатомическое отделение (бюро – при отсутствии самостоятельного республиканского (краевого, окружного) бюро);
- прочие структурные подразделения, необходимые для нормального функционирования больницы (пищеблок, бухгалтерию, медицинский архив, библиотеку, гараж и др.);
- пансионат для пациентов;
- общежитие для медицинских работников.
Областная (краевая) консультативная поликлиника (ОКП)
Деятельность областной больницы имеет свои особенности. Одной из таких особенностей является наличие в составе больницы областной консультативной поликлиники (ОКП), куда за помощью приезжают жители всех городов и районов области, что вызывает необходимость организации их размещения. Для этих целей создаётся пансионат или гостиница для пациентов.
Задачи ОКП:
- обеспечение направленным из медицинских учреждений участкового или районного уровня больным специализированной квалифицированной консультативной помощи по установлению или уточнению диагноза;
- предписание объёма и методов лечения, при необходимости стационарной помощи в отделениях областной больницы;
- оценивает качество работы сельских врачей, районных городских и участковых больниц;
- совместно с отделением экстренной и планово-консультативной помощи организует и проводит выездные консультации врачей-специалистов.
В областную консультативную поликлинику больных направляют, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных врачей-специалистов. Для равномерного распределения потока больных ОКП регулярно сообщает о наличии свободных мест в пансионате, в отделениях больницы, согласовывает сроки поступления больных из учреждений сельской местности. На каждого больного ОКП даёт медицинское заключение, в котором указываются диагноз заболевания, проведённое лечение и дальнейшие рекомендации. Поликлиника систематически анализирует случаи расхождения диагнозов, ошибки, допущенные врачами ЛПУ районов при обследовании и лечении больных на местах.
Отделение экстренной и планово-консультативной помощи.
Особенностью областной больницы является наличие в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которое, используя средства санитарной авиации или другой транспорт, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленный населенный пункт или места дислокации (работы) сельских жителей.
Функции отделения:
- транспортировка больных в медицинские учреждения;
- направление специалистов по вызовам из районов и поддерживание связи с бригадами, направленными для оказания медицинской помощи;
- в неотложных случаях организация доставки больных в сопровождении медицинского персонала в специализированные учреждения за пределы области;
- срочная доставка различных медицинских препаратов и средств, необходимых для спасения жизни больных;
Это отделение, как правило, имеет парк автомобилей (часть — с высокой проходимостью) для выездов в сельскую местность. Авиазадания выполняются на основании договоров с местными авиакомпаниями, что требует значительных финансовых затрат. В штате отделения работают, помимо заведующего, врачи по оказанию экстренной медицинской помощи, фельдшера, медсестры. К работе отделения могут привлекаться все специалисты областной больницы и других учреждений. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи, как правило, является базовым медицинским подразделением регионального центра медицины катастроф. В этом случае практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности — БСМПП.
Организационно-методический отдел
В отличие от городской, в областной больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит научно-методической базой государственного органа управления здравоохранением по внедрению в практику передовых организационных форм и методов медицинского обслуживания населения.
Функции организационно-методического отдела:
- анализ деятельности ЛПУ области;
- организационно-методическая и консультативная помощь органам и учреждениям здравоохранения области;
- изучение показателей здоровья-населения области;
- организация повышения кодификации кадров;
- планирование работы.
В организационно-методической работе медицинских учреждений области принимают участие:
- главные штатные (главный хирург, терапевт, педиатр, акушер-гинеколог) специалисты государственного органа управления здравоохранением.
- внештатные (чаще всего заведующие специализированными и узкоспециализированными отделениями) специалисты государственного органа управления здравоохранением.
Выездные формы работы
С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению важное значение приобретают бригады выездной врачебно-амбулаторной помощи, которые создаются на базе ЦРБ и областных больниц. Выездная бригада формируется главным врачом больницы из числа штатных врачей и средних мед. работников. В ее состав могут включаться мед. работники других лечебно-профилактических учреждений (городских больниц, род. домов, диспансеров и др.).
Планово выездные консультации врачей-специалистов при краевой (областной) больнице организует и проводит консультативная поликлиника совместно с отделением экстренной и планово-консультативной помощи.
Виды выездных форм медицинского обслуживания:
- передвижные врачебные амбулатории,
- клинико-диагностические лаборатории,
- флюорографические установки,
- стоматологические кабинеты.
Основные задачи выездных форм медицинского обслуживания населения:
- Выполнение большого объема профилактической и лечебной работы.
- Приблизить оказание медицинской помощи сельским жителям, сделать ее более доступной и своевременной.
- Осуществление консультативной помощи.