Этическое воспитание детей

Мы показали, что люди обладают способностью к моральному поведению, поскольку она глубоко укоренена в нашей природе как разумных и этических животных. Ради выживания в качестве вида и существования в человеческих сообществах нам необходимо сотрудничать и жить в соответствии с основными этическими принципами. Этому приходится учиться как индивиду, так и обществу. Потребность во все более достойном выживании является источником общих моральных норм любого человеческого общества. Эти моральные императивы преодолевают границы различных культур. Они столь глубоко проникают в жизнь людей, что религиозные сообщества освящают их и рассматривают как божественные. Тем не менее, они являются общим наследием человеческой цивилизации и одинаково разделяются верующими и неверующими.

Вместе с тем, в самих людях моральные принципы сосуществуют с другими побуждениями: своекорыстием, агрессией, соперничеством, желанием властвовать над другими и т.д. Нравственные чувства могут быть подавлены, вытеснены или разрушены другими эмоциями. У некоторых людей моральное поведение может быть вытеснено страхом, эгоизмом или желанием причинять страдания другим. Вместе с тем люди способны на когнитивные реакции, которые могут сдержать страсти и помочь нам терпимо и мирно относиться к разногласиям и сотрудничать с другими при решении общих задач. Мы можем понять, как «работает» человеческая природа и попытаться изменить ее поведение в свете критического разума. Таким образом, разум присоединяется к нашим природным интуитивным и эмоциональным импульсам. Он является или может являться сдерживающим компонентом. Более того, разум может изменить обычай. Он может ввести в человеческую практику прогрессивные этические принципы, руководствуясь которыми, люди научаются вести более совершенную жизнь, в границах которой их этическое отношение к другим будут выходит за пределы непосредственного круга знакомств, и в итоге люди осознают свою ответственность за судьбу мирового сообщества.

Основные проблемы, которые я намерен осветить в этой главе — это реализация моральных норм, а также проблема развития рационально подкрепленного уважения к этическим принципам. Каким образом мы можем быть уверены в том, что моральное поведение не подавлено своекорыстием, ненавистью, стремлением к самовозвеличиванию или властью? Внутри каждой личности проходит борьба между негативными и позитивными побуждениями. В некоторых людях преобладают эгоизм или даже демонические стремления. Каким образом общество может содействовать развитию в человеке разумного, заботливого, внимательного отношения к другим.

Этот трудный вопрос является фундаментальным для каждой социальной системы. Исторически различные человеческие сообщества постоянно предпринимают попытки привить своим членам добродетели и обучить их надлежащему моральному поведению. Дети — благодатное поле для культивирования этического, они принимают горячее участие в практике морального обучения. Мы хотим вырастить конструктивного и результативного ребенка. Мы хотим, чтобы наши дети были способны совершенствовать себя и реализовывать свои творческие дарования. Но мы также хотим, чтобы они были морально ответственными людьми, чувствительными к потребностям и нуждам других.

Вопрос о достижении этих целей неизменно обсуждается родителями и учителями, гражданскими и религиозными деятелями. Этот вопрос сегодня особенно актуален для государственных (public) школ. Должны ли школы обучать морали? Если да, то какова цель морального образования? Я хотел бы подчеркнуть, что цель этического обучения двояка: во-первых, развитие в детях личностного начала (character), позволяющего им воплощать и соблюдать общие моральные правила как по отношению к самим себе, так и по отношению к другим; во-вторых, воспитание способности этического познания и умения вести критическое этическое исследование.

Первая цель изначальна. Родители начинают ее реализацию рано, вероятно, с момента рождения ребенка нежностью порождая нежность. Из ребенка, которого любили в детстве, скорее всего и вырастет моральная личность. То, как ребенка купают, кормят, как с ним играют, разговаривают и организуют его отдых, определяет формирование личности. Родители усиленно учат детей контролировать свои элементарные биологические функции. Они также наставляют их правилам приличия за столом. Дети укладываются спать вовремя, они научаются сдерживать свои импульсы, не шуметь, когда их родители спят, мыть руки перед едой, чистить зубы. Иногда им может быть поручена уборка по дому. Они приучаются приводить в порядок свои комнаты и убирать свои кровати, возможно, косить траву, готовить пищу или кормить домашних животных. В школе дети обучаются счету, письму и чтению, они учатся правильно говорить на своем родном языке.

Дело в том, что формирование привычек — необходимая предпосылка человеческого поведения, и нам нелегко жить вместе, если мы не умеем сдерживать наши импульсы и направлять наши желания в сторону конструктивных и социально признанных средств и целей. Все это бессознательно происходит во всех цивилизованных обществах, и моральное воспитание, таким образом, начинается в ранние месяцы в процессе воспитания наших детей.

Некоторые родители терпят неудачу в этом деле. Они могут быть настолько бестолковыми или несчастными в своей личной жизни, что это мешает им воспитывать детей в любви и благотворным образом. Возможно, их родители плохо обращались с ними и поэтому они плохо обращаются со своими детьми, закрепляя, таким образом, синдром отсутствия заботы о детях, а иногда и грубого обращения с ними. Некоторые из них могут быть авторитарными личностями, деспотами, стремящимися навязать свои собственные жесткие стандарты правильного и ложного. Они нечувствительны к потребностям своих детей и сложным нюансам морального выбора. Тем не менее, существуют моральные образцы надлежащего поведения родителей, и я хотел бы обрисовать то, что, по моему мнению, должно включаться в процесс воспитания детей. Я говорю об этическом воспитании, которое соответствовало бы двадцать первому и последующему векам, и я смею утверждать, что процессы воспитания, которые я описываю, в целом могут быть приняты как верующими, так и людьми светского мировоззрения.

Существует огромная литература об образовании в младшей и средней школе о том, должны ли школы вводить моральное образование или религиозное воспитание. Если такое образование допускается, то чему в этом случае должны обучать в школе? Некоторые родители боятся, как бы школы не разрушили верования и ценности их религиозной и этнической группы, и поэтому противятся всякому моральному воспитанию в школах. Они опасаются, что если дети познакомятся с широким многообразием идей, то станут подвергать сомнению абсолютные истины и в процессе образования развратятся.

Позволю себе заметить в этой связи, что всякое образование имеет моральное и этическое измерение и если образование его лишено, то оно не заслуживает называться таковым. Часто не замечают, что школы прививают навыки как интеллектуальной, так и моральной практики. Согласимся с тем, что суть учебного процесса состоит в развитии интеллекта. В ходе учебного процесса учителя совершенствуют знания и умения детей в различных дисциплинах: английском, математике, истории, естественных и социальных науках, искусстве, музыке, литературе, иностранных языках и т.д. Но школы также стремятся научить и надлежащим манерам поведения. Такого рода моральное обучение начинается в детском саду и начальных классах. Детям предписывается быть скромными, спокойными в разумных пределах, не буянить и не ломать окружающие их предметы. Их обучают умению организованно вести себя, поднимать руки, если они желают ответить на вопрос, быть благовоспитанными в отношениях с другими, быть пунктуальными, аккуратными, не мошенничать на экзаменах и т.д. Обучение общепринятым правилам приличия и вежливым манерам цивилизованного поведения неизбежно присутствует в самом учебном плане.

Утверждение, что родители и учителя с необходимостью активно вовлечены в моральное воспитание, возможно, является трюизмом, и все же трюизмы часто остаются, в конце концов, непреложными истинами. Встает вопрос: существуют ли какие-нибудь руководящие принципы, которым мы можем следовать в процессе обучения детей? Как я уже говорил, в этической сфере существует два вида воспитания: (1) формирование характера, которое называется моральным воспитанием, и включает в себя этическое измерение в той степени, в какой оно имеет целью культивировать нравственные ценности, и (2) развитие интеллектуальных способностей и навыков критического этического исследования, которое, очевидно, может быть названо этическим воспитанием. Оба эти измерения присущи и домашнему, и школьному обучению. Возможно и нравственное самообразование. Важно, чтобы мы начали с воспитания характера, но в то же время нужно идти дальше и развивать способность к этическому вопрошанию и рассуждению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: