Основы психодиагностики в социальной работе

методические рекомендации к практическим занятиям

для студентов, обучающихся по направлению

040400.62 - «Социальная работа»

Новочеркасск


УДК 364:159

А 79

Методические рекомендации составила Аракельян А.А.

Рассмотрено на заседании кафедры истории и социальных технологий НГМА (протокол № 12 от 24.06.2013 г.)

Рецензенты: Прокопенко Н.П. канд. филос. наук, доц.

Аракельян, А.А.

А 79 Основы психодиагностики в социальной работе [ Текст]: метод. реком. к практическим занятиям для студ., обуч. по напрвл. 040400.62 – «Социальная работа». / А.А. Аракельян; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2013.– 19 с.

В методических рекомендациях представлены планы практических занятий и список литературы.

Ключевые слова: психодиагностика, методика, тест, акцентуации характера, опросник, агрессивность, темперамент, характер, способности, психологическая готовность к школьному обучению, креативность, психометрика, валидность, надёжность.

Содержание

Введение.. 3

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 3

ВОПРОСЫ к зачёту.. 3

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………17
Введение

Задачи изучения дисциплины соответствуют требований к знаниям, умениям и навыкам, которыми должны овладеть студенты, изложенным в ГОС ВПО. Дисциплина ориентирует на культурно-просветительский, научно-методический, организационно-управленческий виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: формирование духовных, нравственных ценностей; формирование общей культуры учащихся; организация самостоятельной работы учащихся и др.

В настоящий момент в обществе и образовании назрела потребность внедрения гуманистически и компетентностно ориентированного подхода, основную ценность которого представляет человек как субъект деятельности и отношений. Такому подходу способствует использование в образовательном пространстве современных методов психолого-педагогической диагностики, а на их основе - методов развития и саморазвития личности. Получив соответствующие знания по данному курсу, будущий выпускник педагогического университета сможет иметь представление о том, как самостоятельно организовать и провести на практике психолого-педагогические исследования, как можно использовать полученные данные в работе с людьми.

Цель дисциплины: усилить психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки будущих социальных работников путем расширения их представлений о психолого-педагогических возможностях выявления специфики и проблем в развитии личности, его образовании и воспитании; о практических направлениях в решении этих проблем на основе адекватного психолого-педагогического диагноза.

Задачи:

1. Дать понятие о современных психолого-педагогических подходах к изучению личности ребенка в его взаимодействии с миром; о методах получения информации о личности, соответствующих этим подходам.

2. Способствовать формированию у студентов убеждения в том, что личность нельзя рассматривать как статистическую сумму проявлений, поступков, черт характера и т.п.; что всякое развитие, обучение, воспитание в настоящем базируется на прошлом развитии и имеет перспективу развития в будущем.

3. Дать представление о психологических методах и средствах получения информации о личности учащихся и педагога.

4. Научить аналитически относиться к результатам психолого-педагогических диагностических обследований.

5. Углубить представление о динамике психического развития человека, о важности мыслительной обработки внешних данных, проникновения во внутреннюю сущность процессов развития, обучения, воспитания личности.

6. Развить умения студентов по организации их практической деятельности с использованием различных методов психологической диагностики.

7. На основе результатов самодиагностики личности активизировать деятельность студентов по профессиональному саморазвитию и самовоспитанию.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Должен знать:

- сущность психологических и педагогических подходов и теорий к диагностике личности;

- основные зарубежные и отечественные психологические диагностические методики и иметь представление об их проведении и интерпретации;

- о том, что психолого-педагогическая диагностика на сегодняшний день – одна из важных сфер деятельности в системе образования. Значимость и эффективность психолого-педагогической диагностики во многом определяется личностью исследователя (педагога или психолога), его профессиональными знаниями, умениями, способностями;

- в психодиагностике само обследование – не самоцель, а только начало осторожного, глубокого изучения личности;

- о перспективных психологических методах исследования личности ребенка, актуальных для современного образования;

Уметь:

- ставить цель и видеть задачи психологической диагностики;

- выбирать методики для осуществления психологической диагностики на основе анализа тех проблем и трудностей обучения, воспитания, развития личности, которые проявляются у учащегося или в группе учащихся;

- выделять основные этапы психологической диагностики, их последовательность и способы учета и интерпретации полученных данных;

Владеть:

- нахождения инструментария для осуществления психологической диагностики в связи с поставленной целью;

- проведения процедуры диагностики самопознания в контексте саморазвития и профессионального роста личности.

Целостность курса обеспечивается единством и взаимодополняемостью информационного материала, предлагаемого преподавателем в лекционном курсе, и материала, осваимого студентами в режиме диалога через практические (семинарские) занятия.


ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: