Джон Локк (1632-1704)

Первым в наиболее общем виде сформулировал задачу исследования происхождения и объема человеческого знания. Всесторонне обосновал положение об опытном происхождении всякого знания.

Отвергает существующую теорию о врожденных идеях. Те или иные идеи принимаются не по причине своей врожденности, а как следствие своей полезности. Формулирует основной принцип эмпиризма - все знание основывается на опыте.

Различает два вида опыта: внешний (совокупность определений) и внутренний (наблюдения ума над своей внутренней деятельностью). Источником внешнего является материальный мир, который воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе возникают идеи, имеющие реальное содержание. По способам образования и формирования идеи делятся на простые и сложные. Простые содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на составляющие элементы. Сложные - образуются из простых в результате самодеятельности ума. Различает три вида сложных идей: 1) идеи модусов или эмпирических субстанций, либо зависят от первичных основании или имеют их свойства; 2) идеи отношения, состоящих в сопоставлении идей; 3) идеи субстанции, т.е. носитель простых идей не имеющий самостоятельного существования.

Второе положение эмпиризма послужило основанием для физики: это теория о первичных и вторичных качествах. Первичные - неотделимые от тела (плотность, протяженность, движение и покой, число). Вторичные - цвета, запахи, звуки и т.п. Первичные качества исконно присущи телам и неизменны, а вторичные существуют только в восприятиях субъекта.

В «Двух трактатах о государственном правлении» он дополнил идею существования естественных прав человека (право на жизнь, свободу, собственность). Выдвинул идею конституционного ограничения монархии и идею разделения властей (исполнительная, законодательная, судебная).

Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778) -поставил перед собой задачу очистить челов. разум от предрассудков и суеверий. Не смотря на то, что все работы были антирелигиозными, он не отрицал религию вообще, а выступал лишь за религиозную свободу.В обществе достаточно и фанатиков и атеистов, а фанатизм и атеизм – это два полюса ужаса. И чтобы в обществе, где существуют два таких полюса, соблюдались законы нравственности, Бог необходим.

Человек - существо общественное. Общественность его закл. в том, что в обществе он живет не один, а среди себе подобных и значит вынужден научиться строить отношения с другими. Был сторонником только равенства людей в политике, перед законом и правом, а вот имущественное и социальное неравенство он считал предпосылкой сохранения соц. равновесия и нормального развития общества. Свобода, в его понимании, - это свобода воли, ограниченная законом.

Жан Жак Руссо (1712-1778) -главной проблемой его исследований была тема появления неравенства в обществе(«Общественный договор»). Источник общественного зла лежит в имущественном неравенстве. Имущественное неравенство – это только 1-я ступень общественного неравенства.2-я ступень связана с возникновением государства, когда бедные и богатые заключили договор, который и привел к возникновению гос. власти. Создавая гос.власть, люди полагали, что она станет гарантом справедливости и мира. 3-я ступень неравенства связана с превращением законной власти в деспотизм. Когда в обществе происходят события, ведущие к установлению деспотизма, то народ имеет право на бунт. Следовательно, возникновение имущ. Неравенства в обществе приводит к установлению взаимной зависимости людей друг от друга.

По мнению Руссо, сувереном, т.е.единственным правителем общества, возникшего на основе обществ. договора, может быть только объединенный народ, т.к. только он – гарант полезного и правильного развития общества. При обществ.договоре человек теряет свою собст. свободу и неогр. право на все, что его искушает и чего он может достичь. Обретает он гражданскую свободу.

Шарль Луи Монтескье(1689-1755) - сформулировал новый взгляд на сущность общества. Пытался объяснить возникновение и развитие общества на основе естественных факторов и найти такие принципы общественного устройства, которые гарантировали бы соц.стабильность и способствовали бы развитию гражданских добродетелей.Климат, почва определяет облик человека, состояние земной поверхности определяют форму правления государства.

Под полит.свободой он понимал право человека делать то, что дозволено законом. Любая власть, по его мнению, должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих властей должна сдерживать друг друга. Лучшим типом гос. устройства для М была монархия, в которой монарх имел 2 права – наложить вето на закон парламента и распустить парламент. Функциями парламента должны быть определение размеров налогов, формирование армии, контроль за исполнением законов. Судебная власть обязательно должна быть выборной.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: