double arrow

Методы составления и виды бюджетов

2

Методы, используемые в бюджетировании, не зависят от функций данной системы, которые можно подразделить на: планирующие, учетные, контролирующие, аналитические. При бюджетном планировании широко используются прогностические и статистические методы, бюджетный метод; при бюджетном контроле, учете и анализе — методы финансового и управленческого учета затрат, метод стандарт-коста и нормативный метод, математические ме­тоды экономического анализа. Бюджетный метод является сово­купностью специфических методик бюджетного планирования, позволяющих «смоделировать» деятельность предприятия через особый экономический инструмент — бюджеты.

Бюджет можно представить и как финансовый документ, соз­данный до того, как предполагаемые действия будут выполняться.

Иногда его называют финансовым планом действий, прогнозом будущих финансовых операций. Бюджеты отражают цели и задачи каждого подразделения, каждого центра ответственности и всего предприятия в целом. Это сумма предвиденных затрат и результа­тов, скоординированных и рассчитанных в соответствии с про­гнозными оценками.

Бюджет предприятия не имеет формализованной стандартной формы, реальную форму представления бюджета выбирает его раз­работчик.

Цифры в бюджетах не должны быть как слишком жесткими, так и неоправданно заниженными. Они должны быть реалистич­ными, достижимыми и по возможности документально обосно­ванными. Необходимо стремиться к тому, чтобы информация, содержащаяся в бюджете, была максимально точной, определен­ной и значимой для ее пользователя. В этом документе могут со­держаться данные о выручке и затратах, доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированными. Бюджет должен иметь способность к изменениям, которая придает ему гибкость и позволяет приспособиться к неожиданно возникающим об­стоятельствам.

В зависимости от периода составления бюджеты подразделя­ются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочный бюджет составляется на период до года, сред­несрочный — на два-три года, долгосрочный — на три года и бо­лее. Краткосрочный бюджет предполагает более подробное плани­рование, среднесрочный — сочетает планы по достижению долго­срочных целей и анализ текущей ситуации, долгосрочный бюджет носит прикидочный характер и детализируется с помощью кратко­срочных планов и бюджетов.

Для большинства зарубежных компаний бюджетным периодом является месяц (квартал, год), но некоторые компании используют в качестве бюджетного периода неделю, декаду, полугодие, не­сколько лет (например, в строительстве).

Таким образом, бюджетирование может включать любой вре­менной период, причем, чем больший интервал охватывает бюд­жет, тем он менее точен, особенно в условиях нестабильности и неопределенности. В основном, период составления бюджета зави­сит от особенностей бизнеса, уровня детализации показателей и поставленных перед менеджерами управленческих задач.

По способу планирования бюджеты следует подразделять на дискретные и скользящие. Дискретный бюджет разрабатывается на годовой основе с разбивкой по кварталам, месяцам, но может использовать и метод непрерывного планирования, формировать так называемые скользящие бюджеты (cumulative budget), когда к текущему периоду добавляется новый, охватывающий данные прошедших периодов и интегрирующий возникающие изменения. Скользящие бюджеты исходят из того, что планирование — это не единовременное событие, которое происходит один раз в году, ко­гда составляют бюджет, а непрерывный процесс, при котором ру­ководители постоянно должны смотреть вперед и пересматривать планы с учетом новых обстоятельств.

По механизму использования выделяются статичный, гибкий и специальный бюджеты.

Статичный бюджет (fixed budget, static budget) — бюджет, рас­считанный на конкретный уровень деловой активности организа­ции. Показатели такого бюджета соответствуют нормальному уровню деятельности предприятия. Статический бюджет наиболее эффективен для случаев стабильной деятельности внутризавод­ских служб либо в тех подразделениях, работа которых напрямую не связана с продажами, производством или другой деятельно­стью, зависящей от объема, например в отделах административно­го управления. Статические бюджеты могут использоваться для расчета специальных программ, предполагающих некоторую оп­ределенность, например для рекламной деятельности. Недостат­ком статического бюджета является то, что он имеет ограничен­ную гибкость, так как предназначен только для одного уровня ак­тивности и поэтому плохо подходит для контроля затрат при изменении этой активности.

Гибкий бюджет (flexible budget) — это бюджет, который состав­ляется не для конкретного уровня деловой активности, а для опре­деленного его диапазона. Поэтому им предусматривается несколь­ко альтернативных вариантов объема продаж или другой деятель­ности и соответственно определенные уровни затрат. Гибкий бюджет в наибольшей степени приемлем для ситуаций, связанных с разнообразной деятельностью и непредвиденными изменения­ми. Он исходит из реальной ситуации, но достаточно эффективен при изменении объема продаж и других показателей деятельности в сравнительно узком диапазоне. Гибкий бюджет можно использо­вать как при планировании, так и при анализе производственно сбытовой деятельности. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе — оце­нить их фактические результаты. На практике часто разрабатыва­ют серию бюджетов доходов и расходов для конкретных уровней активности.

Группа специальных бюджетов достаточно разнообразна, важ­нейшими из них являются:

· дополнительный бюджет (supplemental budget), который пре­дусматривает финансирование мероприятий, не включенных в бюджет;

· приростной бюджет (incremental budget), формируемый пу­тем простой индексации (в процентах или денежной оценке) пре­дыдущего бюджета без пересмотра его основ;

· добавочный бюджет (addition budget), который анализирует бюджеты предыдущих лет и корректирует их под текущие парамет­ры, такие как инфляция, изменения в штате, структуре органи­зации;

· модифицированный бюджет (stretch budget) используется в случаях проектирования продаж на необычно высоком уровне. Он редко используется для прогноза издержек, поскольку при проек­тировании затраты в принципе должны соответствовать обычному уровню продаж;

· стратегический бюджет (strategic budget) интегрирует элемен­ты стратегического планирования и бюджетного контроля и разра­батывается, как правило, на достаточно длительный период, от трех до десяти лет. Его целесообразно составлять в периоды неоп­ределенности и нестабильности в деятельности предприятия;

· пооперационные бюджеты и бюджетирование (activity based budget) предполагают расчет ожидаемых затрат на выполнение от­дельных функций и работ.

В целом совокупность разных бюджетов может образовывать отдельные целостные перенастраиваемые системы, каждая из ко­торых соответствует некоторому уровню использования ресурсов и получения прибыли.

Под бюджетированием в управленческом учете понимают процесс планирования. Планирование – одна из функций управления, процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

Бюджет (или смета) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций. Бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Операционный и финансовый бюджет образуют генеральный бюджет предприятия (см. Рис. 3.1.1). Существуют и другие взаимосвязи, в частности, бюджет по­требностей в материалах влияет на план денежных потоков, но эта зависимость на схеме не показана. Поскольку основой для


Рисунок 3.1.1 – Построение генерального бюджета

разработки финансовых планов явля­ются бюджеты текущей деятельности, рассмотрим далее составле­ние текущих бюджетов.

В бюджете реализации указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и являет­ся основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанав­ливается на основе объема реализации. Примерный вид бюдже­та реализации (см. Табл. 3.1.1).

Таблица 3.1.1 – Форма бюджета реализации

Наименование продукции Количество, шт. Цена без НДС, руб. Выручка без НДС, руб. НДС, руб. Выручка с НДС, руб.
А          
Б          
В          
Итого      

Прогноз количества реализованной продукции каждого вида, а также цен на них разрабатывается в отделе маркетинга предпри­ятия. Объем реализации зависит как от спроса на продукцию, так и от производственной мощности предприятия. Поскольку реализация всегда содержит в себе некоторый элемент неопределенности, полезно указать максимально возможное, мини­мально возможное и наиболее вероятное значения.

Бюджет производства (производственная программа) и бюджет переходящих запасов (см. Табл. 3.1.2 и см. Табл. 3.1.3).

Переходящие запасы включают в себя запасы готовой и незавершенной продукции. Запасы необходимы предприятию для бесперебойного функционирования. Необхо­димые переходящие запасы можно определить на основе бюд­жета реализации и имеющейся на предприятии информации о скорости оборачиваемости каждого из этих видов оборотных активов предприятия.

Таблица 3.1.2 – Производственная программа и бюджет переходящих запасов готовой продукции

Наименование продукции Объем реализации, шт. Срок хранения запасов на складе, дн. Запас готовой продукции, шт. Товарная продукция, шт.
на конец периода на начало периода
А          
Б          

Таблица 3.1.3 – Производственная программа и бюджет переходящих запасов незавершенного производства

Наименование продукции Товарная продукция, шт. Длительность производственного цикла, дн. Коэффициент готовности, % Запас незавершенного производства, шт. Валовая продукция, шт.
на конец периода на начало периода
А            
Б            

Необходимый запас готовой продукции рассчитывают по формуле:

, (3.1.1)

где ГПki - запас готовой продукции i-го вида на конец периода;

Si — объем реализации i-го вида продукции в будущем периоде,

ti средний срок хранения готовой продукции i-го вида на складе (в днях);

Т— длительность будущего периода (в днях).

Запас готовой продукции зависит от ti — среднего срока хранения готовой продукции. Но следует ориентироваться не столько на ту ситуацию, которая сложилась на предприятии к настоящему времени, сколько на оп­тимальное время хранения запасов на складе.

В бюджете производства определяется количество продук­ции, которое предполагается произвести исходя из намечен­ного объема продаж и потребностей в запасах готовой продук­ции. Производственный бюджет составляется по видам продук­ции на основе соотношения:

, (3.1.2)

где ТПi — объем товарной продукции, который должен быть произведен в планируемом периоде;

РПi — предполагаемый объем реализации продукции;

ГПнi — запасы готовой продук­ции на начало периода.

Но для обеспечения непрерывности производственного процесса предприятию необходим некоторый запас незавер­шенной продукции. Запасы незавершенной продукции рассчи­тывают аналогично запасам готовой продукции, за тем исклю­чением, что вместо срока хранения учитывают длительность производственного цикла:

, (3.1.3)

где НЗПki — запас незавершенной продукции i-го вида на ко­нец периода;

Вi — объем выпуска i-го вида продукции за буду­щий период;

ti длительность производственного цикла (и днях);

кг — коэффициент готовности незавершенного произ­водства (обычно принимают равным 50%).

Итак, объем выпуска валовой продукции (ВП) i-го вида ра­вен объему выпуска товарной продукции, скорректированному на изменение запасов незавершенного производства:

. (3.1.4)

Бюджет потребностей в материалах.

Бюджет потребностей в материалах составляют в натуральном и стоимостном выражении. Его цель — определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода.

Предварительно рассчитывают расход материалов по видам продукции (см. Табл. 3.1.4).

Таблица 3.1.4 – Расход материалов по видам продукции

Материал Продукция А Продукция Б Итого потребность на расход
на 1 шт. на объем на 1 шт. на объем
X          
Y          
Z          

Большей частью затраты на материалы являются перемен­ными, а потому потребность в материалах в натуральном выра­жении можно рассчитать по следующей формуле:

, (3.1.5)

где Н — норма расхода на единицу продукции;

Q объем производства;

Мк — запас материалов на конец периода.

Однако существуют материалы, расход которых зависит не от объема выпуска, а от длительности планируемого периода Т (см. Табл. 3.1.5) (например, вспомогательные материалы, катализаторы и др.). В этом случае применяется следующая формула:

. (3.1.6)

Объем закупок равен разности между потребностью в мате­риалах и запасом, имеющимся на предприятии к началу плано­вого периода. Стоимость закупок определяется формуле:

, (3.1.7)

где З — объем закупок (в натуральном выражении);

Ц — цена.

Исходя из стандартного размера партии, периодичности за­купок и среднего срока оплаты составляется график оплаты кредиторской задолженности перед поставщиками материалов (это важно для прогнозирования денежных потоков и состав­ления финансового плана).

Таблица 3.1.5 – Бюджет потребности в материалах

Материал Потребность на расход, кг Запас материала на конец периода, кг Итого потребность в материале, кг Запас материала на начало периода, кг Объем закупок, кг Цена за 1 кг, руб. Стоимость закупок, тыс. руб.
X              
Y              
Z              
Итого  

Бюджет прямых затрат на оплату труда составля­ется на базе производственном программы (см. Табл. 3.1.6).

Для определения плановых затрат на оплату труда, ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем полученную трудо­емкость выпуска умножают на стоимость 1 чел.-ч (т.е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рас­считывают по центрам затрат (видам работ, участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты.

Таблица 3.1.6 – Бюджет прямых затрат на оплату труда

Наименование продукции Трудоемкость единицы продукции, ч Средняя часовая тарифная ставка, руб. Прямые затраты на оплату труда на 1 шт., руб. Валовая продукция, шт. Реализованная продукция, шт. Прямые затраты на оплату труда, руб.
на валовую продукцию на реализованную продукцию
А              
Б              
Итого    

Общепроизводственные расходы включают в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудова­ния. Эти затраты могут быть как переменными, так и постоян­ными (см. Табл. 3.1.7).

Таблица 3.1.7 – Бюджет общепроизводственных расходов

Статья затрат Сумма, руб.
Переменные расходы – всего, в т.ч.  
Вспомогательные материалы  
Заработная плата вспомогательных рабочих  
Премиальный фонд  
Двигательная электроэнергия  
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования  
Постоянные расходы – всего, в т.ч.  
Амортизация  
Заработная плата контролеров, мастеров, начальников цехов  
Электроэнергия на освещение  
Ремонт, техобслуживание  
Итого  

Бюджет цеховой себестоимости продукции сводит воедино затраты на материалы, зарплату, организацию и подго­товку участков и цехов с учетом изменения запасов незавер­шенного производства (см. Табл. 3.1.8).

Структура бюджета цеховой себестоимости продукции зависит от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии, т.е. от того, включаются ли постоянные затраты в себестоимость продукции. В любом случае необходимо сохранить разделение на по­стоянные и переменные затраты, причем переменные затраты необходимо указать отдельно для каждого вида продукции.

Затраты на материалы есть произведение норм расхода материалов на цену этих материалов: исходные данные берут из бюджета потребности в материалах. Издержки на оплату труда определяют из бюджета прямых затрат на оплату труда. Общепроизводственные затраты переносят из соответствующего бюджета, причем ес­ли на предприятии применяется директ-костинг, то на виды продукции эти затраты не распределяют, а включают общей суммой в себестоимость продукции, реализованной в заданный период.

Таблица 3.1.8 – Бюджет цеховой себестоимости продукции

Статья затрат Продукция А Продукция Б Итого
на единицу на объем на единицу на объем
Переменные затраты
X          
Y          
Z          
Итого материалы          
Прямые затраты на оплату труда          
Отчисления на соцнужды          
Итого переменные затраты          
Постоянные затраты
Вспомогательные материалы * * * *  
Энергозатраты * * * *  
Фонд оплаты труда * * * *  
Отчисления * * * *  
Ремонт, техобслуживание * * * *  
Амортизация * * * *  
Итого постоянные затраты          
Итого цеховая себестоимость  

Бюджет коммерческих расходов

В бюджет коммерческих расходов включают из­держки текущего характера, связанные с реализацией продук­ции, маркетинговой деятельностью (исследование рынка, ме­роприятия по стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с потребителями и т.п.). Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменные (см. Табл. 3.1.9).

Например, затраты на рекламу являются постоянными.

Таблица 3.1.9 – Бюджет коммерческих расходов

Статья затрат Продукция А Продукция Б Итого
На единицу На объем На единицу На объем
Переменные затраты
Транспортировка          
Упаковка          
Комиссионные (5% от ст-ти)          
Итого переменные затраты          
Постоянные затраты
Реклама и стимулирование сбыта Фонд оплаты труда отдела маркетинга и сбыта Отчисления Услуги сторонних организаций и прочие расходы Итого постоянные затраты  
 
 
 
 
Итого коммерческие расходы  

Бюджет общехозяйственных (административных) расходов составляют по тому же принципу, что и бюджет общепроизводственных расходов (см. Табл. 3.1.10).

Таблица 3.1.10 – Бюджет общехозяйственных расходов

Статья затрат Сумма, руб.
Амортизация  
Фонд оплаты труда  
Отчисления  
Представительские расходы  
Энергозатраты, коммерческие услуги  
Услуги сторонних организаций  
Налоги в составе себестоимости  
Прочие  
Итого  

Бюджет прибылей и убытков представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, пе­ременных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде (см. Табл. 3.1.11).

На основании бюджета прибылей и убытков проводят ана­лиз и делают выводы об оптимальности представленной систе­мы бюджетов и необходимости корректировок.

Составление финансового бюджета

Цель финансового бюджета – разработать прогнозный баланс предприятия, который является результатом финансовых и нефинансовых операций организации. Он составляется с использованием плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.

Бюджет капитальных вложений

Определение направлений капитальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибыли и убытках, прогнозный баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

Таблица 3.1.11 – Бюджет прибылей и убытков

Показатели Продукция А Продукция Б Итого, руб. В % к выручке
на 1 шт., руб. на объем, руб. на 1 шт., руб. на объем, руб.
Выручка            
НДС            
Выручка без НДС
Переменные затраты            
Материалы            
Прямые затраты на оплату труда            
Отчисления на соцнужды            
Переменные коммерческие расходы            
Итого переменные затраты            
Маржинальная прибыль
Постоянные затраты * * * *    
Вспомогательные материалы * * * *    
Энергозатраты * * * *    
Фонд оплаты труда * * * *    
Отчисления * * * *    
Ремонт, техобслуживание * * * *    
Амортизация * * * *    
Постоянные коммерческие расходы * * * *    
Административные * * * *    
Итого постоянные затраты * * * *    
Итого издержки * * * *    
Прибыль            

Бюджет денежных средств

Для этого необходимо проанализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность. Условия погашения дебиторской задолженности: сколько процентов составляет поступление ДС от общего объема реализации текущего месяца; сколько % ДЗ текущего месяца будет ликвидировано в следующем периоде; куда поступают средства в кассу или на р/с. (см. Табл. 3.1.12).

Условия погашения кредиторской задолженности: как часто производится выплата заработной платы и за какой месяц; возникает ли большая задолженность по заработной плате; как регулярно оплачиваются счета кредиторов; как оплачиваются накладные расходы и т.д.

Необходимо учесть минимальное сальдо денежных средств на р/с и в кассе предприятия. Анализируется внешнее финансирование: размеры необходимых кредитов для покрытия дефицита оборотных средств. Планируются ли капитальные вложения.

Таблица 3.1.12 – Бюджет денежных средств

Показатели За год В том числе по кварталам
1.Остаток ДС на начало периода          
2. Поступление средств от продаж (сумма)          
3. Всего ДС(сумма)          
4. Выплаты: за материалы          
- заработная работа          
- налог на прибыль          
- покупка оборудования          
- другие          
5.Всего выплат          
6.Минимальное сальдо          
7.Потребность в ДС (5+6)          
8.Избыток (недостаток) ДС(3-5)          
9.Привлечение заемных средств          
10.Погашение кредита          
11.Выплата процентов по кредиту          
12.Остаток ДС на конец периода          

Прогнозный баланс строится на основе баланса на начало периода с учетом предполагаемых изменений.


5. Планирование финансовых результатов предприятия.

Сущность и задачи планирования финансового результата

Основным финансовым показателем деятельности предприятия является прибыль. Планирование данного показателя является чрезвычайно важным элементом тактического планирования, так как полученные данные ложатся в основу финансового плана.

При составлении данного раздела тактического плана решаются следующие задачи:

- определяется балансовая прибыль;

- рассчитывается рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;

- оценивается влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличение затрат на освоение производства новой продукции;

- создается база для разработки цен на продукцию предприятия;

- разрабатываются меры по совершенствованию коммерческого расчета.

План по прибыли рекомендуется составлять: в ценах и условиях планируемого периода; в ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом; в действующих ценах и условиях. Для полного и всестороннего учета влияния изменения цен, использования отчетных данных предыдущего года и обеспечения соответствия между перспективным и текущими планами предприятия расчеты прибыли первоначально должны выполняться в ценах и условиях предыдущего года, а для сопоставления с перспективным планом необходим расчет в ценах, принятых в перспективном плане.

Одновременно целесообразно определить влияние изменения цен, тарифов, условий оплаты труда и других подобных факторов на издержки производства и прибыль.

Конечным финансовым результатом является балансовая прибыль. Она включает:

- прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг основного производства;

- прибыль от прочей реализации, в частности основных фондов и другого ненужного имущества предприятия;

- финансовые результаты от внереализованных операций.

Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно рассчитывать по отдельным видам хозяйственной деятельности раздельно. Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогами на прибыль и добавленную стоимость (НДС). Это повышает точность и объективность расчетов, как налогооблагаемой базы, так и величины налогов и прибыли.

Величину прибыли от реализации продукции (Пб) можно определить по формуле:

Пб = å (Вр – Оф – На – НДС – С),

где Вр – выручка от реализации; Оф – отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену; На – акцизный налог; НДС – налог на добавленную стоимость; С – полная себестоимость.

Расчет плановой суммы прибыли целесообразно вести методом прямого счета по каждому виду продукции (услуг) с последующим суммированием результата в целом по предприятию.

Расчет прибыли от реализации конкретного вида продукции начинается с расчета остатков нереализованной продукции на начало планируемого года. В остатки входят готовая продукция на складе, в не отфактурованных поставках (неоформленных транспортными и платежными документами), если такое имеет место, и на ответственном хранении у покупателей (клиентов). Сведения об остатках готовой продукции на начало планируемого года можно взять из данных бухгалтерского учета. Однако на момент составления финансового плана они, как правило, неизвестны. Поэтому остатки готовой продукции на конец отчетного года рассчитываются исходя из прогнозных оценок факторов, влияющих на их уровень, например изменения объемов реализации, формы безналичных расчетов, объема бартерных поставок, платежеспособного спроса.

Затем рассчитываются остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года, так называемые выходные остатки. Они рассчитываются исходя из среднесуточного выпуска продукции и норматива запасов готовой продукции в днях по формуле:

ОПк = (Пт * Но) / 360,

где Пт – годовой объем товарной продукции в отпускных ценах предприятия; Но – норматив остатка готовой продукции на складе; 360 – расчетное количество дней в году.

На основе изменения остатков готовой продукции на начало и конец планируемого года и объема товарной продукции, рассчитанных по полной себестоимости и в отпускных ценах, определяется объем реализованной продукции и доход, полученный от реализации данного вида продукции.

На основе сметы затрат рассчитываются затраты на валовую продукцию; производственная и полная себестоимость товарной продукции; себестоимость реализованной продукции; осуществляется нормирование оборотных средств.

В заключение рассчитывается плановый объем прибыли от реализации данного вида продукции (Пбi )

Пбi = Двi – Офi – Наi – НДСi,

где Двi – доход от реализации.

Общий объем плановой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как сумма прибыли по всем видам продукции по формуле:

Пб = å Пбi

Использование метода прямого счета при планировании прибыли предусматривает наличие на момент расчетов широкого круга различных данных. Однако динамизм внешней среды, неопределенность экономической ситуации иногда не позволяют прогнозировать некоторые экономические параметры, влияющие на финансовые результаты, с достаточной степенью достоверности. В этих случаях приходится довольствоваться оценочными расчетами прибыли, выполняемыми на базе достигнутого уровня прибыли и прогнозируемого процента инфляции.

Прогнозируемый объем прибыли (Пб) рассчитывается по формуле:

Пб = Пбо * Iи,

где Пбо – фактическая прибыль, полученная в отчетном году; Iи – прогнозируемый годовой индекс инфляции.

Эффективным средством прогнозирования прибыли являются графики рентабельности, учитывающие сложные взаимосвязи между издержками, объемом реализации, прибылью и ценой. Они позволяют ответить на ряд сложных вопросов: «Что случится с прибылью, если выпуск уменьшится?» «Что будет с прибылью, если цена увеличится, издержки снизятся, а объем реализации упадет?»

Балансовая прибыль предприятия, кроме прибыли от реализации продукции, включает также прибыль от прочей реализации, прибыль от внереализационных операций. Под прибылью от прочей реализации понимается финансовый результат от реализации: основных фондов; сырья; материалов; нематериальных активов в виде лицензии, патентов, торговых марок; ценных бумаг; иностранной валюты и прочего имущества предприятия. Прибыль определяется в виде разницы между отпускной ценой и балансовой стоимостью имущества, расходами на реализацию, косвенными налогами и отчислениями во внебюджетные фонды, включаемыми в отпускную цену.

Внереализационные прибыли (убытки) характеризуют дополнительные возможности предприятия получать доходы в рыночных условиях. Перечень источников таких доходов достаточно широк. К ним можно отнести следующие:

- доходы от сдачи имущества в аренду и лизинг;

- доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений;

- сальдо уплаченных и полученных штрафов, пений, неустоек;

- прочие доходы.

При планировании внереализационных операций важно учесть не только прибыль, но и убытки которые могут иметь место в плановом периоде.

Основные источники таких убытков:

- убытки по операциям прошлых лет выявленные в отчетном году, которые необходимо погасит в планируемом периоде;

- убытки от уценки товаров;

- убытки от списания дебиторской задолженности, истребовать которую не представляется возможным;

- затраты по аннулированным заказам;

- судебные издержки.

2 Методы планирования финансового результата

Основная задача планирования финансового результата – разработка мероприятий, которые предприятию необходимо выполнить сегодня для того, чтобы предприятие могло эффективно работать в будущем. А методы планирования являются связующим звеном между настоящим и будущим.

В качестве методов планирования финансового результата можно выделить следующие:

- метод процента от продаж;

- регрессионный анализ;

- метод «издержки – объем – прибыль».

1. Метод процента от продаж.

Использование метода процента от продаж позволяет вывести каждый элемент планового баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. Таким образом, при помощи метода процента от продаж можно определит конкретное содержание документов.

Суть метода заключается в том, что каждый из элементов документа рассчитывается как определенное процентное соотношение от установленной величины продаж.

В основе определения процентного соотношения лежат:

- процентное соотношение, характерные для текущей деятельности предприятия;

- процентное соотношение, рассчитанное на основе ретроспективного анализа как средняя за последние несколько лет;

- заключения менеджмента, особенно в тех случаях когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют управляющих и они хотели бы изменить их для улучшения финансовых показателей.

2. Регрессионный анализ.

Регрессионный анализ (то есть анализ зависимости определенной величины от другой величины или нескольких других величин) связывает продажи и потребность в капитале напрямую, исследует эту возможность в диалектике. Поэтому метод дает иногда более точные и конкретные прогнозы, чем расчет процента от продаж.

Регрессионный анализ рассматривает потребности в финансировании как функции от объема продаж. В системе координат отмечают соотношение между объемом продаж и потребностью в капитале в каждом из предыдущих годов хозяйствования предприятия. Точки объединяются в единую линию:

- она может быть прямой (линейная регрессия);

- или кривой (нелинейная регрессия).

Полученный график определяет тенденцию соотношения меду продажами и необходимыми объемами финансирования в будущем периоде. Рассчитывая на тот или иной прогноз продаж, можно определить соответствующие ему потребности в капитале. Линейная регрессия строится легче, однако дает менее достоверные результаты.

3. Метод «издержки – объем – прибыль».

Суть метода заключается в поиске точки нулевой прибыли или точки безубыточности, которая обозначает, что валовой доход от продаж предприятия равен его валовым издержкам. То есть нужно определить такой минимальный объем продаж, начиная с которого предприятие не несет убытков. При этом издержки предприятия равны его доходам. Для определения плановой величины продаж, соответствующей безубыточному состоянию предприятия, необходимо знать три величины:

- продажную цену единицы товара;

- объем постоянных (фиксированных) издержек, то есть таких затрат, величина которых в коротком периоде времени не связана с объемами производства и продаж и его изменениями;

- объем переменных издержек, то есть таких затрат, которые меняют свою величину в связи с изменением объема производства и продаж.

Данный метод может быть применен для определения объема производства и продаж, необходимый для получения целевой величины прибыли.

Метод «издержки – объем – прибыль» позволяет увеличить гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск за счет изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции. Использование этого метода, позволяет предприятию изменять (уменьшать или увеличивать) долю переменных или постоянных издержек в общем объеме затрат.


9. Планирование производства и реализации продукции предприятия. Методика разработки производственной программы предприятия. Планирование незавершенного производства.

Теоретические основы планирования производства и реализации продукции

Планирование производства продукции, работ и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разрабатываемой общей стратегией развития предприятия, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов внутрихозяйственной деятельности.

В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:

- основная цель производственной деятельности предприятия и ее отдельных подразделений на плановый период;

- объем и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей номенклатуре товаров;

- расчет производственной мощности предприятия, цехов и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесия спроса и предложения;

- определение потребности ресурсов на выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;

- распределение планируемых работ по основным цехам, а также сроком изготовления и поставок продукции на рынок;

- выбор средств и методов достижения запланированных показателей, расчет объемов незавершенного производства, коэффициентов загрузки технологического оборудования и производственных площадей;

- обоснование методов и форм организации производства запланированных товаров, работ и услуг, контроля выполнения планов производства и реализации продукции.

План производства и реализации продукции является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана.

Рыночные отношения в промышленности означают самопланирование, самоорганизацию, самоуправление и самофинансирование всех видов производственной, хозяйственной и иной деятельности. Самостоятельность в осуществлении внутрипроизводственного рыночного планирования предполагает:

1) свободное обеспечение производственно – технического и социального – экономического развития предприятия за счет собственных финансовых ресурсов;

2) высокую материальную заинтересованность персонала предприятия в достижении необходимых конечных результатов трудовой, производственной и финансовой деятельности;

3) полную ответственность высшего руководства и специалистов предприятия за общие результаты рыночной деятельности и выполнение всех договорных обязательств;

4) получение планируемых доходов или прибыли, необходимой финансовой основы выполнения годовой производственной программы предприятия, дальнейшего развития его потенциала;

5) установление прямой зависимости между планами производства и продажи продукции и общими доходами, уровнем эффективности производства и личными доходами работников.

В планах производства устанавливаются основные источники и размеры финансирования по каждому виду деятельности предприятия, предельно-допустимые затраты по этапу и виду работ, конечные результаты по отдельным подразделениям, видам потоков и сроком поступления денежных средств. В ходе внутрипроизводственного планирования каждое структурное подразделение, цех или отдел разрабатывают свои планы производственной деятельности, которые затем увязываются с общим планом предприятия.

По уровню управления производственные планы бывают: общими по предприятию, цеховыми, бригадными и т.д. На малых предприятиях разрабатывается, как правило, общий план производственно-хозяйственной деятельности.

В годовых планах производства и реализации продукции решают следующие основные задачи:

- определение основных плановых заданий каждому подразделению предприятия;

- выявление и устранение возникающих нестыковок в межцеховых планах;

- взаимодействие основных показателей долгосрочных и текущих планов производства;

- распределение производства ресурсов между подразделениями предприятия.

Планирование товарной, реализуемой, валовой и нормативно-чистой продукции

План производства и реализации продукции включает планирование производства продукции в натуральном выражении, производство продукции в стоимостном выражении, объема реализации продукции, показателей качества выпускаемых изделий, обоснование плана производства показателями использования производственных мощностей и основных фондов.

Объем производства предприятия в стоимостном выражении характеризуется показателями: товарной, реализуемой, валовой и нормативно – чистой продукции.

Товарная продукция предприятия характеризует собой объем продукции, подготовленной для передачи потребителям. В состав товарной продукции включаются:

а) все виды полностью изготовленной, комплектной продукции и полуфабрикатов, предназначенных для реализации;

б) работы и услуги промышленного характера сторонним организациям (частичная обработка деталей и т. д.);

в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации.

г) капитальный и средний ремонт оборудования и транспортных средств своего предприятия.

Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (стандартам, ТУ) забракованная продукция, а также все виды непроизводственных услуг, в состав товарной продукции не включается.

Объем товарной продукции планируют в стоимостном выражении по действующим оптовым ценам и нормативу чистой продукции по каждой номенклатурной позиции и определяют по формулам:

Для каждого вида изделия или услуг

, (4.1)

а по всему объему товарной продукции

, руб/год, (4.2)

где - товар продукции по i-му изделию, полуфабрикат;

- объем производства продукции i-го наименования в натуральном выражении, шт, т, м;

- оптовая цена i-го вида продукции, полуфабрикатов, руб.;

n – номенклатура изготавливаемых изделий и полуфабрикатов для реализации на сторону;

- стоимость производственных услуг сторонним организациям и капитальное строительство, руб.;

- затраты на капитальные и средние ремонты оборудования и транспортных средств.

Реализуемая продукция в отличие от товарной включает продукцию, поставленную потребителем и оплаченную по счетам.

В плане объем реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов, производственных услуг и работ сторонним организациям.

При расчете объема реализуемой продукции учитывают изменение остатков готовой продукции на складе и стадии реализации на начало и конец планируемого периода по формуле:

. (4.3)

Объем реализуемой продукции определяется по действующим оптовым ценам предприятия и нормативу чистой продукции.

Состав и объем товарной и реализуемой продукции на один и тот же период разделяется, так как последняя не учитывает складских остатков или продукцию, находящуюся в стадии реализации (товаропродвижении, транспортировки и расчетах).

Полуфабрикаты собственного изготовления – это изделия, технологический процесс производства которых закончен в одном цехе и которые подлежат доработке в других цехах предприятия.

Валовой называется продукция, произведенная предприятием за планируемый период независимо от степени ее готовности. В состав валовой продукции входят товарная продукция и изменения остатков незаконченной продукции, полуфабрикатов, остатков незавершенного производства и запчастей к оборудованию своего производства.

, (4.9)

где - остаток незавершенного производства на конец планового периода;

- остаток незавершенного производства на начало планового периода.

При укрупненных расчетах объем валовой продукции может быть определен через показатели валового и внутризаводского оборота.

Валовой оборот – это сумма валовой продукции в рублях, выпускаемой всеми цехами завода.

В него включаются все готовые изделия, продукция, изготовленная основными, вспомогательными и обслуживающими цехами завода, взаимные услуги независимо от назначения (внутри или на сторону) и изменения остатков незавершенного производства.

Внутризаводской оборот представляет собой суммарный объем продукции, обращающийся между цехами, т.е. суммарный выпуск цехов, кроме цеха окончательной сборки и продукции цехов, отгружаемой потребителям и равен разности между валовым оборотом и валовой продукцией.

В него входят: стоимость полуфабрикатов своего производства, используемых на предприятии для выпуска готовой продукции, для ремонта оборудования, транспорта, изготовленная оснастка стоимость израсходованного инструмента и всех видов энергии собственной выработки, услуги заводского транспорта, ремонтных цехов и т.д.

С помощью расчетов валового и внутризаводского устанавливают соответствие возможностей заготовительных и вспомогательных цехов и обеспечивают производство необходимыми полуфабрикатами и разного вида работами и услугами.

Валовая продукция на предприятии машиностроительной промышленности по своему вещественному составу совпадает с товарной продукцией, отличия заключаются в оценке продуктивности. Валовая оценивается в ценах на первое января предыдущего года, а товарная – в действующих оптовых ценах.

Стоимость товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия и товарной (валовой) продукции в сопоставленных ценах определяется по заводскому методу, сущность которого состоит в том, что в объем продукции включается только продукция, реализуемая на сторону и для непромышленных нужд предприятия.

Однако следует помнить, что включаемая в валовую продукцию стоимость сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий по кооперативным поставкам существенно искажает представление о фактическом объеме и динамике производства на данном предприятии.

Поэтому в качестве оценочного показателя работы предприятия может применяться объем нормативной чистой продукции (иногда нормативная стоимость обработки или трудоемкость).

Объем нормативно – чистой продукции отражает величину вновь созданной стоимости. Это устраняет заинтересованность в выпуске материалоемкой продукции и влияние внешних факторов на показатели работы предприятия.

Норматив чистой продукции ( ) – это часть оптовой цены, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды и прибыли. Норматив чистой продукции утверждается по всей номенклатуре изделий, полуфабрикатов, запасных частей, по всем работам и услугам промышленного характера, реализуемых на сторону.

Этот норматив утверждается в установленном порядке одновременно с ценами. Обязательным условием при этом должна быть прогрессивность норм трудоемкости.

Заработная плата производственных рабочих определяется из калькуляции изделия как сумма основной и дополнительной заработной платы и отчислениями на социальные нужды.

Для промышленно-производственного персонала по обслуживанию и управлению она рассчитывается через коэффициент по формуле:

, (4.10)

где - годовой фонд основной и дополнительной зарплаты с отчислениями на социальные нужды, руб.;

- годовой фонд основной и дополнительной зарплаты с отчислениями на социальные нужды производственных рабочих, руб.

Следовательно, сумма заработной платы, подлежащей включительно в норматив чистой продукции, определяется по формуле:

. (4.11)

Прибыль, включаемая в норматив, является нормативной и рассчитывается по нормативу рентабельности , которая определяется по каждой позиции и устанавливается по отношению к себестоимости за вычетом материальных затрат , т.е.

, (4.12)

. (4.13)

Норматив чистой продукции на изделие определяется по формуле:

. (4.14)

При большой номенклатуре выполненных работ и прочей продукции норматив чистой продукции (НЧП) устанавливается для предприятия в виде коэффициента ее к стоимости соответствующей продукции и работ по ценам предприятия. Этот коэффициент определяется соотношением между объемом продукции, выраженном в ценах и НЧП, сложившимся на производстве за два истекших года, но он не может быть более единицы.

Объем производства, выраженный в НЧП, в планах и отчетах предприятия определяется:

1) по готовым изделиям и продукции, планируется в натуральном выражении через норматив в виде:

, (4.15)

где m – номенклатура изделий;

- количественное задание по выпуску i-го вида продукции в натуральных единицах.

2) по продукции, планируемой в стоимостном выражении, через нормативный коэффициент чистой продукции по формуле:

, (4.16)

где - объем планируемой продукции в стоимостном выражении.

3) по незавершенному производству продукции с длительным циклом путем умножения изменения остатков незавершенного производства (в руб.) на коэффициент по формуле:

. (4.17)

Внутрипроизводственный норматив чистой продукции на комплект, деталь рассчитывается путем распределения общего норматива на изделие пропорционально доле основной заработной платы производственных

2

Сейчас читают про: