double arrow

Особенности организации лечебно-профилактической помощи сельскому населению

Основные принципы организации медицинской помощи в сельской местности:

· Этапность

· Бесплатность

· Общедоступность

· Преемственность медицинской помощи

Однако особенности проживания в сельской местности накладывают отпечаток на всю систему организации медицинской помощи.

Особенности сельского здравоохранения:

- Участковое обслуживание сельского населения (с организацией на участке одного-двух фельдшерских пунктов и аптеки, а в центре каждого участка – больницы с амбулаторией);

- Низкая обеспеченность специалистами;

- Отсутствие права выбора медицинского учреждения, так как в небольших населенных пунктах медицинская помощь оказывается, как правило, одним врачом (фельдшером);

- Низкий уровень (по сравнению с городским) потребления медицинской инфраструктуры коммуникаций значительно снижает доступность медицинской помощи сельским жителям;

- Низкая (по сравнению с городом) плотность населения, располагающегося на большей территории, разбросанность населённых пунктов и их отдалённость;

Среди обслуживаемого населения преобладают неработающие, пенсионеры.

- Плохое качество, а порой и отсутствие дорог;

- Специфика сельскохозяйственного труда (сезонность полевых работ, зависимость от погодных условий и т. д.);

Особенности условий, образа жизни, национальных традиций и обычаев сельского населения

Структура сельского здравоохранения

Первичное звено оказания медико-санитарной помощи на селе представлено:

- сетью фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП)

- врачебными (фельдшерскими) амбулаториями

- центральными районными поликлиниками (в составе ЦРБ).

В стационарную сеть входят:

· участковые больницы

· центральные районные больницы (ЦРБ)

· краевые (областные) больницы.

Организация медико-социальной помощи на селе, её объём и качество зависят от:

- удалённости медицинских учреждений от места жительства пациентов;

- укомплектованности квалифицированными кадрами, оборудованием;

- возможности получения специализированной медицинской помощи;

- возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения.

Главной особенностью организации медицинской помощи сельскому населению является ЭТАПНОСТЬ её оказания. Условно выделяют три этапа оказания лечебно-профилактической помощи населению.

Первый этап – сельский врачебный участок (СВУ) или, с учетом новых организационных структур - территориальное медицинское объединение (ТМО). Территориальный сельский врачебный участок включает: участковую сельскую больницу или самостоятельную врачебную амбулаторию, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), здравпункты при предприятиях и совхозах, профилактории (они могут организовываться при крупных совхозах), медпункты детских образовательных учреждений, родильный дом.

Основным учреждением является сельская участковая больница (СУБ) или врачебная амбулатория, где сельские жители получают квалифицированную медицинскую помощь (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).

Второй этап – районные медицинские учреждения.

Основным учреждением является центральная районная больница (ЦРБ), оказывающая специализированную мед.помощь по основным ее видам.

Третий этап – областные (краевые, окружные, республиканские) учреждения. Основным учреждением в областном здравоохранении является областная (краевая, окружная, республиканская) больница – крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать в полном объёме высококвалифицированную специализированную помощь не только сельским, но и всем жителям субъекта РФ по всем основным специальностям.

На этих этапах учреждения могут быть разделены на две группы:

- Учреждения, которые обязательно присутствуют в каждом районе, области (ФАПы, ЦРБ, ЦГСЭН и т. д.)

- Учреждения, которые в зависимости от местных условий могут быть, а могут и не быть в наличии (районные родильные дома, номерные больницы и т. д.) в отдельных регионах.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

СЕЛЬСКИЙ ВРАЧЕБНЫЙ УЧАСТОК (СВУ). ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НА УЧАСТКЕ.

Задачи СВУ:

- оказание населению общедоступной квалифицированной врачебной помощи

- проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий

- формирование у жителей установок и навыков здорового образа жизни.

Состав СВУ:

- ФАПы

- сельская участковая больница (СУБ) или врачебная амбулатория

- родильные дома

- медпункты дет.образовательных учреждений

- фельдшерские здравпункты при предприятиях и совхозах

- совхозные профилактории

Структура СВУ формируется в зависимости от численности обслуживаемого населения (5 – 9 тыс. человек), радиуса обслуживания (7 – 10 км), расстояния до ЦРБ и состояния дорог. Однако, в зависимости от природных и экономическо-географических факторов, влияющих на доступность мед.помощи, размеры врачебных участков, численность населения на участке могут быть различными.

Все медицинские учреждения, входящие в состав СВУ, организационно объединены и работают по единому плану под руководством главного врача участковой больницы (амбулатории).

ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИЙ ПУНКТ (ФАП)

Первым учреждением, в которое обычно обращается пациент в сельской местности, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). ФАП организуется в населённых пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние до ближайшего медицинского учреждения превышает 7 км, то ФАП может быть организован и в населённом пункте с числом жителей до 700 человек.

На ФАПе, в зависимости от численности обслуживаемого населения, могут работать:

- фельдшер;

- фельдшер и акушерка;

- фельдшер, акушерка и патронажная сестра.

Функции ФАП:

- Оказание населению первой доврачебной медицинской помощи;

- Обеспечение населения лекарственными средствами (по утверждённой органами управления здравоохранения номенклатуре);

- Своевременное и в полном объёме выполнение назначений врача;

- Организация патронажа детей и беременных женщин, динамическое наблюдение за состоянием здоровья отдельных категорий граждан;

- Проведение под руководством врача комплекса профилактических, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, прежде всего инфекционной и паразитарной, сельскохозяйственного и бытового травматизма;

- Систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов войн и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов);

- Проведение мероприятий по снижению детской и материнской смертности;

- Санитарно-гигиеническое обучение и воспитание населения

- Оказание неотложной зубоврачебной помощи ( например, снятие острой боли)

Фельдшер ФАПа обязан оказывать первую медицинскую помощь при острых заболеваниях и травмах, проводить прививки, физиотерапевтические мероприятия. Медицинские работники ФАПа непосредственно участвуют в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населённых пунктов, в проведении подворных обходов по эпидемиологическим показаниям, извещают ЦГСЭН об инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваниях, отравлениях, нарушениях санитарных правил. Таким образом, ФАП является учреждением в большей степени профилактической направленности.

СЕЛЬСКАЯ УЧАСТКОВАЯ БОЛЬНИЦА (СУБ)

Сельская участковая больница (СУБ) является ведущим учреждением на СВУ. В своём составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию.

Характер и объём медицинской помощи в участковой больнице определяется мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Однако независимо от мощности она обязана, прежде всего, осуществлять оказание амбулаторной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическую помощь детям, неотложную хирургическую и травматологическую помощь.

В штате СУБ должны быть врачи по основным специальностям: терапия, педиатрия, стоматология, акушерство и гинекология, хирургия.

Задачи СУБ:

- Обеспечение населения закреплённой территории квалифицированной врачебной помощью (амбулаторной и стационарной);

- Планирование и проведение мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости и травматизма среди различных групп сельского населения;

- Проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребёнка;

- Внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения, передовых форм и методов организации медицинской помощи;

- Организационно-методическое руководство и контроль над деятельностью ФАПов и других учреждений здравоохранения, входящих в состав врачебного участка.

Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению может оказываться амбулаторией (поликлиникой), входящей в структуру СУБ, или самостоятельной сельской врачебной амбулаторией (поликлиникой). Основные задачи этого учреждения: проведение широких профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, раннему выявлению больных, диспансеризация, оказание квалифицированной медицинской помощи населению. Врачи ведут приём взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приёме больных могут принимать участие и фельдшера, однако амбулаторная помощь в сельской врачебной амбулатории должна оказываться врачами.

Функции СУБ:

- Проведение мероприятий по приближению внебольничной помощи к работникам сельского хозяйства в период массовых полевых работ;

- Проведение комплекса санитарно-противоэпидемических мероприятий (профилактические прививки, текущий санитарный надзор за учреждениями и объектами, водоснабжением и очисткой населённых мест и т. д.);

- Плановые выезды врачей в подчинённые ФАПы и детские образовательные учреждения для оказания практической помощи и проведения контроля над их работой;

- Проведение экспертизы временной нетрудоспособности и, в случае необходимости направление на МСЭК.

ВТОРОЙ ЭТАП

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА (ЦРБ)

ЦРБ – основное учреждение второго этапа сельского здравоохранения является центральная районная больница, которая осуществляет основные виды специализированной квалифицированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления. ЦРБ служит центром оперативного руководства всеми учреждениями здравоохранения на территории района, отвечает за организацию, постановку и качество медицинской помощи населению, осуществляет организационно-методическую работу.

В различных регионах страны действуют ЦРБ разной мощности, которая зависит от численности населения, обеспеченности больничными учреждениями и других факторов. Оптимальная мощность ЦРБ не менее 250 коек.

Состав ЦРБ:

· Стационар с отделениями по основным специальностям;

· Поликлиника с лечебно-диагностическими кабинетами и лабораторией;

· Отделение скорой и неотложной медицинской помощи;

· Патологоанатомическое отделение;

· Организационно-методический кабинет;

· Структурные вспомогательные подразделения (аптека, кухня, медицинский архив и др.).

Профиль и количество специализированных отделений в составе ЦРБ зависят от её мощности, однако оптимальное число их должно быть не менее пяти:

1) терапевтическое;

2) хирургическое с травматологией;

3) педиатрическое;

4) инфекционное;

5) акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).

Задачи ЦРБ:

- Обеспечение населения района и районного центра квалифицированной специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощью;

- Организация скорой медицинской помощи;

- Оперативное и организационно-методическое руководство всеми учреждениями здравоохранения района, контроль за их деятельностью;

- Планирование, финансирование и организация материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения район;

- Разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обслуживания населения, снижение заболеваемости, младенческой и общей смертности, укрепление здоровья;

- Разработка и осуществление мер по расстановке, рациональному использованию, повышению квалификации и воспитанию медицинских кадров учреждений здравоохранения.

Руководство здравоохранением района осуществляет главный врач ЦРБ, имеющий заместителей по основным направлениям деятельности:

- по медицинской части;

- по поликлинической работе;

- по организационно-методической работе (заведующий организационно-методическим отделом);

- по административно-хозяйственной работе

- по детству и родовспоможению (в районах с численностью населения 70 тыс. и более).

Санитарно-профилактической службой руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом ЦГСЭН.

Врачам сельских врачебных участков для оказания методической, организационной и консультативной помощи ЦРБ выделяет районных специалистов, которые в рамках своей специальности осуществляют организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района. Это, по существу, заведующие отделениями ЦРБ, наиболее опытные врачи.

Функции заведующего отделением ЦРБ:

- возглавляет лечебную работу в районе по своей специальности;

- выезжает для консультаций;

- проводит показательные операции;

- обследование и лечение больных;

- направляет бригады врачей-специалистов в медицинские учреждения сельских врачебных участков;

- заслушивает отчёты врачей участковых больниц, заведующих ФАПов;

- анализирует планы работы, статистические отчёты;

- проводит научные конференции, семинары;

- осуществляет повышение квалификации на рабочем месте и т. д.

Поликлиника ЦРБ

Поликлиника (амбулатория) ЦРБ оказывает квалифицированную медицинскую помощь сельскому населению по 8 – 10 врачебным специальностям.

Задачи поликлиники:

· Обеспечение квалифицированной амбулаторно-поликлинической помощью прикреплённого населения района и районного центра;

· Организационно-методическое руководство амбулаторно-поликлиническими подразделениями района, контроль над их деятельностью;

· Планирование и проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости и инвалидности;

· Своевременное и широкое внедрение в практику работы всех амбулаторно-поликлинических учреждений района современных методов и средств профилактики и лечения заболеваний, передового опыта оказания амбулаторно-поликлинической помощи.

В районную поликлинику обращаются сельские жители по направлениям медицинских учреждений сельских врачебных участков для получения специализированной медицинской помощи, функционального обследования, консультаций у врачей-специалистов.

С целью приближения специализированной медицинской помощи к месту жительства на базе ЦРБ из числа штатных врачей и медсестёр могут создаваться выездные бригады врачебно-амбулаторной помощи.

Важную роль в организации лечебно-профилактической помощи в районе играет организационно-методический кабинет ЦРБ. Он должен быть укомплектован наиболее опытными врачами, и располагать данными об экономике и санитарном состоянии района, о сети и укомплектованности медицинских учреждений кадрами, об обеспеченности населения различными видами медико-социального обеспечения и т. д. Возглавляет организационно-методический кабинет заведующий, который одновременно является заместителем главного врача ЦРБ.

Межрайонные специализированные отделения (МСО)

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению в районных центрах могут создаваться межрайонные специализированные отделения (центры), оснащённые современным оборудованием.

Функции межрайонных центров выполняют ЛПУ, способные обеспечить население специализированной высококвалифицированной стационарной или амбулаторно-поликлинической медицинской помощью, в случаях, когда ЦРБ окружающих районов не имеют возможности оказывать специализированную помощь по данной специальности.

Наряду с выполнением функции структурного подразделения ЛПУ межрайонные специализированные центры (отделения) осуществляют:

Функции МСО:

- Консультативные приёмы в поликлинике больных по направлению врачей ЛПУ прикреплённых районов;

- Госпитализацию больных из прикреплённых районов;

- Организационно-методическую и консультативную помощь (включая экспертизу трудоспособности) врачам ЛПУ прикреплённых районов, в том числе путём плановых выездов;

- Внедрение в практику работы учреждений здравоохранения современных средств и методов профилактики, диагностики и лечения больных по соответствующей специальности;

- Проведение анализа результатов оказания медицинской помощи жителям прикреплённых районов, представление информации о работе межрайонного медицинского центра;

- Проведение совместных контрольно-экспертных комиссий, тематических конференций, семинаров.

Организации здравоохранения прикреплённых районов обеспечивают транспортировку больных и беременных в межрайонный центр (по договорённости), направление больных на консультацию только при условии полного обследования в соответствии с медико-экономическими стандартами, информируют население о режиме работы специалистов центра. Для координации работы межрайонных медицинских центров и приписанных районов создаются межрайонные медицинские советы.

Служба скорой медицинской помощи

Служба скорой медицинской помощи на селе остается сегодня и наиболее востребованной, и наиболее проблемной.

Задачи:

- оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма;

- дос­тавка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифициро­ванной и специализированной медицинской помощи.

В настоящее время четко обозначились основные тенденции, ока­зывающие влияние на организацию скорой медицинской помощи насе­лению страны.

Они связаны, прежде всего, со следующими факторами:

- увеличение травматизма и других несчастных случаев, связанных с техногенной деятельностью человека;

- ухудшение экономических условий жизни населения, социальная
нестабильность, увеличение стрессовых ситуаций;

- увеличение обращаемости и ухудшение оперативной обстановки;

- утяжеление и хронизация патологий;

- ухудшение материально-технического оснащения выездных бригад службы скорой медицинской помощи, выработанный ресурс оборудования и т. д.;

- отсутствие системы организации оказания первой медицинской помощи на месте происшествия (травмы) до приезда бригады скорой помощи;

- социально-психологические проблемы самого персонала скорой медицинской помощи и вызванные ими конфликты, текучесть кадров, увеличение заболеваемости среди работников службы;

- оказание медицинской помощи жителям большого числа мелких населен­ных пунктов при их удаленности от основных лечебно-профилактичес­ких учреждений, отсутствии коммуникаций и связи.

Вместе с тем сложившаяся система организации скорой медицинс­кой помощи населению, ориентированная на оказание пациентам мак­симального объема помощи на догоспитальном этапе, не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной.

Для службы скорой медицинской помощи на селе характерны как все вышеперечисленные проблемы, так и свойственные только ей – оказание медицинской помощи жителям большого числа мелких населенных пунктов при их удаленности от основных лечебно-профилактических учреждений, отсутствии коммуникаций и связи.

Одним из следствий социально-экономического кризиса в России стало ухудшение состояния здоровья населения. В течение последнего десятилетия сложилась стойкая тенденция к повышению уровня смертности, обусловленная ростом травматизма, отравлений, заболеваний сердечно-сосудистой системы медицинской профилактики и ограниченная доступность лекарственных препаратов привели к хронизации патологий и росту потребности населения в экстренной медицинской помощи.

Экстренная медицинская помощь является социально значимым видом медицинской помощи, который в новых условиях экономического развития не может быть полностью переведен на рыночные условия хозяйствования. Скорая медицинская помощь стоит на первом месте в «Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью», что предполагает приоритетность ее финансирования.

Станции скорой медицинской помощи в сельской местности, как и городские, подразделяются на категории в зависимости от числа вызо­вов в год. В сельских районах это в основном станции третьей и четвер­той категории, обслуживающие соответственно от 25 тыс. до 50 тыс. и от 10 тыс. до 25 тыс. вызовов в год.

Основной структурно-функцио­нальной единицей станции скорой медицинской помощи является фель­дшерская бригада:

- два фельдшера;

- санитар;

- водите­ль.

Бригада оказывает необходимую медицинскую помощь в пределах ком­петенции, определенной отраслевыми нормами, правилами и стандар­тами для фельдшерского персонала. Состав и структуру бригады утвер­ждает руководитель станции (отделения) скорой медицинской помощи.

На должность фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «лечебное дело», имеющий диплом и соответству­ющий сертификат, на должность фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (отделения) скорой медицинской помощи - специалист со средним медицинским образованием по специ­альности «лечебное дело» или «сестринское дело».

Обязанности и права фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи и фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (отделения) скорой медицинской помощи, а также их ответственность регламентированы приказом Минздрава России от 26.03.99 № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации».

Отделения (филиалы) неотложной медицинской помощи создаются на базе участковых больниц и сельских врачебных амбулаторий с круглосуточным закреплением за ними санитарного транспорта. Такие организационные модели позволяют оказывать скорую и медицинскую помощь гарантированно, круглосуточно и бесплатно в соответствии со стандартами и протоколами ведения больных.

Реализовать поставленные задачи невозможно без принятия действенных мер на региональном уровне, без постоянной и кропотливой работы по подготовке кадров, проведения сертификации и аттестации персонала службы скорой медицинской помощи, особенно фельдшерского состава как основного кадрового звена службы. А также материально-технического обеспечения выездных бригад.

В решениях коллегии Минздрава России от 22 мая 2001 г. «О состоянии медицинской помощи сельскому населению» органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить территориальные планы мероприятий по развитию сельского здравоохранения, в т.ч. и в части разработки территориальных программ развития службы скорой медицинской помощи.

При создании таких программ необходимо учитывать приоритетные направления в развитии экстренной медицинской помощи:

- создание схемы управления экстренной медицинской помощью в субъекте Российской Федерации в целом и в каждом населенном пункте в частности;

- модернизация оборудования. Внедрение информационных технологий диспетчерской службы скорой медицинской помощи и приемных отделений стационаров с четким формированием потоков госпитализации;

- расширение объемов лечебно-диагностической помощи на основе единых медико-экономических стандартов оказания экстренной медицинской помощи и разработанных протоколов ведения больных;

- совершенствование системы оплаты труда и тарифной политики для учреждений, оказывающих экстренную медицинскую помощь в сельской местности.

Оказание экстренной медицинской помощи является одним из фак­торов национальной безопасности. Уровень ее организации непосред­ственно влияет на снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью населения. Приоритетом развития службы скорой медицинской помощи на селе должны стать единые станции скорой медицин­ской помощи с развитой сетью подразделений службы, максимально приближенных к сельскому жителю.

ТРЕТИЙ ЭТАП

ОБЛАСТНЫЕ (КРАЕВЫЕ, ОКРУЖНЫЕ, РЕСПУБЛИКАНСКИЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ

Краевая (областная, окружная, республиканская) больница – крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать высококвалифицированную специализированную помощь не только сельским жителям, но и всем жителям субъекта РФ. Руководит здравоохранением государственный орган управления здравоохранением администрации (правительства) субъекта РФ в соответствии с законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий.

Областная больница является центром организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещёнными на территории области (края, округа, республики), базой специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Мощность больницы определяется численностью населения административной территории (включая административный центр), а штаты, в свою очередь, зависят от мощности. Оптимальной считается мощность областной (краевой, окружной, республиканской) больницы в 700 – 1000 коек.

Задачи краевой (областной) больницы:

- Оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению административной территории в амбулаторных и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий;

- Оказание консультативной и организационно-методической помощи специалистам других ЛПУ административной территории;

- Организация и оказание квалифицированной экстренной и планово-консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта;

- Осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях административной территории;

- Осуществление иных экспертных функций на договорной основе с органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями административной территории, лицензионно-аккредитационными комиссиями, фондами медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и др.;

- Разработка и выполнение по договорам с органами управления здравоохранением мер по реализации целевых программ развития медицинской помощи;

- Внедрение в практику ЛПУ административной территории современных медицинских технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования;

- Участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников.

Структура краевой (областной) больницы:

- организационно-методический отдел;

- консультативную поликлинику;

- диагностический отдел

- стационар с приёмным отделением;

- отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы;

- отдел экспертной и планово-консультативной помощи;

- патологоанатомическое отделение (бюро – при отсутствии самостоятельного республиканского (краевого, окружного) бюро);

- прочие структурные подразделения, необходимые для нормального функционирования больницы (пищеблок, бухгалтерию, медицинский архив, библиотеку, гараж и др.);

- пансионат для пациентов;

- общежитие для медицинских работников.

Областная (краевая) консультативная поликлиника (ОКП)

Деятельность областной больницы имеет свои особенности. Одной из таких особенностей является наличие в составе больницы областной консультативной поликлиники (ОКП), куда за помощью приезжают жители всех городов и районов области, что вызывает необходимость организации их размещения. Для этих целей создаётся пансионат или гостиница для пациентов.

Задачи ОКП:

- обеспечение направленным из медицинских учреждений участкового или районного уровня больным специализированной квалифицированной консультативной помощи по установлению или уточнению диагноза;

- предписание объёма и методов лечения, при необходимости стационарной помощи в отделениях областной больницы;

- оценивает качество работы сельских врачей, районных городских и участковых больниц;

- совместно с отделением экстренной и планово-консультативной помощи организует и проводит выездные консультации врачей-специалистов.

В областную консультативную поликлинику больных направляют, как правило, после предварительной консультации и обследования у районных врачей-специалистов. Для равномерного распределения потока больных ОКП регулярно сообщает о наличии свободных мест в пансионате, в отделениях больницы, согласовывает сроки поступления больных из учреждений сельской местности. На каждого больного ОКП даёт медицинское заключение, в котором указываются диагноз заболевания, проведённое лечение и дальнейшие рекомендации. Поликлиника систематически анализирует случаи расхождения диагнозов, ошибки, допущенные врачами ЛПУ районов при обследовании и лечении больных на местах.

Отделение экстренной и планово-консультативной помощи.

Особенностью областной больницы является наличие в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной по­мощи, которое, используя средства санитарной авиации или другой транспорт, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленный населенный пункт или места дислокации (работы) сельских жителей.

Функции отделения:

- транспортировка больных в медицинские учреждения;

- направление специалистов по вызовам из районов и поддержи­вание связи с бригадами, направленными для оказания меди­цинской помощи;

- в неотлож­ных случаях организация доставки больных в сопровождении медицинского персонала в специализированные учреждения за пределы области;

- срочная доставка различных медицин­ских препаратов и средств, необходимых для спасения жизни больных;

Это отделение, как правило, имеет парк автомобилей (часть — с высокой проходимостью) для выездов в сельскую местность. Авиазадания выполняются на основании договоров с местными авиакомпаниями, что требует значительных финансовых затрат. В штате отделения работают, помимо заведующего, врачи по оказанию экстренной медицинской помо­щи, фельдшера, медсестры. К работе отделения могут привлекаться все специалисты областной больницы и других учреж­дений. Отделение экстренной и планово-консультативной по­мощи, как правило, является базовым медицинским подразделением регионального центра медицины катастроф. В этом случае практическую работу по выполнению санитарных зада­ний осуществляют бригады специализированной медицин­ской помощи постоянной готовности — БСМПП.

Организационно-методический отдел

В отличие от городской, в областной больнице функции организационно-методического отдела значительно шире. Фактически он служит научно-методической базой государст­венного органа управления здравоохранением по внедрению в практику передовых организационных форм и методов меди­цинского обслуживания населения.

Функции организационно-методического отдела:

- анализ деятельности ЛПУ области;

- организационно-методическая и консультативная по­мощь органам и учреждениям здравоохранения области;

- изучение показателей здоровья-населения области;

- организация повышения кодификации кадров;

- планирование работы .

В организационно-методической работе медицинских уч­реждений области принимают участие:

- главные штатные (главный хирург, терапевт, педиатр, акушер-гинеколог) специалисты го­сударственного органа управления здравоохранением.

- внештатные (чаще всего заведующие специализированными и узкоспециализированными отделениями) специалисты го­сударственного органа управления здравоохранением.

Выездные формы работы

С целью приближения специализированной медицинской помощи к сельскому населению важное значение приобретают бригады выездной врачебно-амбулаторной помощи, которые создаются на базе ЦРБ и областных больниц. Выездная бригада формируется главным врачом больницы из числа штатных врачей и средних мед. работников. В ее состав могут включаться мед. работники других лечебно-профилактических учреждений (городских больниц, род. домов, диспансеров и др.).

Планово выездные консультации врачей-специалистов при краевой (областной) больнице организует и проводит консультативная поликлиника совместно с отделением экстренной и планово-консультативной помощи.

Виды выездных форм медицинского обслуживания:

- передвижные врачебные амбулатории,

- клинико-диагностические лаборатории,

- флюорографические установки,

- стоматологические кабинеты.

Основные задачи выездных форм медицинского обслуживания населения:

- Выполнение большого объема профилактической и лечебной работы.

- Приблизить оказание медицинской помощи сельским жителям, сделать ее более доступной и своевременной.

- Осуществление консультативной помощи.


Сейчас читают про: