методические рекомендации к практическим занятиям
для студентов, обучающихся по направлению
040400.62 - «Социальная работа»
Новочеркасск
УДК 364:159
А 79
Методические рекомендации составила Аракельян А.А.
Рассмотрено на заседании кафедры истории и социальных технологий НГМА (протокол № 12 от 24.06.2013 г.)
Рецензенты: Прокопенко Н.П. канд. филос. наук, доц.
Аракельян, А.А.
А 79 Основы психодиагностики в социальной работе [ Текст]: метод. реком. к практическим занятиям для студ., обуч. по напрвл. 040400.62 – «Социальная работа». / А.А. Аракельян; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2013.– 19 с.
В методических рекомендациях представлены планы практических занятий и список литературы.
Ключевые слова: психодиагностика, методика, тест, акцентуации характера, опросник, агрессивность, темперамент, характер, способности, психологическая готовность к школьному обучению, креативность, психометрика, валидность, надёжность.
Содержание
Введение.. 3
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 3
|
|
ВОПРОСЫ к зачёту.. 3
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………17
Введение
Задачи изучения дисциплины соответствуют требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть студенты, изложенным в ГОС ВПО. Дисциплина ориентирует на культурно-просветительский, научно-методический, организационно-управленческий виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: формирование духовных, нравственных ценностей; формирование общей культуры учащихся; организация самостоятельной работы учащихся и др.
В настоящий момент в обществе и образовании назрела потребность внедрения гуманистически и компетентностно ориентированного подхода, основную ценность которого представляет человек как субъект деятельности и отношений. Такому подходу способствует использование в образовательном пространстве современных методов психолого-педагогической диагностики, а на их основе - методов развития и саморазвития личности. Получив соответствующие знания по данному курсу, будущий выпускник педагогического университета сможет иметь представление о том, как самостоятельно организовать и провести на практике психолого-педагогические исследования, как можно использовать полученные данные в работе с людьми.
Цель дисциплины: усилить психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки будущих социальных работников путем расширения их представлений о психолого-педагогических возможностях выявления специфики и проблем в развитии личности, его образовании и воспитании; о практических направлениях в решении этих проблем на основе адекватного психолого-педагогического диагноза.
|
|
Задачи:
1. Дать понятие о современных психолого-педагогических подходах к изучению личности ребенка в его взаимодействии с миром; о методах получения информации о личности, соответствующих этим подходам.
2. Способствовать формированию у студентов убеждения в том, что личность нельзя рассматривать как статистическую сумму проявлений, поступков, черт характера и т.п.; что всякое развитие, обучение, воспитание в настоящем базируется на прошлом развитии и имеет перспективу развития в будущем.
3. Дать представление о психологических методах и средствах получения информации о личности учащихся и педагога.
4. Научить аналитически относиться к результатам психолого-педагогических диагностических обследований.
5. Углубить представление о динамике психического развития человека, о важности мыслительной обработки внешних данных, проникновения во внутреннюю сущность процессов развития, обучения, воспитания личности.
6. Развить умения студентов по организации их практической деятельности с использованием различных методов психологической диагностики.
7. На основе результатов самодиагностики личности активизировать деятельность студентов по профессиональному саморазвитию и самовоспитанию.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Должен знать:
- сущность психологических и педагогических подходов и теорий к диагностике личности;
- основные зарубежные и отечественные психологические диагностические методики и иметь представление об их проведении и интерпретации;
- о том, что психолого-педагогическая диагностика на сегодняшний день – одна из важных сфер деятельности в системе образования. Значимость и эффективность психолого-педагогической диагностики во многом определяется личностью исследователя (педагога или психолога), его профессиональными знаниями, умениями, способностями;
- в психодиагностике само обследование – не самоцель, а только начало осторожного, глубокого изучения личности;
- о перспективных психологических методах исследования личности ребенка, актуальных для современного образования;
Уметь:
- ставить цель и видеть задачи психологической диагностики;
- выбирать методики для осуществления психологической диагностики на основе анализа тех проблем и трудностей обучения, воспитания, развития личности, которые проявляются у учащегося или в группе учащихся;
- выделять основные этапы психологической диагностики, их последовательность и способы учета и интерпретации полученных данных;
Владеть:
- нахождения инструментария для осуществления психологической диагностики в связи с поставленной целью;
- проведения процедуры диагностики самопознания в контексте саморазвития и профессионального роста личности.
Целостность курса обеспечивается единством и взаимодополняемостью информационного материала, предлагаемого преподавателем в лекционном курсе, и материала, осваимого студентами в режиме диалога через практические (семинарские) занятия.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ