Воспитание характера

Характер человека заключается в его общих предрасположенностях и наклонностях. Характер определяет черты и привычки личности, которые направляют ее поведение, или говорит о специфических особенностях личности, ее личных свойствах. Мы употребляем этот термин во многих смыслах. Писатели и драматурги стремятся изобразить характерные наклонности и отличительные взгляды и особенности поведения через манеры своих героев, их психологические и моральные качества. Термин «личность» (personality) обозначает сумму характерных черт. Она включает в себя индивидуальные пристрастия и предрасположенности, манеру одеваться и вести себя. Люди очень сильно отличаются своими особенностями и вкусами. Если это чудной или странный человек, то мы можем сказать, что он «оригинал». При этом мы будем говорить о нем в шутливом тоне. Вообще говоря, мы можем различать характерные черты людей и называть одних смешными, других вспыльчивыми, одних трудолюбивыми и серьезными, других безрассудными, храбрыми и несдержанными; одних тщеславными, других робкими, одних терпимыми, других капризными. Мы замечаем, что некоторые люди, как нам кажется, никогда ничего не доводят до конца, они могут быть скрытными и недобросовестными. Другие открыты, дружелюбны, надежны. Одни скупы, другие щедры.

В общепринятом смысле термин «характер» включает в себя как положительные, так и отрицательные качества людей. Если мы говорим, что у человека хороший характер, мы имеем в виду, что он заслуживает доверия и честен. И наоборот, если мы сомневаемся в моральных качествах человека, то полагаем, что он бесчестен, недобросовестен и ненадежен.

Мы одобряем людей, которые «имеют характер», имея в виду, что они собраны, дисциплинированы и сдержаны, могут управлять своими страстями и желаниями. Мы говорим, что у них сильный характер. Другому человеку может не хватать характера, т.е. он может поддаваться каждому капризу и прихоти и не в состоянии преодолевать соблазны. Смелый и решительный человек может хладнокровно противостоять опасности. Трусливый человек полон опасений. Честный человек справедливо относится к другим. Бесчестный человек неискренен. Когда мы употребляем понятие «характер», мы говорим не только о характерных чертах человека — его индивидуальных особенностях, — но также о его общей склонности к определенным поступкам. Более узкий смысл имеет термин «привычка» (habit). Мы говорим, что люди имеют хорошие и плохие привычки. Одни аккуратны, другие неряшливы. Одни болтливы, другие сдержанны. Одни пунктуальны, другие всегда опаздывают. Мы же говорим о глубоких общих характерных особенностях индивида. Если мы хорошо знаем человека, то мы, как правило, можем предугадать его поведение в определенных ситуациях. То, что он будет делать, обычно предсказуемо, поскольку его поступки «характерны» для него.

Впрочем, иногда люди могут вести себя не характерно. В результате кризиса или успеха личность может даже измениться. Изменения могут быть настолько сильными, что люди оставляют семьи и карьеру, радикально меняют стиль жизни. Исполнительный и преданный работник может стать ненадежным. Задавленная обстоятельствами женщина к удивлению окружающих может вдруг напиться или начать курить. Спокойный человек может неожиданно выйти из себя в приступе ярости. Иногда человеческое поведение непредсказуемо. Человек не всегда ведет себя так, как мы ожидаем. Свободный выбор и автономия могут привести к новым поступкам. Некоторые утверждают, что именно тогда, когда они ведут себя нехарактерным для себя образом, они показывают свой подлинный характер, который обычно тщательно скрыт.

Характерные черты и привычки не остаются неизменными. Они влияют друг на друга и могут быть изменены жизнью и познанием. Нелегко установить, является ли характер по преимуществу генетически детерминированным, либо он в основном продукт окружающей среды. Но несомненно то, что генетические влияния и воздействия окружающей среды в своей совокупности образуют внутреннее основание нашего поведения. Формирование и проявления природных дарований зависит от стимулов окружающей среды. Бихевиористы указывают на тот факт, что мы вырабатываем условные рефлексы и определенным образом ориентируем наше поведение. Это несомненно верно по отношению к страданиям и удовольствиям, которые мы получаем от окружающей среды. Ребенок вскоре обнаруживает, что взрослые неодобрительно смотрят на его плохое поведение и одобряют благовоспитанные манеры. Идущие извне наказания и вознаграждения, получаемые от родителей, учителей и ровесников, становятся внутренними мотивами будущего поведения. Ребенок вырабатывает привычные ожидания и приемлемые для других поведенческие реакции. Воспитание и обучение в самые ранние годы очень важны для формирования хороших привычек, моральных добродетелей и качеств. В этом периоде жизни человека закладываются фундамент его индивидуальности и способности к совершенствованию.

Как мы прививаем ребенку надлежащее поведение? Я полагаю, у нормальных людей есть врожденные наклонности, посредством которых моральные качества проявляются естественно. Их основа закладывается тогда, когда мать и отец правильно и хорошо кормят ребенка, держат его в тепле, любят и заботятся о нем. Каждый день любящей заботы приносит новую возможность развития альтруизма. Когда ребенок становится старше, из того, как он относится к своей семье: сестрам, братьям и родственникам и позже — к друзьям и коллегам, становится ясно, какими моральными качествами он обладает и сможет обладать в будущем.

К сожалению, некоторые индивиды остаются почти полностью морально неразвитыми или их развитие существенно отклоняется от альтруистских ценностей. Трудно установить, как и почему это происходит. Без сомнения, родители, которые не любят или плохо обращаются со своими детьми, играют здесь едва ли ни главную трагическую роль. Так же очевидно, что некоторые психически ненормальные люди, которые ведут себя аморально и психопатологически, страдают каким-то биохимическим или психофизическим дефектом, который по своему происхождению может быть генетическим. Чтобы стать нормальной моральной личностью, ребенок как минимум нуждается в моральной эмпатии. Начинать нужно с создания и развития характера и воспитания с помощью положительного подкрепления тех черт и предрасположенностей, которые считаются нами достойными. Давайте обсудим различные модели практикуемого морального воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: